К областным властям обратились пять перевозчиков, они предлагают поддержать их заявки на субсидирование региональных рейсов в 2022 году. Информацию об этом 74.RU подтвердили в региональном Министерстве дорожного хозяйства и транспорта. Изучаем, какие компании хотят летать из Челябинска и как субсидирование авиарейсов скажется на стоимости авиабилетов для обычных пассажиров.
— В правительство Челябинской области от авиаперевозчиков поступили предложения о выполнении субсидируемых рейсов из международных аэропортов Челябинск (Баландино) и Магнитогорск в 2022 году. Заявки направили АО «Азимут», АО «Ред Вингс», АО «Ижавиа», АО «КрасАвиа» и АО «Сибирь». Все предложения находятся в стадии проработки, — сообщила 74.RU помощник министра дорожного хозяйства и транспорта региона Ирина Чернаева. — Сейчас министерство совместно с руководством аэропортов проводит работу по данным предложениям.
Такая система поддержки региональных авиаперевозок, как субсидирование, практикуется не первый год, напомнили в Миндортрансе. Перечень направлений, представленных к субсидированию из бюджета Челябинской области, постоянно корректируется. До октября авиакомпании подают заявки в Росавиацию. Затем ведомство определяет перевозчиков на определенные направления полетов. Они и будут получать субсидии из бюджета. Окончательное решение по включению маршрутов в такой перечень утверждается приказом Федерального агентства воздушного транспорта.
В 2021 году правительство Челябинской области субсидирует региональные перевозки по 17 направлениям. Из Челябинска это рейсы в Ханты-Мансийск, Сургут, Омск, Казань, Красноярск, Волгоград, Ростов, Минеральные Воды, Краснодар, Норильск, Мурманск, Махачкалу и Геленджик, из Магнитогорска — в Сочи, Новосибирск и стыковочный Екатеринбург — Магнитогорск — МинВоды.
— Соглашения заключены с пятью авиакомпаниями: «Азимут», «ЮВТ Аэро», «Сибирь», «Северный Ветер» и Red Wings. Общая сумма финансирования на 2021 год составляет 320,093 миллиона рублей, — уточнили в пресс-службе Миндортранса. — Благодаря субсидированию региональных направлений из бюджета Челябинской области расширяется география полетов, увеличивается частотность рейсов на существующих направлениях, что положительным образом влияет на рост пассажиропотока и улучшение транспортной доступности Челябинской области с другими регионами России. Кроме того, все авиаперевозчики руководствуются тарифами, утвержденными постановлением 1242, что обеспечивает ценовую доступность перевозок.
Одним из крупных получателей субсидий от Челябинской области — 138,1 миллиона рублей — в этом году стала авиакомпания Red Wings. Авиаперевозчик летает из Челябинска в Норильск, Мурманск, Махачкалу, Геленджик, Сургут и Ханты-Мансийск. А также выполняет стыковочный рейс Екатеринбург — Магнитогорск — Минеральные Воды.
Сейчас Red Wings рассматривает идею позиционирования в качестве низкобюджетного перевозчика. Авиакомпания разослала письма (копия есть в распоряжении 74.RU. — Прим. ред.) в правительства нескольких регионов, в том числе челябинцам, с просьбой поддержать ее заявку на субсидирование региональных рейсов.
В письме Red Wings губернатору Алексею Текслеру и генеральному директору ООО «Новапорт Холдинг» Сергею Рудакову говорится, что авиакомпания в мае начала проект развития в Челябинской области прямых региональных перевозок. Сейчас Red Wings выполняет из Челябинска и Магнитогорска полеты по 13 направлениям, и первые месяцы работы показали высокую востребованность прямых перелетов между нашим и другими российскими городами. Средняя загрузка субсидируемых рейсов составила 70%, что является хорошим показателем, отметили в авиакомпании.
— Мы видим высокую зависимость спроса на региональные перелеты от ценовой доступности билетов. В мае-июне средняя стоимость перелета в одну сторону на субсидируемых рейсах Red Wings из аэропортов Челябинской области с учетом сверхпротяженных маршрутов в Калининград и Норильск составила 5100 рублей. На традиционных коротких рейсах средняя цена билетов — 4500 рублей. Для сравнения: средняя стоимость перевозки одного пассажира в 2020 году российскими авиакомпаниями, работающими в сегменте лоукостера, составила 4800 рублей, — отметил в письме генеральный директор Red Wings Евгений Ключарев. — С учетом этого положительного опыта авиакомпания Red Wings приняла решение о новой концепции бизнеса для регионального сегмента — регионального низкобюджетного перевозчика. В июле авиакомпания начала внедрение этой модели, суть которой заключается в агрессивном снижении собственных издержек и обеспечении доступных для пассажиров тарифов.
На региональных перевозках авиакомпания будет использовать самолеты Sukhoi Superjet 100. Сейчас у Red Wings семь таких лайнеров: четыре базируются в Екатеринбурге, два — в Москве и один — в Челябинске. На следующий год компания пополнит авиапарк в Челябинске до пяти «Суперджетов» — об этом гендиректор Red Wings Евгений Ключарев заявил в апреле во время визита в Челябинск. Кроме того, наш аэропорт станет вторым региональным хабом Red Wings — здесь создадут базу технического обслуживания и ремонта самолетов Sukhoi Superjet 100.
«Red Wings видит возможность держать цены на привлекательном для пассажира уровне и даже снижать их»
— Более высокие расходы регионального лайнера на кресло-километр по сравнению со среднемагистральными воздушными судами компенсируются субсидиями по постановлению правительства № 1242 (речь идет о рейсах на отечественных самолетах. — Прим. ред.), — объяснил Евгений Ключарев.
При этом глава Red Wings отметил, что важным фактором для повышения эффективности регионального лоукостера и поддержания цен на низком уровне станут субсидии по максимальному количеству региональных направлений из аэропортов Челябинской области.
— Это позволит повышать интенсивность эксплуатации лайнеров, снижая тем самым размер приходящихся на каждый рейс постоянных расходов (лизинг и страхование судов), и, как следствие, снижать цену билетов. Расширение региональной сети также позволит получать дополнительные скидки на наземное обслуживание в соответствии с маркетинговыми программами аэропорта Челябинска, что в свою очередь снизит переменные расходы и благоприятно отразится на ценах для пассажиров, — добавил Евгений Ключарев.
Субсидии авиакомпаниям на развитие региональных перевозок — это механизм, благодаря которому пассажир получает возможность купить билет по доступной цене, а перевозчик — гарантию полетов.
«На стоместных самолетах добиться такой же расходной ставки, как у "Победы" на лайнерах со 189 креслами, по определению невозможно»
— Как следует из названия, лоукост — значит, низкие издержки. Как правило, авиакомпании достигают снижения издержек за счет роста эффективности и экономии на масштабе. Высокий налет на каждое воздушное судно, большая выручка в пересчете на одного сотрудника и так далее — всё это является традиционными подходами. Естественно, что на стоместных самолетах с налетом 8–9 часов в сутки добиться такой же расходной ставки, как у «Победы», летающей по 13+ часов в сутки на лайнерах со 189 креслами, по определению невозможно, — отметил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Но если Red Wings за счет субсидий может обеспечить низкую себестоимость, точнее, высокое покрытие себестоимости субсидиями, то для самого перевозчика бизнес-модель будет привлекательной.
В субсидировании региональных рейсов — то есть минуя столичные аэропорты — в равной степени заинтересованы и авиакомпании, и власти регионов, указывают эксперты.
— Во многих регионах власти сами являются инициаторами переговоров с авиакомпаниями о подаче заявок на субсидирование рейсов в Росавиацию. Поэтому количество субсидируемых рейсов может значительно возрасти. Сейчас на сайте Росавиации числятся субсидируемыми 326 региональных маршрутов, — отметил аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. — Но в этом вопросе важно софинансирование федеральных расходов на субсидирование региональными властями. Не все из них готовы сейчас к дополнительным тратам. Всё же ожидаем, что в перспективе большая часть регионов воспользуется возможностью увеличить число субсидируемых рейсов.
Многие пассажиры, услышав о субсидируемых авиарейсах, ожидают смешных цен на авиабилеты. Но придется вас огорчить — это иллюзия. На самом деле субсидирование авиаперевозок не гарантирует пассажирам фиксированную стоимость билета. Но все-таки позволяет сделать цены более доступными, чем были бы на коммерческом рейсе.
«Ценообразование в большинстве компаний динамическое, и назвать конкретную цифру снижения стоимости билета при субсидировании нельзя»
— Можно лишь отметить, что в этом случае авиакомпании смогут напрямую конкурировать по цене с железнодорожными маршрутами, — объяснил Евгений Миронюк.
Для региональных перевозок особенно важна доступность билетов. По субсидируемым тарифам есть максимально допустимая цена, выше которой авиакомпания не может продавать билеты. Обычно это около 11 тысяч рублей в одну сторону, зависит от протяженности рейса. Но в пределах этого потолка перевозчик ставит цены какие захочет.
Что касается ставки на «Суперджеты», то это вполне объяснимая стратегия, согласились эксперты.
— Работая на региональных рынках, получить пассажиропоток, достаточный для загрузки самолетов размерности Airbus A320 / A321, достаточно сложно. Летом еще можно набрать пассажиров на Сочи, но зимой перечень маршрутов, на которых можно заработать, сокращается. Поэтому ставка на SSJ100 вполне оправдана, — объяснил Олег Пантелеев. — Однако в случае, если какие-то направления удастся «раскатать», там можно заменять региональный самолет магистральным. Естественно, в этой ситуации говорить о субсидиях со стороны региональных правительств уже не приходится.
Субсидирование как система поддержки региональных авиаперевозок существует в России с 2014 года. О субсидируемых рейсах, которые связывают Челябинск с другими городами страны, сообщается регулярно. Так, с 5 января этого года самолеты UVT Aero начали летать дважды в неделю в Красноярск. В декабре Ненецкий округ попросил вернуть субсидируемые авиарейсы в наш город. Еще чуть ранее Росавиация определила города, в которые с Южного Урала будут летать субсидируемые маршруты.