О ситуации на Украине сейчас говорит весь мир. Военную спецоперацию, объявленную Владимиром Путиным, обсуждают на кухнях, в офисах и автобусах в США, Чехии, Словакии, Турции, Канаде и других странах. Мы узнали у челябинцев, переехавших за границу, сталкиваются ли они с русофобскими настроениями и не приходится ли им сейчас скрывать свое происхождение.
«Слышала о случаях травли в школах»
Евгения Егорова, Калгари (Канада)
Русскоязычные, понятно, уже напряглись. Все. Потому что неадекватные личности, которые есть везде, не будут особо разбираться, рашн ты, из Молдовы или вообще юкрейниан. Здесь ведь много и смешанных, русско-украинских семей. Но пока говорят, что люди в основном поддерживают — либо просто интересуются новостями.
Я волонтер в международной организации YMCA (в России называется ИМКА). Другие волонтеры и персонал с сочувствием отнеслись, спрашивали, нет ли у меня родных и друзей сейчас на Украине, что происходит в России: они слышали про протесты. В колледже, где я учусь, та же ситуация. Пока что преподаватели и одногруппники поддерживают и понимают.
Короче: в основном местные люди — канадцы и иммигранты из всех стран — не смешивают народ и его политиков.
С украинцами много кооперации, особенно среди женщин: украинкам предлагают помощь — от отвезти куда-нибудь до посидеть с детьми, поддерживают. Очень приятно видеть такое единение и сестринство.
Однако от местных русскоязычных девушек я слышала о случаях травли (буллинга) в школах. Был даже случай с попыткой подраться. Надеюсь, канадские школы быстро среагируют на зарождающуюся мерзкую тенденцию — здесь работают большие серьезные программы как против травли, так и по разрешению конфликтов без применения силы.
На днях был акт вандализма против храма Русской православной церкви — облили дверь красной краской. Полагаю, среагировали на russian. Можете найти сообщение в аккаунте местных медиа — почитаете комментарии, оцените реакцию людей.
Но агрессия, конечно, будет расти. Я уверена. Вы же видите, что творится в медиа и в интернете. Кроме того, среди украинцев будут те, кто не справится с эмоциями, — всё-таки у них на родине родные.
Ну, есть опасения, что отложат получение гражданства — сместят в конец очереди (сейчас у меня permanent resident — нечто вроде ПМЖ: все права, кроме права голосовать, быть избранным на госдолжности, служить в полиции и т. п.).
Сама я не переживаю, я скорее смеюсь над иронией судьбы: в России я слышала оскорбления за то, что у меня неславянское лицо (у меня, кроме русской и украинской крови, есть также и нагайбакская) и я «нерусская», а «в миру» я теперь буду огребать за то, что я — russian. Просто «супер»! Но с другой стороны, жизнь подготовила меня к травле. И нет, прикидываться, что я из Казахстана, например, я не собираюсь. Еще чего. Я тут за эти два года почувствовала себя русской, как никогда в жизни.
«Возникает внутренний дискомфорт, когда уточняют, откуда мы»
Анна Могилевская, пригород Братиславы (Словакия)
— Пока никакой откровенной агрессии в отношении русских нет, может, только если в каких-нибудь чатах или в комментариях в фейсбуке начинаются срачи. Но это не первый год так. Вообще в Словакии в обществе довольно однозначные настроения — все поддерживают и переживают за Украину, за ее жителей. И словаки, и украинцы, и русские. Дело в том, что Словакия граничит с Украиной и с четверга принимает беженцев из Украины. То есть многие местные из первых рук получают информацию о военных действиях, видят последствия своими глазами, не по телевизору.
Власти страны очень поддерживают Украину, у нас лично президент и премьер-министр ездили на пограничные пункты, чтобы отвезти гуманитарную помощь в городок беженцев. Очень большая консолидация общества вокруг темы помощи Украине и украинцам.
Скрывать, что мы из России... Мы так не делаем, хотя, безусловно, возникает внутренний дискомфорт, когда уточняют, откуда мы. Раньше просто начинали расспрашивать, из-за чего мы уехали из России и разве в Москве не лучше, чем в Словакии. Ну а теперь еще приходится говорить, что мы точно так же в шоке от происходящего, как и весь остальной мир. Потому что, естественно, я осуждаю, ни один разумный человек не может такое поддерживать.
Еще один момент — словаки исторически довольно хорошо относятся к русским, в отличие от чехов или поляков, например. Поэтому здесь нет (вероятно, пока что) охоты на русские паспорта, как в Чехии: их власти сказали, что перестанут выдавать визы и ВНЖ россиянам. Наш премьер-министр, наоборот, призывает не винить всех россиян, живущих в Словакии, в решениях и действиях властей РФ, потому что если люди уехали из своей страны, то, очевидно, их там что-то не устраивало. Ну и вообще призвал не ассоциировать весь народ России с действиями российской власти.
«Я встречал фотографию бара, на котором написано: "Мы не обслуживаем белорусов и русских"»
Андрей Фатеев, Прага (Чехия)
— Новости про Украину на каждом углу. Достаточно выйти из дома в Праге, чтобы понять, что это происходит: элементарно надписи на проезжей части F[...]k Putin и всё в таком духе.
Но чехи несмотря ни на что, по крайней мере пока, справляются с тем, чтобы отделять политическое руководство России от граждан России. Например, в выходные был огромный митинг на центральной площади, который собрал, по заявлениям полиции, 80 тысяч человек, и примечательно, что во время этого митинга периодически на сцене звучала русская речь. Там выступали русские спикеры или спикеры, которые умеют говорить на русском. Пока месседж такой: «Мы понимаем, что наш враг — это Владимир Путин, мы понимаем, что далеко не все русские поддерживают происходящее на Украине, и действуем исходя из этого».
