По интернету расходится заявление депутата Госдумы Дмитрия Вяткина с призывом рожать пораньше и напоминанием, что в СССР женщины 27 лет считались старородящими. Оно прозвучало на Русском экономическом форуме в Челябинске, где тему демографии, конечно, не обошли вниманием. Дискуссия с участием Дмитрия Вяткина длилась больше двух часов, и озвучил он не только идею о ранних родах. Депутат уверен: многодетности мешает и сама экономика потребления, в которой мы живем, и слишком долгие сроки обучения. Публикуем тезисы из его небесспорного выступления.
В настоящий момент мы находимся в эпохе экономики потребления. Там, где основное требование к человеку со стороны производителей — не как к рабочей силе, а как к потребителю. И мы можем констатировать, что многодетность как таковая неизбежно снижает потребление, особенно в отдельных сферах — сфере развлечений, приобретения избыточных товаров народного потребления (начиная от предметов быта и заканчивая одеждой).
«Экономика потребления совершенно не заточена под многодетность»
Сколько бы мы ни говорили: «Больше детей — больше достаток», это не так.
Молодые люди сейчас учатся в школе 11 лет и заканчивают ее в 18 лет, потом [в вузе] учатся 4 + 2 года. Потому что вся индустрия образовательная (а это именно индустрия, которая связана с деньгами) говорит: «Учись дольше». Следовательно, мы получаем огромную армию 24–25-летних молодых людей, которые нигде или почти нигде не работали, которые только-только получили специальность, имеют небольшой заработок, не вошли в полноценную взрослую жизнь. И, соответственно, о каких детях и о какой семье мы можем вести речь?
«Одна из задач заключается в том, чтобы молодые люди быстрее становились взрослыми»
Следовательно, нам нужно поднять статус среднего профессионального образования 3 + 1 с возможностью сокращения сроков обучения, чтобы в 20–21 год обученные кадры поступали в экономику.
Я даже не говорю о том, чтобы сократить срок обучения в школе. Понимаете, тот, кто это предложит серьезно, тот будет врагом народа в настоящий момент. Потому что это минус один год учебников, минус один год программ и минус один год тех денег, которые поступают в систему образования.
Вместо того, чтобы заводить семьи, нести ответственность, зарабатывать деньги, рожать детей, детки наши учились, учились, учились, учились. Кто-то сидел у родителей на шее, кто-то нет, но — тем не менее.
«К 25 годам, простите меня, только-только входят во взрослую жизнь, хотя должны это делать в 19–20 лет»
18 лет — срок наступления полной дееспособности. В армию можно, спиртное можно, заключение всех возможных сделок с точки зрения гражданского законодательства — можно. Везде можно, а он (молодой человек или девушка), по сути, не взрослый. Он за себя не отвечает, он не принимает важнейшие в своей жизни решения. Зачастую это делают папа с мамой, как и содержат. А если нет отношения к себе и своей жизни как у ответственного взрослого человека, какие дети?
Совсем недавно Анна Юрьевна Кузнецова, наша многоуважаемая коллега, высказала тезис, который поднял бурю в СМИ, в интернетах и так далее. Она сказала: «Первого ребенка надо рожать в 20 лет». Вы знаете, а я с ней согласен.
«Я стал отцом в 19. У меня трое детей. Это мало!»
К тому времени я работал, подрабатывал, я учился. Это было наше с супругой осознанное решение, что мы готовы, мы хотим. Да и здоровье побольше у молодых людей, вот в чем вопрос. Наверное, никому из моего и старшего поколения не надо напоминать, что советское акушерство и гинекология рассматривало женщин, которым 27 лет, как старородящих. Это вполне себе медицинская история. А тут у нас в 27 они только первого планируют.
Согласны с депутатом?