В сентябре рекордно изменились тарифы ОСАГО. Инициаторы реформы, Центробанк и Российский союз автостраховщиков, обосновывают ее ростом стоимости запчастей и подчеркивают, что изменения не должны коснуться аккуратных водителей. После первых публикаций мы получили обширную обратную связь от читателей, и вот что они говорят о новых ценах на ОСАГО.
На сколько подорожало ОСАГО
С 13 сентября диапазон базового тарифа расширен в обе стороны. Ранее страховщики выбирали базовую ставку из «вилки» 2224–5980 рублей, сейчас — 1646–7535 рублей. Это самая сильная корректировка за всё время существования ОСАГО. Страховщик имеет право назначать любую базовую ставку из указанного диапазона, то есть в теории автогражданка для отдельных категорий водителей может и подешеветь. Но экономическая ситуация этому не способствует, и в последние месяцы в России обозначилась тенденция к увеличению средней стоимости полиса. При этом базовый тариф умножается на ряд повышающих коэффициентов (подробнее).
«Сыну нужно 180 тысяч на две машины»
Игорь много лет ездит без аварий, поэтому его коэффициент бонус-малус (КБМ) минимален — 0,46, равно как и коэффициенты возраста и стажа. В прошлом году страховка обошлась автомобилисту в 4 тысячи рублей, сейчас страховые предлагают ее за 5 тысяч, установив максимальный базовый тариф.
— Почему мне повысили стоимость ОСАГО, если я не обращаюсь за выплатами, остается только гадать, но всё это меркнет на фоне цен, которые предложили моему сыну, — рассказывает Игорь.
У сына Игоря двухлетний стаж вождения, а еще — два ДТП по его вине, что сильно увеличило КБМ. В начале этого года изменилась таблица КБМ, и если раньше разница между аккуратным и аварийным водителем достигала пятикратной величины, то сейчас — восьмикратной. Вкупе с повышением максимальной базовой ставки это сильно сказалось на стоимости страховок для проблемных водителей, поэтому сыну Игоря предложили устрашающие суммы.
— У него две машины, — рассказывает сам Игорь. — Одна из них — ВАЗ-2107 в возрасте 15 лет, которая стоит сейчас 36 тысяч рублей, а ему выставляют цену за полис в 80 тысяч — дороже автомобиля! А на вторую машину, Mitsubishi Lancer, из-за большей мощности двигателя (143 л.с.) страховка стоит 98 тысяч. То есть за два автомобиля ему нужно отдать 180 тысяч. Я думал застраховать их от своего лица с неограниченным числом водителей, но всё равно получается 36 тысяч рублей на каждый автомобиль.
Из чего складывается цена полиса в 100 тысяч рублей?
Проиллюстрируем на примере героя выше. Максимальный базовый тариф после повышения составляет 7535 рублей. Это значение нужно умножить на территориальный коэффициент Дзержинска (1,23), коэффициент возраста и стажа (1,92), коэффициент мощности (1,4) и коэффициент аварийности КБМ (3,92). Итого — почти 98 тысячи рублей. При этом Дзержинск имеет сравнительно низкий территориальный коэффициент: в Челябинске бы такая страховка обошлась в 149 тысяч рублей.
Игорь признает, что аварийность — фактор, который должен повышать стоимость страховки, но считает такую накрутку абсурдной.
— Оба ДТП были легкие, ущерб там порядка 30 тысяч рублей, то есть меньше, чем стоимость полиса на год. Страховка по 100 тысяч — это вообще нормально? — удивляется он. — На какие средства покупать такой полис?
Кстати, челябинские автомобилисты ощущают на себе еще и влияние высокого территориального коэффициента 1,88 — он самый большой в России (такой же в Мурманске). В Екатеринбурге для сравнения 1,64.
Какова максимально возможная цена полиса?
В 2020 году изменилась формула для расчета предельной цены полиса, и сейчас для водителей-частников в Челябинске она составляет 232 тысячи рублей, в Москве — 222 тысячи, а для Уфы, Краснодара, Архангельска, Нижнего Новгорода, Ростова, Екатеринбурга, Магнитогорска — 202 тысячи. Для таксистов эти значения примерно в 2,5 раза выше. То есть в теории возможна ситуации, когда ОСАГО оказывается дороже автомобиля.
«Мучился два дня, пошел к агенту...»
Несмотря на якобы решенную проблему отказов страховых продавать полисы ОСАГО «невыгодным» водителям, читатели сообщают нам о трудностях такого рода.
— Привез из Японии Toyota Prius 2019 года с пробегом 50 тысяч километров, оформил на супругу: мы оба опытные водители и много лет ездим без единой аварии, то есть мы — сказка для страховых, — рассказывает житель Хабаровска Владимир. — Решили сделать ОСАГО, но не тут-то было: пробовали через разные страховые, везде какие-то ошибки на сайтах. Обратились напрямую в офис, ставят на два месяца в очередь. Мучились два дня, решили сделать всё через агента, заплатив 2000 рублей, и не с первого раза оформили страховку за 6,7 тысячи плюс около тысячи рублей за включение в пул перестраховщиков.
Строго говоря, такая «услуга» должна быть бесплатна, потому что включение в пул перестраховщиков — это просто техническая процедура, введенная весной 2022 года Банком России. С ее помощью страховые компании могут нести коллективную ответственность за клиентов, которых они считают проблемными. Тем самым, по замыслу, должны прекратиться отказы владельцам старых и праворульных машин, таксистам, молодым водителям и другим категориям, которых страховщики считают невыгодными.
Владимир добавляет, что в прошлые годы подобных сложностей не испытывал. С аналогичной жалобой обратился к нам владелец Lada Priora 2010 года выпуска, в страховку которой были вписаны водители со стажем 10 и 17 лет, оба — безаварийные. Не могут оформить ОСАГО и владельцы некоторых мотоциклов.
«То ошибка, то попробуйте еще раз»
Мы писали, что автомобилисты имеют право оформлять полис заранее, но накануне подорожания страховые не спешили предоставлять им такую возможность. Рассказывает Александр:
— Хотел оформить электронное ОСАГО, страховая премия высветилась в 7600 рублей, но оплатить так и не получилось: то ошибка, то попробуйте еще раз. А сегодня цена уже 9336 рублей! — возмущается он.
При этом Александр относится к выгодной категории водителей: при стаже 20 лет он накопил почти идеальный КБМ = 0,52. Ездит водитель на Chevrolet Cruze 2013 года с двигателем 1,8 литра (141 л.с.).
«Индивидуализация тарифов по ОСАГО позволит сохранить цену безаварийным водителям и поднять ее лишь для тех, кто представляет опасность на дороге»
Другому водителю, Павлу, всё же удалось оформить полис по дореформенным прайсам, но получилось всё равно дороже, чем год назад:
— В 2021 году покупал полис за 3273 рубля. Тогда страховая предложила условия лучше, чем у конкурентов, то есть шла реальная борьба за клиентов. В этом году успел оформить до 12 сентября, но тариф использовали максимальный, поэтому вышло 5290 рублей, то есть в полтора раза дороже! И это при том, что у меня стаж с 2003 года и наилучший КБМ = 0,46. А сегодня ради интереса зашел на сайт и посчитал снова — везде предлагают одинаковую стоимость в 6666 рублей. Когда говорят, что страховка для аккуратных водителей подешевеет, заведомо обманывают людей.
Не согласен он и с аргументацией, что увеличение стоимости полисов оправдано подорожанием запчастей:
— Да пусть хоть в 100 раз дорожают, лимит выплат в 400 тысяч рублей не изменился! — констатирует он.
При этом нынешние лимиты «по железу» достаточны разве что при ремонте после небольших ДТП: сегодня фары некоторых машин стоят несколько сотен тысяч рублей. При компенсации вреда здоровью лимит выплат больше, 500 тысяч, но также не менялся уже много лет.
ОСАГО или шины?
А другой автомобилист, пенсионер Владимир, который ездит на старом Opel Omega, посчитал, что за 11 лет страхования отдал компаниям практически стоимость своего автомобиля. Сейчас же он думает, продлевать ли полис в ноябре этого года:
— Дилемма у меня такая: или зимняя резина, или ОСАГО, — признается он. — Я пенсионер, но без машины и квартал не пройду. При этом стаж вождения у меня 27 лет, в ДТП был один раз как пострадавшая сторона, этой машиной владею уже 11 лет, регулярно оформляю полис, отдав за него почти ее стоимость. В ноябре мне предстоит оформлять новый полис ценой почти как пенсия. И почему я должен платить такие деньги, если не отношусь к аварийным водителям?
После реформы Владимиру предлагают полис стоимостью 9 тысяч рублей, что, с учетом его выгодных коэффициентов, означает базовую ставку в максимальные 7535 рублей. По старым правилам страховка обошлась бы ему примерно в 7 тысяч рублей.
Водители в ряде регионов всё чаще отказываются от покупки ОСАГО, и причины самые разные: кто-то просто не может оформить страховку, кто-то недоволен ценой, кто-то считает ее бесполезной тратой денег.
«По России уже более 25% водителей не имеют страховки, что сильно расходится с теми цифрами в 10%, которые афишируют публично»
Нынешнее подорожание — уже второе за год. Относительно прошлой осени максимальный тариф вырос на 39% — почти в полтора раза.