Это что касается хорошей части. Но понятное дело, что потихонечку начинаются случаи, связанные с нетерпимым отношением к человеку, потому что он русский. Была довольно громкая история в Праге буквально в первый день, когда некий профессор в университете публично отчитал студентку за то, что она русская. И я лично встречал как минимум одну фотографию бара, на котором написано: «Мы не обслуживаем белорусов и русских».
Но я должен сказать, что пока это очень точечные истории, и местные власти, правительство, премьер-министр и министр внутренних дел сделали заявление для своих граждан, в котором акцентировали внимание именно на этом моменте: «Не граждане России развязали это, особенно не граждане России, которые проживают в Чехии». Они попросили своих граждан не проявлять агрессию к русским в целом.
«Реакция одна — шок»
Анна, Стамбул (Турция)
— Вчера меня стоматолог после приема спросила: «Как так? Что вообще происходит?» Дело в том, что в сознании многих жителей Турции русские, украинцы и белорусы — это вообще одна нация, они не видят разницы между этими тремя государствами. И часто — от слова «совсем». Поэтому ее вопрос и недоумение где-то мне были очень понятны.
Враждебность со стороны местного населения не чувствуется, скорее непонимание происходящего. Меня об этом спрашивают таксисты, приятельницы-турчанки, в маршрутках люди здесь обсуждают события в мире, и реакция одна — шок.
А вот в русскоязычных группах многих городов — Стамбула, Антальи, Бурсы и других — накал страстей. Это и понятно: у кого-то там родные, друзья, близкие, знакомые. Боевые действия никого не оставили равнодушными. В чатиках срач, ругань и оскорбления — да, не скрою, их много, события многих разделили по территориально-национальному признаку.
Хотя на этом фоне вижу и другое — поддержку и солидарность! С 24 числа девочки во многих городах Турции организуют акции за мир вне зависимости от национальности. Потому что мы, простые люди, хотим лишь одного — мира и прекращения боевых действий где бы то ни было.
«Нужно страдать больше, и тогда ты будешь вместе со всеми»
Наталья Карасёва, Таллин (Эстония)
— В Таллине живет много русскоговорящих. Есть отдельные случаи проявления враждебности. Один магазин, продающий лыжи, написал, что не обслуживает людей, согласных с позицией Путина. Больше я таких высказываний нигде не видела. И даже министр юстиции Эстонии, наоборот, призывала: «Не надо людей дискредитировать, это всё неправильно». Мне кажется, это хороший поступок со стороны властей.
Еще была одна история с тем, что девочке отказали в работе. В остальном люди всё-таки нормально между собой общаются. Например, о каком-то притеснении русских студентов, как пишут про Чехию и Францию, в Эстонии я не слышала.
Недалеко от меня есть магазин русских товаров, и сегодня при мне несколько человек спросили: «Вы не закрываетесь?» Они продолжают работать, потому что с полок обычных супермаркетов российские товары убирают.
Люди стали более осторожно относиться к каким-то высказываниям и предпочитают вообще не обсуждать эту тему, чтобы не разгорелся очередной конфликт. Есть друзья, которые мне писали, что думают, продолжать ли им по-русски говорить, но это, скажем, больше на уровне паники, тревоги. Лично такого я не встречала.
Больше всего разногласий происходит в соцсетях. Почему-то сейчас, если ты не поддерживаешь двумя руками противопутинскую позицию, то получается, что ты за российскую агрессию. Если твоя позиция как-то отличается и ты находишься в нейтралитете — это людей задевает.
Я сталкивалась с нетерпимостью к моему мнению. Меня спрашивают, почему я хожу на вокал или могу на другие темы рассуждать, в то время как должна показывать, как всё ужасно. Кто-то отписывается из-за этого или пишет мне гневные речи. Сегодня с утра я блокировала кучу людей, которые считают, что я должна вести себя по-другому. Почему-то сейчас это кажется нормальным: как будто ты мало страдаешь и тебе нужно страдать больше, показывать больше крови, и тогда ты будешь вместе со всеми.
«Скрывать происхождение нет нужды, но мне самому впервые в жизни стыдно за то, что происходит»
Павел Подбельный, США
— Ежедневно общаюсь с большим количеством людей.
Вкратце: подавляющее большинство сфокусировано на президенте России Владимире Путине и его ближайшем окружении, включая некоторых олигархов. Отношение к выходцам из России не поменялось — в массе своей люди понимают, что всё это развязал один человек.
Тема эта, безусловно, является сегодня самой главной, и любой митинг (совещание) начинается с вопроса: «Ты же из России? Расскажи что происходит, поделись мнением».
Агрессии нет, как и не было ранее. Что говорить про американцев, если агрессии нет со стороны коллег-иммигрантов из Украины. Я несколько дней принимал участие в антивоенном шествии в Бостоне, и там присутствовало много русских, россиян. Несколько русских студентов выступали с трибуны перед тысячами.
Агрессии нет.
Скрывать происхождение нет нужды, но мне самому впервые в жизни стыдно за то, что происходит, и за мое бессилие. Моя жена разговаривает со своей подругой из Украины, которая проживает в США. Она плачет и просит сделать что-нибудь, чтобы остановить это. Ее родственники с маленькими детьми прячутся в подвале дома и не спят из-за дрожащей от взрывов земли.
В США вообще нет особого разделения на русских, украинцев, казахов и белорусов. Все говорят на русском языке и прекрасно уживаются.
Я не встречал ни одного русскоговорящего иммигранта, выступающего в поддержку этой агрессии. Тут нет этих «Что вы делали 8 лет?», «Время подлета ракет» и так далее.
Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!