Авто Кризис-2024 подробности «Есть примеры удешевления»: эксперты рассказали, снизятся ли цены автомобилей в 2023 году

«Есть примеры удешевления»: эксперты рассказали, снизятся ли цены автомобилей в 2023 году

Усиливающая конкуренция может нивелироваться ростом курсов валют

Haval Jolion — пример автомобиля, который с весны 2022 года подешевел

В 2022-м цены на автомобили не только установили очередной рекорд, но и ушли в зону абсурда: «Лады» стоят как кроссоверы, кроссоверы — как квартиры, а остальное еще дороже. И сколько бы участники авторынка ни говорили, что людям надо привыкнуть к новой ценовой реальности, привыкнуть получится не у всех, потому что, как говаривал персонаж одного мультика: «У нас денег нет». Мы изучили актуальные прайсы на автомобили и оценили шансы на их снижение в 2023 году.

Примеры снижения цен

В 2022 году случилось очень редкое на российском рынке явление: в какой-то момент цены на машины действительно поползли вниз, так что сам по себе прецедент есть. Например, один из нынешних лидеров рынка, китайский бренд Haval, с февраля по декабрь провел уж восемь корректировок прайс-листов. Возьмем популярный кроссовер Jolion: в начале февраля базовая цена поднялась до 1,499 миллиона рублей, в апреле, уже после начала спецоперации, подскочила почти на миллион — до 2,399 миллиона. Но затем в мае и сентябре она дважды снижалась и сейчас составляет 1,899 миллиона рублей. Это на 27% выше февральской цены, но на 21% ниже апрельской. Похожая история и с другими моделями Haval.

Дорогие мои «Москвичи»

Но всё равно стоимость автомобилей остается на заоблачном уровне. Характерный пример — как бы российский «Москвич», сборку которого наладили на бывшем заводе Renault в Москве. Недавно стали известны цены, но российский шильдик, кажется, только ухудшил ситуацию. Базовая комплектация переднеприводного кроссовера стоит 1,97 миллиона рублей, правда, речь о версии с турбодвигателем мощностью 150 л. с. и неплохим оснащением (есть климат-контроль, мультимедиа, люк, легкосплавные 17-дюймовые колеса). Версия с вариатором начинается от 2,035 миллиона, а за электрический «Москвич 3е» просят 3,5 миллиона.

Цена «Москвича» оказалась несоветской

Тут невольно вспоминаешь, что Renault Duster, который выпускали на этом заводе до всех перипетий, стоил в диапазоне 1,15–1,6 миллиона рублей (по состоянию на январь 2022 года). То есть даже топовая версия с полным приводом и хорошим оснащением была на 400 тысяч дешевле, чем моноприводный «Москвич 3».

Можно провести и другую параллель: еще до старта производства «Москвича» из Китая к нам ввезли партию JAC JS4 (идентичная модель), правда, с чуть менее мощным турбомотором — он развивает 136 л. с. Сейчас дилеры распродают эти автомобили, и версия с вариатором стоит 1,9 миллиона рублей, то есть на 135 тысяч дешевле «Москвича» с такой коробкой. Кроме того, JAC JS4 выпускает на заводе «СарыаркаАвтопром» в Казахстане, и там цена турбоверсии стартует от 10,5 миллиона тенге, то есть в пределах 1,6 миллиона рублей даже с учетом некоторого обесценивания рубля.

Исходник для «Москвича» — JAC JS4. Стоит он даже дешевле

Почем электричество

Липецкий завод «Моторинвест» с осени выпускает электромобили Evolute i-Pro и i-Joy на базе китайских моделей Dongfeng, но и их цена, несмотря на якобы российский бренд, не радует: от 2,9 и 3,5 миллиона рублей соответственно.

«Моторинвест» также стал импортером китайских электромобилей Voyah с претензией на премиальный сегмент: первым на рынок вышел кроссовер Free, по классу близкий к Volvo XC90. Два электромотора в сумме развивают 488 л. с., а батареи емкостью 106 кВт*ч должно хватать на 500 километров, измеренных по современной методике WLTP. Но и цена оказалась кусачей — минимум 7,99 миллиона рублей. За эти деньги в принципе еще можно найти у дилеров Volvo XC90 из коллекции 2021 года, но запасы их тают, что и позволяет новым маркам ломить цены.

Voyah Free — крупный электрический кроссовер с полным приводом

От «Гранты» до «Про Макса»

Минимальную планку цен много лет задает Lada Granta, которая сейчас в самой пустой версии стоит от 678 тысяч рублей. Но если нужна более-менее разумная комплектация с двумя подушками безопасности, кондиционером, аудиосистемой и подогревом сидений, цена подскакивает до 781 тысячи. Двигатель будет безальтернативным, 90-сильным, как и механическая коробка передач, а АБС нет в принципе.

Чуть дороже «Гранты» стоят Niva Legend (от 809 тысяч) и Niva Travel (от 999 тысяч рублей). Следующая остановка — это УАЗы: «Патриот» с мотором под «Евро-2» и в скромной комплектации стоит уже от 1,5 миллиона рублей.

Дилеры Lada продают в основном Granta и Niva, но изредка встречаются и «Весты»

Ниша новых автомобилей 1–1,5 миллиона рублей пустует. Небольшие китайские кроссоверы, которые в старые времена стоили бы чуть более миллиона рублей, теперь минимум в полтора раза дороже. Так, Haval Jolion начинается от 1,9 миллиона, Cherry Tiggo 4 Pro — от 2,05 миллиона рублей, Geely Coolray — от 2,3 миллиона и так далее.

А если, например, нужен кроссовер формата полноприводного Nissan X-Trail и в хорошей комплектации? Можно посмотреть Chery Tiggo 8 Pro Max (младшие модели компании бывают только моноприводные). Но его цена стартует от 3,9 миллиона рублей, что в былые времена позволило бы купить аналогичный автомобиль премиум-класса.

Снижение неизбежно?

Основной причиной роста цен участники рынка называют резко снизившуюся конкуренцию, что позволяет оставшимся игрокам (в основном китайским) диктовать условия. Коммерческий директор группы компаний «Регинас» Сергей Попов надеется, что в следующем году ситуация изменится: приход новых брендов и моделей усилит соперничество и может вынудить китайские компании пойти на корректировку прайс-листов.

Другая причина высоких цен — остановка местных производств. Промсборка обеспечивала финансовые льготы компаниям типа Volkswagen, Renault и Hyundai и снижала себестоимость машин. Сейчас в режиме промсборки работает лишь завод Haval под Тулой, а большая часть иномарок ввозится в готовом виде. Помимо высоких таможенных пошлин, на цену влияет и стоимость доставки, потому что санкции очень усложнили логистику.

Ситуация особенно ударила по сегменту бюджетных иномарок класса Hyundai Solaris и Creta, что и привело к образованию рыночной бреши в сегменте цен от 1 до 2 миллионов рублей: предложения здесь можно пересчитать по пальцам. Для недорогой машины пошлины и доставка слишком критичны, поэтому, например, машины В-класса редко везут по схеме параллельного импорта (но примеры есть).

В Узбекистане наладили производство седана Chevrolet Onix, близкого к Hyundai Solaris. Стоимость в России, по нашим оценкам, составляла бы в районе 1,3–1,6 миллиона рублей, но ввоз осложнен из-за позиции General Motors

Частично исправить ситуацию призван проект АВТОВАЗа по перезапуску бывшего завода Nissan в Петербурге: здесь планируется «партнерская сборка» иномарок под брендом Lada, причем речь о седанах и кроссоверах С- и D-класса: сейчас у АВТОВАЗа таких нет. С учетом преференций, которые АВТОВАЗ обычно получает от правительства, такие иномарки могут частично компенсировать нехватку машин средней стоимости. Но проблема даже не в этом: завод в лучшем случае начнет работу во второй половине 2023 года, а план выпуска — пока лишь 10 тысяч машин. Для сравнения: в 2021 году только корейская троица Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta разошлась тиражом более 210 тысяч автомобилей, а были еще Renault Logan, Lada XRAY, Volkswagen Polo, Skoda Rapid. Так что даже в случае успеха «питерского филиала» АВТОВАЗа ожидать серьезного демпинга не стоит: конкуренция останется невысокой.

Сбить цены могло бы изменение таможенных пошлин и других сборов (например, утилизационного), но пока в правительстве РФ даже не рассматривают такой сценарий. Одним из приоритетов является перезапуск вставших заводов, а с этой точки зрения сложности параллельного импорта только на руку.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр видит в таком подходе проблему:

— Стимулятор для снижения стоимости — это или конкурентная среда, или товар недостаточного качества. Если открыть границы для ввоза машин, то возникнет конкуренция, в том числе между китайскими производителями, между теми, кто ввозит машины параллельным импортом. Таможенные пошлины у нас заградительные, и раньше они способствовали росту производства на территории РФ, но роста не произошло, произошел регресс, и, кроме трех калек-заводов в Липецке, Москве, Тольятти, производства почти не осталось, а пошлины на месте. Но когда к Минфину обращаются с предложением снизить их, он говорит: «Извините, нам деньги очень нужны». А для страны нужны автомобили, чтобы развивалась экономика, потому что каждый автомобиль — это шесть рабочих мест, это ГСМ, обслуживание, мойка.

Но для импорта серьезным фактором риска являются курсы валют. Нескромные цены на автомобили сформировались в период, когда доллар стоил порядка 60 рублей, сейчас — 70 рублей, и эксперты прогнозируют колебания курсов в будущем году. В таких условиях импортеры автомобилей работают по внутреннему курсу, который устанавливают с запасом, чтобы нивелировать возможные риски. А значит, стоимость машин может подняться просто из-за негативных ожиданий.

На дальнейший рост цен настраиваются и представители автобизнеса, хотя количественные оценки расходятся. Глава АВТОВАЗа Максим Соколов пообещал, что стоимость автомобилей Lada в следующем году будет расти медленнее инфляции, которая оценивается Банком России в 5–7%. О необходимости постоянного контроля автомобильных прайсов говорил и президент РФ, но эксперты сомневаются, что его предложения всерьез повлияют на рынок.

Получается, что предпосылки к некоторому снижению (или хотя бы стабилизации) автомобильных цен есть, и главная из них — приход новых брендов на место ушедших. Но много и непредсказуемости: уровень инфляции, курсы валют, доходы россиян. С учетом незначительности нашего рынка в сравнении с китайским эксперты сомневаются, что компании из КНР пойдут на серьёзный демпинг, хотя точечные регулировки цен вполне возможны.

Популярные иномарки западных концернов почти закончились. Во второй половине 2022 года на рынок вышло несколько автомобилей: вот обзор главных премьер. А вот какие новые иномарки реально купить сегодня за миллион рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления