В Челябинске начали готовить сестер милосердия. Планируется, что прошедшие двухнедельную подготовку женщины-добровольцы отправятся помогать тяжело раненным бойцам в военных госпиталях. Мы познакомились с теми, кто в числе первых пришел на курс, и узнали, почему они решились уехать из дома и посвятить себя уходу за пострадавшими в специальной военной операции.
«Восемь месяцев круглосуточно слушаю новости»
Занятия в колледже Южно-Уральского государственного медицинского университета начинаются вечером, чтобы новоиспеченные студентки могли пройти учебу без отрыва от работы. Мы приехали чуть заранее, чтобы оглядеться. В учебном кабинете, помимо парт, стоит функциональная кровать с манекеном, на котором студенты отрабатывают самые разные манипуляции — от внутримышечных инъекций до промывания желудка и сердечно-легочной реанимации. За одним из столов сидит женщина средних лет, смотрит в телефон, в руках — вязание.
— Я восемь месяцев круглосуточно слушаю новости, — признается она. — Слушаю не для того, чтобы свихнуться, нужно уметь слушать, разбираться и ориентироваться, где говорят правду, а где тебе навязывают то, что называется информационной войной.
Анне 47 лет и у нее есть медицинское образование — когда-то она работала медсестрой в больнице, но несколько лет назад пришлось уйти из профессии.
— Желание работать в медицине было всегда, но выжить на те деньги, которые платит наше министерство, практически невозможно, — объясняет она. — А так как я одна воспитывала ребенка, нужно было искать источник дохода. Ушла, выучилась на мастера маникюра. Но скучала, очень сильно скучала.
Недавно знакомая написала Анне про курсы для сестер милосердия, и она подумала: «Почему нет?»
— Для себя я давно решила, что мне нужно всё повторить и быть внутренне готовой к тому, что мои знания и я сама могу пригодиться. В своем возрасте, еще активном, я могу принести пользу, — рассуждает Анна.
На вопрос о том, готова ли она сорваться из дома и уехать в другой регион, чтобы помогать раненым, Анна кивает.
— Я абсолютно готова вернуться в медицину, — уверенно говорит она. — Когда ты понимаешь, что можешь оставить своих близких, потому что есть на кого положиться, когда твой ребенок уже вырос, дочка вышла замуж. Конечно, о поездке можно говорить, когда будет четкое понимание, на сколько я должна уехать, потому что оплату за квартиру и кредиты никто не отменял, но я готова ехать, ухаживать в госпитале. Одно из моих [прошлых] мест работы — это госпиталь ветеранов войн, у нас там тоже лежали ребята. Но я работала в кардиологии, а ребята афганской и чеченских кампаний лежали чаще в неврологии, тем не менее, мы все там общались, и все знаем, что это за ребята. Они проходили реабилитацию, то есть тяжелых мы не выхаживали, но та психология, с которой они возвращаются, то состояние, мне известны.
«Сразу позвонила и записалась»
Другая слушательница курса сестер милосердия — 50-летняя Елена из Златоуста. Она массажист-реабилитолог и уже почти 20 лет помогает ставить на ноги пациентов после травм. У нее самой непростая судьба, много лет женщина боролась за то, чтобы обеспечить дорогостоящее и очень сложное лечение своей дочери, родившейся с редким генетическим заболеванием — синдром Крузона. При этом недуге не растут кости черепа, а мозг продолжает расти, и это чревато необратимыми последствиями — ухудшением слуха, зрения, нарушением дыхания, повышением внутричерепного давления, хроническими головными болями и другими нарушениями. Последнюю операцию девочке провели два года назад, сейчас ей 19 и, по словам Елены, у нее уже все хорошо, но после пережитого сложно оставаться равнодушной к чужой боли.
— В конце сентября был пост о том, что у нас из Златоуста забирают ребят. Я смотрела на них и просто не могла, плакала, потому что чужих детей не бывает, они как родные, — говорит Елена. — А потом Ольга Ивановна (Мухометьярова, депутат ЗСО Челябинской области. — Прим. ред.) разместила пост про курсы для сестер милосердия, и я просто по зову сердца не могла не откликнуться. Сейчас я ощущаю свою миссию служения нашим деткам. Моя дочь уже стала самостоятельной, я пережила эту боль, но не могу остаться равнодушной к боли других детей. На том видео я увидела мальчишек, которые чуть старше моей дочери — сыновей, братьев, поэтому и решила, что должна пойти.
Елена уверена, в госпитале она сможет не только ухаживать за ранеными, но и помогать в реабилитации.
— Конечно, я готова поехать. Тем более, насколько я поняла, сейчас острая потребность в этой помощи. Я сразу сказала, не могу материально помочь, но у меня есть руки, которые могут сделать больше. Поэтому я сразу позвонила и записалась. Мой опыт может быть в помощь, — уверена Елена.
Волонтер признается, после первого дня занятий долго не могла уснуть.
— Сердце откликнулось: ведь это и обществу нужно, и мне нужно, — говорит Елена.
«Счастье — когда отдаешь»
Впрочем, большинство пришедших на курсы женщин не имеет медицинского образования, но у них огромное желание помогать. У 45-летней Светланы, например, уже есть духовный статус сестры милосердия, ей его присвоили в храме, но женщина давно думала над тем, чтобы подкрепить его медицинскими знаниями.
Светлана пришла в храм три года назад.
— Я искала смысл жизни — для чего я живу. Закончила один институт, второй институт, у меня была хорошая работа, я работала главным экономистом в банке. И семья, и карьера — все сложилось, но все равно смысла в жизни не видела, — вспоминает она. — Нашла его в том, что помогать человеку — это счастье. Счастье — когда отдаешь, оно больше, чем когда получаешь.
Женщина сначала помогала в храме в качестве волонтера, а потом ее пригласили на социальную работу — создать службу милосердия, и она согласилась.
— Меня посвятили в сестру милосердия. Мы ходим в больницу на Островского, 81, оказываем духовную поддержку пациентам, рассказываем о вере, потому что многие люди крещеные, но о православии ничего не знают. А ведь когда человек болеет, у него есть возможность подумать, для чего он живет. Он сталкивается с неизбежностью, что может умереть. И мы рассказываем, что смерти-то нет — важно то, как ты перейдешь в это состояние, — говорит Светлана. — Там есть молельная комната, небольшой иконостас, литература, люди могут прийти и помолиться.
Помогают сестры милосердия и в паллиативном отделении при горбольнице № 5 на Российской, где оказывают помощь неизлечимо больным людям.
— Это, конечно, совершенно другое, это граница между жизнью и смертью. Напряжение такое, что сжимается все, — делится Светлана. — Врачи, наверное, привыкли, а я каждый раз, когда выхожу оттуда, думаю, что надо ценить жизнь каждый день, каждый час, каждое мгновение, потому что у тебя-то все хорошо! Даже если у тебя есть проблемы, ты можешь двигаться и их решать.
Светлана уверена: знания, полученные на курсах в медколледже, пригодятся ей и в мирной жизни, но, если нужно будет поехать в военный госпиталь, поедет.
— Я готова поехать. Я этого ждала, у меня это в подсознании было, — говорит она. — Конечно, у меня есть семья — дочке 19 лет, муж. Я говорю мужу: «Андрейка, отпустишь меня на месяц в командировку?», он говорит: «Езжай».
«Каждому раненому бойцу нужно напутственное слово»
Идея организовать в Челябинске курсы и сформировать стратегический запас сестер милосердия пришла депутату Ольге Мухометьяровой, и сейчас она сама проходит обучение.
— У меня еще в мае возникла эта потребность, я не понимала, что здесь делаю, потому что моя душа была где-то там, я понимала, что могла бы оказывать помощь раненым бойцам. Я трижды мама, у самой два сына, и я прекрасно понимаю, что каждому раненому бойцу нужно напутственное слово, чтобы кто-то за ручку подержал, кто-то помог переодеться, умыться, — говорит Ольга Ивановна. — Я понимала, что хочу поехать, помогать, может быть даже во время отпуска, но мне не хватает знаний по уходу.
Когда депутат начала изучать проблему, поняла, что в современных военных госпиталях есть опыт сотрудничества с сестрами милосердия и сейчас необходим их резерв.
— После объявления мобилизации эта проблема стала остро актуальной по одной простой причине — количество бойцов увеличивается в несколько раз, — объяснила она.
Идею организовать бесплатные курсы для сестер милосердия поддержал руководитель Южно-Уральского медуниверситета Андрей Важенин. В колледже при вузе в короткие сроки составили программу обучения и объявили первый набор. На курс набрали 15 добровольцев. Обучение — две недели.
— Эти курсы — для тех людей, кто осознает, что готов оказывать помощь в военных госпиталях, — отмечает заведующая отделениями «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика» медицинского колледжа ЮУГМУ Вера Семенова. — Курс рассчитан на 36 часов. В него входит блок психологической адаптации, потому что стрессовые ситуации могут возникнуть, и надо, чтобы человек мог собраться. Есть блок неотложной помощи, в который входят основы сердечно-легочной реанимации, наложение кровоостанавливающих жгутов, базовые знания, чтобы сестры могли оценить какую-то неотложную ситуацию, вовремя среагировать и передать больного врачу или медицинской сестре. Но основное — это уход, личная гигиена, кормление, как правильно посадить, подойти, повернуть, перевернуть, перестелить, переодеть. При этом мы должны защищать не только пациента, но и себя, чтобы не надорвать спину, например. Есть определенные приемы, хитрости, которым мы планируем обучить наших сестер милосердия.
На этой неделе первая группа сестер милосердия завершила обучение. Принять помощь челябинских волонтеров, по словам Ольги Мухометьяровой, уже готов Подольский военный госпиталь.
Все новости о частичной мобилизации собраны в единый сюжет.