Челябинская область заняла четвертое место в рейтинге качества автомобильных дорог, составленном РИА Новости. В среднем по стране 54% из них подходят под нормативы, сообщает агентство. На Южном Урале этот показатель перебрался за 84%, то есть регион считается чуть ли не идеальным. А в реальности? Мы спросили об этом водителей, которые много ездят по России, и мнения получись полярными.
О каких нормативах идет речь
В управлении автодорог «Южный Урал» нам сказали, что рейтинг не касался федеральных трасс. Исследовались городские и областные магистрали: по-другому их называют дорогами регионального и муниципального значения. В общей сумме, по данным Минтранса, их протяженность составляет 27 тысяч километров. Это как съездить от Калининграда до Камчатки и обратно.
Особенность этих дорог в том, что они принадлежат субъектам России — областям, краям или республикам — и содержатся и обслуживаются на деньги из бюджета муниципалитетов.
Нас удивило, что трассы исследовали не только по качеству асфальта или количеству ям. В критерии, как нам рассказали в управлении дорог «Южный Урал», также вошла инфраструктура.
Челябинская область получала плюсик, если за городом пешеходный переход освещен и оборудован шумовой полосой. Это искусственная неровность дороги, которую наносят перед опасными участками. Когда водитель ее проезжает, по автомобилю пробегает вибрация.
Также в зачет шло освещение дорог, в особенности остановок транспорта. Учитывалось и соблюдение сроков, за которое ремонтируют проезжую часть.
Челябинская область в общем зачете заняла четвертое место. Аутсайдерами стали Архангельская, Кировская и Волгоградская области. И только в Москве, ХМАО и Краснодарском крае дороги оказались лучше, чем у нас.
«Мы с мужем один раз объезжали по полю»
В действительности мнения водителей разнятся, если речь идет о качестве дорог Челябинска.
Екатерина ездила с мужем в Крым на автомобиле. Один раз за время пути им пришлось объезжать разбитый участок по полю ближе к Ставропольскому краю, и в нашей области в целом такого не случается. Хотя и проблем хватает:
— Когда мы собираемся на юг, обычно выезжаем на М-5 через Златоуст. Дороги отвратные и небезопасные. Один раз мы планировали выдвинуться в четыре часа утра. Хорошо, что отказались. Региональные трассы узкие и ухабистые. Обочина тоже не везде оформлена, остановиться негде.
Екатерина говорит, что ремонтом дороги занимаются «творческие люди». Она видела, что яму могут заделать так, что появляется бугорок. Дорожники ждут, когда неровность усядет или раскатается колесами машин, предполагает девушка, но этого не происходит.
— Не могу сказать, что довольна качеством дорог в Челябинской области. Если судить по десятибалльной шкале, то федеральные трассы получат пять. Спасибо, что вообще есть. А региональные — шесть с половиной, — делится мнением Екатерина.
«Челябинск справедливо выше среднего в рейтинге»
Александр жил в Ленинском районе Челябинска и три года назад переехал в Новороссийск. Первое время он ощущал глобальную разницу в качестве дорог. В Краснодарском крае, по его мнению, дорогу перекладывали там, где только появилась незначительная колея.
Этим летом он приезжал в Челябинск на своей машине и удивился, что уровень дорог подтянулся. Александр признаёт, что разница с Краснодарским краем стала менее незаметна:
— В целом, Челябинск справедливо выше среднего в рейтинге. Я на машине проезжал Волгоградскую область, где традиционно проходит дорога на юг. Все этот регион сильно ругали за дороги всегда, ситуация стала лучше, но всё равно оставляет желать лучшего. Или, например, в Ульяновске, Рязани я был весной. Просто огромные лужи в центре города, которые никто не собирается убирать. Могут быть большие ямы, непонятные сужения, долгосрочные ремонты.
По его мнению, Челябинск хорошо спроектирован как автомобильный город. В Краснодаре, если время на дорогу увеличивается всего в два раза, как в Челябинске, то это еще не пробка:
— Краснодар иногда полностью останавливается. Я в прошлом году пытался попасть на футбол, «Краснодар» играл с ЦСКА. Поезд прибыл за два часа до начала матча, а приехал я на стадион только ко второму тайму. С вокзала до стадиона обычно ехать 30 минут, но пробка заняла три часа. Фактически в шесть раз дольше.
«Конечно, есть чем заняться и что улучшить»
Руководитель «Организации пассажирских перевозок» Сергей Валеев рассказал, что заявки, которые они отправляют властям, отрабатываются и закрываются:
— В этом году я обратился по самому жесткому участку, сейчас его делают. Он соединяет «Синегорье» с улицей Блюхера. Автобусы двигаются через частный сектор. Год или два назад половину участка сделали, а вторая половина оставляла желать лучшего. В этом году обратились к министру, провели обследование.
Сергей Валеев добавил, что информация о проблемном участке дошла до губернатора. Он лично проехал по разбитой дороге и не оценил ее «качества». Со слов руководителя компании-перевозчика, теперь на дороге идет капитальный ремонт. Рабочие строят и тротуары, которых по неясной причине в частном секторе раньше не было.
— Если какие-то перевозчики обращаются ко мне, мы сразу же пишем заявку в министерство. Заявки отрабатывают. Если где-то плохая дорога и никто ничего не сказал, то кто об этом узнает? — подметил Сергей Валеев.
«За город выезжаешь, становится плохо»
Александр, в отличие от упомянутого выше тезки, на юг не переезжал. При этом каждый год он с семьей садится в автомобиль и отправляется путешествовать по стране. В прошлом году он вернулся из Геленджика. С результатами рейтинга согласиться не может:
— Я не знаю насчет четвертого места, если мы говорим о Челябинске. У нас в городе дороги неплохие. А что касается области, то я с этим не совсем согласен. На М-5 что-то еще делается, но, если съехать куда-то даже в близлежащие районы, качество дорог будет совсем другое, — говорит Александр. — В 30–40 километрах от Челябинска, где нет крупных городов, идут не очень качественные дороги. За город выезжаешь, становится плохо.
Проблемы, по мнению водителя, чаще случаются на стыках районов:
— Едешь 100 километров, идет район замечательный, всё прекрасно. Следующий начинается, непонятно, кому он принадлежит. До него отлично — и после него отлично. Там 300 метров, но это будут сплошные ямы. Снижаешь скорость до 10 км/ч и пытаешься маневрировать.
Согласны ли вы, что дороги Челябинской области (кроме федеральных трасс) значительно лучше среднего по России?
С федеральными трассами на Южном Урале ситуация интереснее. Сейчас идет масштабное расширение и реконструкция магистралей вокруг Челябинска. Мы попали на стройку и узнали, как будет выглядеть новый обход на М-5, стоимость которого подобралась к 25 миллиардам рублей.