Арбитражный суд Свердловской области принял решение в пользу покупательницы Toyota в Челябинске, обязав дилера, ООО «Сейхо-Моторс», отдать ей спорный внедорожник Land Cruiser 300. Договор купли-продажи на 9,4 миллиона рублей был заключен около года назад, выдача машины планировалась в начале марта 2022-го. Но после начала СВО возникли проволочки, и, по версии клиентки, дилер придержал автомобиль с целью продать его по более высокой стоимости. В тот момент цена аналогичных Land Cruiser 300 составляла 15 миллионов рублей и более. Таким же образом завис другой автомобиль, купленный Марией у «Сейхо-Моторс», Lexus RX, но решение по нему не принято: заседание арбитража назначено на середину марта 2023 года.
Инициатором судебного разбирательства стало само ООО «Сейхо-Моторс», пытаясь добиться расторжения договора купли-продажи в связи с прекращением поставок в Россию автомобилей Toyota. В качестве доказательства компания предоставила заявление Toyota на официальном сайте. Суд отнесся к такой позиции критически, указав, что истец не доказал существенного изменения обстоятельств.
Суд также установил, что Land Cruiser 300 был в распоряжении дилера на момент возникновения спора, что подтверждается данными, предоставленными суду импортером «Тойота Мотор». Отгрузки двух таких машин состоялись 3 февраля 2022 года, еще две машины пришли 25 февраля. Кроме того, наличие автомобилей на складе дилера предусмотрено договором купли-продажи. Суд усмотрел признаки уклонения истцом от исполнения обязательств и удовлетворил встречный иск самой Марии. В результате ООО «Сейхо-Моторс» обязали направить комплект документов лизинговой компании для финализации сделки на первоначальных условиях и передать Land Cruiser в течение 5 дней с момента оплаты. Весной прошлого года лизинговая компания не смогла получить документы, необходимые для полной оплаты автомобиля, что затормозило сделку.
Решение суда еще не вступило в силу и до конца февраля может быть обжаловано. В компании «Сейхо-Моторс» не стали комментировать дальнейшие планы, но редакция 74.RU готова отразить позицию дилера после получения ответа. В случае отказа исполнять решение суда после его вступления в силу дилеру грозит неустойка в 5 тысяч рублей в день в течение первой недели и 10 тысяч рублей в день в дальнейшем.
Весной прошлого года представители «Сейхо-Моторс» ссылались на форс-мажорные обстоятельства, перечисленные в договоре купли-продажи, среди которых были, в частности, «война» и «военные действия», «эпидемии и иные явления природы» и прочее. Но в суде эта аргументация не использовалась, и основной акцент делался на прекращение поставок машин. О возникновении форс-мажорных обстоятельств дилер обязан оповестить клиента незамедлительно с предоставлением доказательств.
Напомним, прошлой весной практически все иностранные производители остановили заводы и поставили на паузу поставку автомобилей, и все, кроме китайских марок, так и не возобновили полноценную работу. Это превратило уже ввезенные в Россию запасы иномарок в «золотой фонд», который дилеры распродают до сих пор. Цены на такие машины достигали пика в апреле, но после слегка упали, хотя всё равно остались космическими. Сейчас стоимость Toyota Land Cruiser 300 в комплектации 70th Anniversary составляет 13–14 миллионов рублей. По договору купли-продажи за автомобиль должны перечислить 9,4 миллиона.
Многие дилеры переходят на китайские модели, и в Челябинcке готовится к открытию представительство марки Tank.
Популярностью пользуется параллельный импорт, и вот пример расчета цены машины, ввезенной из ОАЭ. Ранее мы рассказывали, во что обойдется BMW X3 из Германии, но схема получается многозвенной. Зато сравнительно легко купить другого «немца»: крупные холдинги везут Volkswagen для китайского рынка.