Авто Спутниковые войны: ГЛОНАСС против GPS

Спутниковые войны: ГЛОНАСС против GPS

Освоение космоса дало человечеству массу вещей, о которых прежде люди не могли даже мечтать – начиная с Google Earth и заканчивая спутниковым телевидением. Тысячи искусственных спутников крутятся вокруг планеты, выполняя самые разные функции – от предсказ

Освоение космоса дало человечеству массу вещей, о которых прежде люди не могли даже мечтать – начиная с Google Earth и заканчивая спутниковым телевидением. Тысячи искусственных спутников крутятся вокруг планеты, выполняя самые разные функции – от предсказания погоды до защиты от потенциальных врагов.

Одна из наиболее популярных возможностей, которые мы получаем благодаря спутникам – это системы навигации, позволяющие с точностью до нескольких метров определить местоположение. Cуществует несколько основных систем, из которых только две в настоящее время активно используются. Обе – российская ГЛОНАСС и американская GPS – разрабатывались для нужд национальной обороны и по сей день фактически принадлежат и контролируются министерствами обороны этих стран.

Кроме названных к запуску готовятся еще три системы спутниковой навигации: европейская Galileo, китайская Бэй-доу и индийская IRNSS. Последние две пока склоняются к локальному использованию на территориях стран-разработчиков.

Впрочем, на сегодняшний день ГЛОНАСС также используется по большей части на территории России, да и то – в рамках реализации федеральных программ. Навигаторы с картами ГЛОНАСС устанавливаются в маршрутные автобусы, кареты «скорой помощи», поезда и так далее – другими словами, всюду, куда правительственные программы могут дотянуться. Простые автолюбители предпочитают использовать американский аналог под названием GPS, главным образом из-за большей распространенности этой технологии и доступности самих навигаторов и карт.

Впрочем, сейчас некоторые навигационные устройства, которые продаются в стране, способны работать в обоих режимах.

То, что представляет из себя ГЛОНАСС сейчас – это постепенное восстановление существовавшей еще в советские годы стратегической системы, запущенной еще в 1982 году. К 1995 году на орбите находилось 24 спутника, но из-за отсутствия должного контроля и недостаточного финансирования к 2002 году работающих спутников осталось только шесть. В последние несколько лет ведется работа по совершенствованию системы ГЛОНАСС: в перспективе она будет обладать некоторыми преимуществами по сравнению с американским аналогом.

В качестве навигационной станции ГЛОНАСС использует спутники, вращающиеся по круговой орбите на высоте около 19 тысяч километров. Период обращения спутника вокруг Земли в среднем равен 11 часов 45 минут. Время эксплуатации спутника – 5 лет, за это время параметры его орбиты не должны отличаться от номинальных значений больше чем на 5%. В состав аппаратуры на борту спутника входят: бортовой навигационный передатчик, хронометр, бортовой управляющий комплекс, система ориентации и стабилизации и прочее оборудование. Однако на полную мощность ГЛОНАСС сможет заработать еще не скоро главным образом из-за малой распространенности навигаторов, поэтому и обещанные преимущества мы сможем ощутить еще не скоро.

GPS, в отличие от своего российского собрата, используется уже давно и повсеместно. Единственный его существенный недостаток (не считая обычных сбоев в работе самих навигаторов) – это его принадлежность министерству обороны США. Разговоры о возможном использовании GPS-навигаторов в шпионских целях ведутся уже давно, опасений высказано уже немало, и, тем не менее, GPS шагает как по нашей стране, так и по всему миру. Орбитальная группировка GPS состоит из 28 спутников, находящихся немного выше российских: высота орбиты составляет около 20 тысяч километров. Оборот вокруг Земли каждый спутник совершает за 12 часов.

Обе системы в итоге определяют местонахождение абонента с точностью до 15-20 метров. При наличии дополнительных базовых станций координаты сужаются до одного метра. Но отвлечемся от технических тонкостей, а о принципах определения координат и вовсе промолчим.

Максимальное распространение GPS-навигация получила именно среди автомобилистов. Точнее, среди тех из них, кто не ограничивает свое передвижение на машине маршрутом от дома до офиса и обратно. Любой выезд на более или менее значительно расстояние непременно сопровождается установкой карты: во многих случаях нетрудно пропустить нужный указатель, а в паутине дорог незнакомого города и того проще заблудиться.

Сейчас обзавестись устройством с GPS-приемником куда проще. Во-первых, за последние годы они стали намного доступнее: цены на них начинаются от пяти тысяч рублей, при этом большинство из них имеет уже предустановленные карты хотя бы обзорного типа. Мало того, GPS-маячок уже давно и успешно устанавливается на многие модели сотовых телефонов и коммуникаторов, что позволяет сделать одно устройство практически универсальным. Подробных карт на сегодняшний день существует довольно много. АвтоГИС, Геомаркер, MobileGPS – это далеко не полный список. Выбирать пользователю: некоторые из них удобнее, некоторые – подробнее. К тому же сами устройства (в основном карманные компьютеры и смартфоны), работающие c операционными системами Symbian или Windows Mobile, требуют установки разных программ, несовместимых друг с другом.

В последнее время на волне всеобщих инноваций, модернизаций и нанотехнологий о необходимости превратить ГЛОНАСС в полноценную замену американскому аналогу говорят все чаще. До массового использования еще далеко, хотя и раздавались призывы максимально ускорить этот процесс, путем... запрещения GPS-навигаторов на территории всей страны. К счастью, до этого не дошло, американские спутники по-прежнему работают на благо автомобилистов, которые не желают заблудиться на просторах родной страны. Тем более что ГЛОНАСС, согласно планам, должен не заменить конкурента, а дополнить его, предложить более совершенный сервис не только российским пользователям, но и автомобилистам по всему миру. В данный момент ГЛОНАСС по большей части используется для контроля за передвижением транспорта: с помощью спутников диспетчеры следят за добросовестностью работы водителей.

Вероятность того, что ГЛОНАСС сможет-таки стать равноправным конкурентом GPS, эксперты сводят практически к нулю. Во-первых, ассортимент устройств, которые сейчас можно приобрести, в основной своей массе ориентирован именно на американский стандарт. И трудно представить, что тайваньские компании вдруг массово перейдут на выпуск ГЛОНАСС-навигаторов. Во-вторых, не стоит забывать о собственных программах Европы, Индии и Китая: именно с ними, в первую очередь, придется иметь дело российским разработчикам, и перевес будет явно не на нашей стороне.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления