Помните, как в середине февраля в Челябинске прошло закрытое мероприятие, на котором людям обещали бесплатно проверить зрение и подобрать очки? Некоторые приглашенные тогда вышли из зала с массажной накидкой, горой подарков и долгом в несколько сотен тысяч рублей. Подобные истории, как оказалось, на протяжении нескольких лет случались во многих городах.
После публикации 74.RU в редакцию написал читатель Дмитрий. Его мама, Римма Васильевна, — врач высшей категории. Летом 2022 года она втайне от семьи сходила на такую встречу в Южноуральске и попалась на уловку — взяла крупный кредит для покупки навязанных безделушек. Вскоре семья начала судиться, и после одного из заседаний женщина скончалась от инфаркта.
«Доказали маме, что она — никто»
Как организаторы вышли на Римму Васильевну — непонятно. Но в дальнейшем схема оказалась стандартной — позвонили, рассказали о встрече и пообещали видеорегистратор в подарок.
Женщина решила сходить. Мероприятие оказалось почти идентичным тому, на котором недавно побывал корреспондент 74.RU в Челябинске. Из отличий — организаторы решили не заморачиваться с ширмой в виде бесплатной проверки зрения, сразу начали рассказывать о «целебных» массажных накидках и предлагали их купить. Присутствующие преимущественно были людьми в возрасте.
— Темп рассказа продавцов очень высокий, — рассказал Дмитрий. — Людей грузят-грузят информацией, всё быстрее и быстрее: «Ой, столько подарков! Смотрите, какие хорошие вещи!». Если посетители говорят, что у них нет денег, им отвечают, что сейчас им всё оформят, специалисты уже готовы помочь. Даже подумать времени нет. Нагрузили информацией, быстренько дали всё подписать, оформили кредиты.
«А доставка товара, кстати, через несколько дней. То есть, люди расписались в получении товара, еще не получив его»
По его словам, одинаковые вещи всем посетителям продавали по разной, но все равно крайне высокой цене.
— Не было никаких представителей банков. Организаторы все делали через онлайн-поручителей банка. Суммы за один и тот же товар у всех были разные — кого как облапошили. Моя мама попала на 169 тысяч, — добавил сын Риммы Васильевны.
Пенсионерка о своем решении долго не говорила семье.
— Мама молчала. Она боялась, что я буду ругаться, ей было стыдно. Только через месяц или полтора сообщила, — вспоминает Дмитрий. — Другие женщины, которые с мамой там были, попали на 120–130 тысяч. Но они сразу сообщили своим детям, те им сказали, что это мошенники, и они смогли вернуть товар — уложились в двухнедельный срок. Подали на расторжение, договор был расторгнут. В этот момент организаторы им, кстати, предлагали скинуть цену. Сумма дошла до 90 или 70 тысяч.
Римма Васильевна сначала рассказала о своей проблеме внучке, когда та приехала к ней в гости.
— Мама взяла с нее слово, что она мне ничего не расскажет. Я узнал от мамы уже потом, когда она не выдержала, рассказала, — продолжил сын. — Ей и внучка объясняла, и все остальные потом говорили, что эти массажные накидки не могут стоит 170 тысяч. Это ведь даже не кресло, а накидка. Тем более в паспорте товара, который на презентации, конечно, не показывали, указано, что изделие имеет очень много ограничений. Без назначений врача пользоваться им нельзя. У мамы были проблемы с сердцем, ей нельзя было пользоваться этой накидкой. Но она этого и не делала.
Почему пенсионерка согласилась купить не слишком нужные ей товары за большие деньги, сказать сложно — она и сама не смогла это объяснить.
— Моя мама была заведующей туберкулезным отделением, врач высшей категории, человек со знаниями. Интернетом пользовалась, банковскими картами — все знала. Когда я у нее спросил, как это получилось, она говорит: «Я взрослый, адекватный человек. Как я на это попалась — не знаю. У меня такое ощущение, что есть какой-то эффект НЛП (нейролингвистического программирования — теории о влиянии на сознание других людей — Прим. ред.)», — поделился Дмитрий.
Сын не скрывает, что ситуация очень задела его:
— Когда я все эти «подарки» впервые увидел, злобы-то не было. Скорее, была обида на то, что у меня мама сотни людей с того света вытащила, а ее какие-то… Пытаюсь культурные слова подобрать. Какие-то нехорошие люди ее развели и доказали ей, что она — никто, что ее можно кидать на деньги.
«Три тысячи рублей за смерть матери»
Когда тайное стало явным, Дмитрий решил не оставлять это без ответа.
— На тот момент массажную накидку, которую продали маме, я видел в интернете за девять тысяч. В комплекте еще были подушки из верблюжьей шерсти — сами понимаете, сколько они должны стоить. Еще вибромассажер, ионизатор воздуха. Весь набор, который маме дали, в сумме тянул тысяч на 15. Но адвокат объяснил, что по закону нельзя привлечь [к ответственности] за завышение цены. Цену они могут поставить хоть миллион рублей, — объяснил он.
Мирного решения найти не удалось, тогда Дмитрий обратился в суд и спустя год выиграл спор.
— Организаторы — это компания из Новосибирска ООО «Каркаде». Я пытался договориться по-хорошему. Звонил им, просил аннулировать контракт. Но этот контракт очень грамотно составлен, доказать что-то в суде очень сложно, — вспоминает он. — Как у вас на сайте в комментариях пишут: «Сами подписали — сами виноваты». Единственное, массажные накидки по российскому законодательству относятся к медицинскому оборудованию. А такие товары должны продаваться в специализированных центрах сертифицированными специалистами. Ни в каких выездных мероприятиях они не должны продаваться. Наш суд мы в итоге выиграли, опираясь на это. Суд постановил аннулировать договор, моральные издержки, услуги адвоката.
В одном из заседаний Римме Васильевне стало плохо, на следующий день она скончалась от инфаркта. Спор с ООО «Каркаде» Дмитрий заканчивал уже без нее. Согласно решению суда, которое есть в распоряжении 74.RU, фирма должна вернуть сыну умершей пенсионерки 169 тысяч, потраченные ее на товары, выплатить неустойку в 40,5 тысячи, 13,2 тысячи в качестве процентов по кредиту и 20 тысяч в качестве компенсации морального вреда. Истец в свою очередь обязан отправить обратно купленные товары.
— Заседаний было около 12. Они были очень скоротечные. Мы пришли, свидетелей позвали, а дальше — «Ой, ответчик не явился. Давайте перенесем заседание». Иногда ответчик присылал какую-то бумажку, что он подал документы на сертификацию массажной накидки, чтобы ее исключили из медицинских изделий, — рассказал Дмитрий. — Сомневаюсь, что государство пойдет на то, чтобы это исключить по желанию какого-то продавца. В общем, представителя никакого с их стороны не было. Мама переживала, для нее дело было не в деньгах. Понимаете, она врач, у нее была относительно неплохая зарплата. Она постоянно работала, даже скончалась на рабочем месте. Просто ей было обидно, что она человек с высшим образованием, уважаемый в городе, но на эту ерунду повелась. Ее это съедало.
После смерти пенсионерки представители компании неожиданного изменили отношение к мирному решению вопроса.
— Звонил человек, который представился юристом этой компании. Они захотели решить дело мирным путем, как я и предлагал с самого начала, хотя они тогда категорически отказывались. Предложили вернуть потраченную сумму и в качестве компенсации три тысячи, — продолжил сын врача. — Я говорю им, что тут и адвокатские услуги, и проценты уже набежали по кредитам… Они говорят: «Это ваши проблемы». Но дело даже не в этом. На тот момент мама уже скончалась. Три тысячи за смерть матери… Ну, я не смогу доказать, что это по их вине. Но все-таки она умерла из-за этой истории. Мне деньги тут уже не особо интересны. Это вопрос моральный.
После решения суда исполнительный лист отправили приставам. Они, по словам Дмитрия, наложили арест на имущество ООО «Каркаде»:
— Фирма, кстати, до сих пор существует. И я знаю, что они после этого случая даже еще раз приезжали в Южноуральск со своим «шоу». В данный момент они обязаны выплатить нам деньги, но никаких действий не происходит уже полгода. Я с адвокатом связывался. Он предложил потерпеть до конца февраля. Если не будет никаких действий, то там уже придется приставам разбираться.
Меняют директоров как перчатки и постоянно судятся
ООО «Каркаде» организовано в 2017 году в Новосибирске. По данным сервиса «Контур.Фокус», компания занимается розничной торговлей «вне магазинов, палаток и рынков». В частности, продает электрическую бытовую технику и текстильные изделия. На конец 2022 года «Каркаде» официально заработало 49,5 миллиона рублей, из них 14,2 миллиона — это чистая прибыль.
Компания выступала ответчиком в более, чем сотне судебных процессов. Большая часть из них — о защите прав потребителя. Причем разбирательства шли и прямо сейчас идут в разных регионах страны. В октябре 2023 года зарегистрирован иск в Серовском районном суде (Свердловская область), двумя днями ранее — в Ростовском областном суде, чуть ранее — в районном суде Иркутска. Архангельск, Волгоград, Саратов — почти вся карта России. Иск от Риммы Васильевны о защите прав потребителей тоже есть в списке.
Всего по исполнительным производствам с компании взыскали уже 19 миллионов рублей, еще 593 тысячи подлежат к взысканию.
За первый год существования у «Каркаде» сменилось три руководителя, в 2019-м и в 2020-м заступили и сложили полномочия еще два. С сентября 2022 года генеральный директор — Станислав Венжега.
Венжега также является генеральным директором ООО «Торговый Дом Екбторг» из Екатеринбурга. Компания, как и «Каркаде», занимается розничной торговлей. В 2021 году Роспотребнадзор по Тюменской области сообщал о местной жительнице, которую представители «Торговый Дом Екбторг» на очередном мероприятии-презентации убедили купить шерстяные одеяла и подушки на 200 тысяч рублей.
У компаний «Каркаде» и «Торговый Дом Екбторг» нет сайтов и страниц в соцсетях. Со Станиславом Венжегой связаться не удалось.
Нельзя стопроцентно утверждать, связаны ли эти люди и организации с недавним мероприятием по «проверке зрения» в Челябинске. Потому что нет уверенности, что компания-организатор этого мероприятия — TransSkiLog — вообще существует. У нее уже стандартно нет сайта и страниц в соцсетях, телефоны нигде не указаны. Но и в «Контур.Фокусе» данных о TransSkiLog нет. Тем не менее, схема действия на всех подобных презентациях целебных массажных накидок и шерстяных подушек — как под копирку.
В целом есть основания полагать, что существует сеть компаний, занимающихся продажей этих вещей на однодневных мероприятиях по всей России. Например, «Каркаде» с подобной организацией «Астрид» (около 80 судов о защите прав потребителя), по данным «Контур.Фокуса», связывает единый (вплоть до номера офиса) адрес регистрации в Новосибирске.