Среди автомобилистов наверняка найдется немало любителей покрутить виртуальный руль и вдавить в пол виртуальную педаль газа. В свое время очень популярной была компьютерная игра-автосимулятор под названием Need For Speed Underground. К чему это все? Чтобы с ходу понять, что такое автотюнинг и оценить его возможности, достаточно посмотреть на автомобиль игрока в начале игры и в конце.
Как известно, тюнингу поддается все, что есть в машине: от кузова до салона, от двигателя до электроники. Уровень доработки изначальной конструкции автомобиля зависит лишь от желания владельца и его кошелька. Внешний тюнинг включает в себя в первую очередь изменение аэродинамики кузова и наложение декоративных элементов, таких как аэрографические «тату» или виниловые наклейки. Кроме того, при доработке экстерьера автомобиля часто заменяют некоторые элементы (например, фары), порой базовая модель машины под обвесами, спойлерами и толстым слоем винила узнается с трудом. Под внутренним тюнингом обычно подразумеваются изменения в оформлении салона и конструкции двигателя. При этом доработка технических характеристик машины выделяется в отдельный подвид тюнинга.
На дорогах города автомобили с ксеноновыми фарами, спортивными обвесами, аэрографией в виде драконов или тигров и наглухо тонированными стеклами не редкость. Технически при наличии желания, времени, умения и денег практически из любой машины можно сделать если не болид, то весьма и весьма мощный экземпляр. Что мы и видим каждый раз на различных гонках: некоторые автомобили до места гонок добираются на буксире, поскольку своим ходом по дорогам общего пользования им передвигаться строжайше запрещено.
Но если внешним тюнингом никого в наше время уже не удивишь, то чип-тюнинг вызывает все больший интерес.
Википедия дает такое определение чип-тюнингу: «настройка режимов работы электронных контроллеров путем коррекции внутренних управляющих программ (firmware). К чип-тюнингу иногда относят и применение дополнительных электронных модулей для решения схожих задач».
Другими словами, главной целью этого вида доработки является увеличение мощности и крутящего момента двигателя автомобиля. После «чипования» мощность увеличивается на 5-25%, а крутящий момент – на 10-50%, в зависимости от типа мотора, конструкции и прочих параметров.
Основные сомнения, которые могут посетить неопытного в программировании и перепрошивке управляющего софта автовладельца, заключаются в следующем: долго ли протянет двигатель после подобных вмешательств? Действительно, ресурс двигателя небезграничен, и на максимальных оборотах (которые еще больше увеличиваются после чип-тюнинга) отмечается ухудшение продувки и наполнения цилиндров топливовоздушной смесью. Соответственно, движущиеся части мотора изнашиваются быстрее. Именно поэтому в конструкции двигателя производителями часто предусмотрено ограничение на предельные обороты. За это ограничение отвечает программа блока управления и при проведении чипования сдвигается инженером в сторону более высоких значений либо вовсе удаляется – в зависимости от количества оборотов, которое двигатель в состоянии выдержать без ущерба для самого себя.
Несмотря на то, что при чип-тюнинге более точно настраиваются параметры впрыска топлива и время его полного сгорания, после проведения работ двигатель становится более «капризным». Работа на пределе делает мотор более уязвимым и более требовательным, в частности, к качеству топлива. При этом «аппетит» машины в большинстве случаев сохраняется на прежнем уровне, а иногда даже снижается. Все дело в возросшем КПД двигателя: для прохождения одного и того же расстояния в одинаковых условиях «чипованному» автомобилю требуется меньше топлива по сравнению с самим собой до работ по чип-тюнингу.
Возникает вопрос: если есть простор для чип-тюнинга, почему этим не занимаются сами производители на этапе сборки? Все дело в том, что завод один, а продукция поставляется в разные регионы с совершенно разными климатическими и дорожными условиями, поэтому выпускаемые машины адаптируются под нужды широкого круга водителей, которым зачастую нужен просто автомобиль, без каких-либо заморочек с рукотворно увеличенным КПД. К тому же качество топлива кое-где оставляет желать лучшего, а нормальных автосервисов в ряде районов страны днем с огнем не сыщешь.
Еще одна причина заключается в необходимости для производителей соблюдать различные экологические нормы, в частности, количество вредных выбросов в атмосферу должно находиться в неких пределах. Все это заставляет автозаводы занижать мощность выпускаемых машин, но обеспечивать максимальную степень сгорания топлива при любых условиях эксплуатации. Впрочем, в автопроме нередки случаи выпуска одинаковых моделей, отличающихся лишь техническими характеристиками, но даже при этом автомобиль остается массовым и не становится более требовательным к сервису или качеству топлива.
Как уже говорилось, при проведении работ по «чипованию» автоэлектроники вносятся изменения в заводскую программу-прошивку. Прошивки в большинстве случаев разрабатываются самими производителями – инженерам остается «подкрутить» некоторые параметры. Разработку прошивок «с нуля» могут позволить себе лишь немногие тюнинг-ателье, да и то среди них нет ни одного российского. Чаще встречаются заводские прошивки, «заточенные» программистами-умельцами под конкретные задачи. Сборники подобных прошивок вместе с инструкциями по установке можно без труда скачать из Интернета, но лучше доверить «промывание мозгов» машины тем, кто уже имеет достаточно опыта в чип-тюнинге.
Возможная проблема, которая может возникнуть при установке прошивки неопытным инженером – несоответствие программы техническим параметрам автомобиля: в одной и той же модели могут быть совершенно разные блоки управления, в зависимости от года выпуска, комплектации и прочих факторов. Опытные инженеры справляются с чип-тюнингом, в зависимости от сложности и желаемого результата, за разное время: от часа до нескольких дней. В любом случае, после правильно проведенной «операции» машина должна начать ездить лучше. Но, что характерно, практически любые проблемы, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации «чипованного» автомобиля, скорее всего, останутся на совести «тюнеров». Большинство из возможных неполадок будут списаны на некачественный бензин, масло или погодные условия.
Стоит отметить, что далеко не все модели имеют программные блоки управления: в первую очередь это касается старых автомобилей, а также большинства машин, произведенных в нашей стране. Чип-тюнинг в таких машинах производится с помощью установки такого блока. Однако о безупречности и безотказности такого чип-тюнинга говорить не приходится.
В большинстве своем «чипованию» подвергаются недорогие иномарки и более-менее новые модели отечественного автопрома. То есть именно те машины, которым даже незначительное увеличение мощности пойдет только на пользу. А модели из премиум-сегмента, как правило, в чип-тюнинге не нуждаются: в них и так достаточно «лошадей» под капотом.