В филиале лицея № 97 на Кирова, 13б в Челябинске один ребенок ударил другого обувью. У мальчика синяк под глазом и сотрясение головного мозга. Отец обратился не только к директору школы, но и в полицию. В тот же день драка первоклассников в ОЦ №5 в Парковом тоже привела к разбирательствам с участием правоохранительных органов. Заявления в МВД в подобных случаях для родителей как будто становятся нормой, но правильно ли это? И вообще, почему в новостях всё больше историй про школьные конфликты, кто стал агрессивнее — дети или их мамы и папы? Разбираемся вместе с учителями и психологом.
«От гнева ботинком ударил»
Стычка между мальчиками в лицее №97 произошла 13 октября. На перемене дети из 4 «Д» класса играли в коридоре и в какой-то момент рассорились. В акте о расследовании несчастного случая, подписанном директором лицея, говорится, что один одноклассник ударил другого кроссовком. Отец пострадавшего уверен, что его сына целенаправленно избили.
— Мой сын Бехруз хотел пойти в туалет, в коридоре играл тапкой мальчик, который потом и избил моего ребенка, — рассказал встревоженный папа. — Он играл тапкой, как в футбол, потом остановил Бехруза и предложил ему тоже поиграть. Ну, ладно. Начали оба пинать — это на видео есть. Потом мальчик упал, а мой сын засмеялся и тоже упал. Но только мой ребенок хотел встать, как тот от гнева взял и ботинком ударил Бехруза в левый глаз.
Мальчика из школы увезли в больницу на машине скорой помощи. У него диагностировали ушибы, сотрясение головного мозга и госпитализировали в отделение нейрохирургии Челябинской областной детской клинической больницы.
Отцу Бехруза кажется, что школа пытается замять конфликт, а мама обидчика не собирается извиняться, поэтому он обратился в полицию в «поисках правды и справедливости». В полиции подтвердили, что у них зарегистрировано такое заявление.
— Проводится комплекс мероприятий, направленный на установление объективной картины произошедшего, — сообщили в пресс-службе УМВД Челябинска. — По результатам будет принято процессуальное решение.
Учителя — не следователи
Мы поговорили с заместителем директора по учебно-воспитательной работе филиала лицея №97 Яниной Брюхановой, она отметила, что время от времени детские игры заканчиваются конфликтами. Тем не менее с учителями начальных классов провели дополнительный инструктаж, после чего они поговорили с детьми.
— В любом детском коллективе в процессе игры, общения иногда возникают конфликтные ситуации. К сожалению, при несоблюдении детьми правил поведения происходят травмы, — признала Янина Брюханова. — Расследования несчастных случаев в образовательной организации проводятся в соответствии с установленным регламентом, приказом Комитета по делам образования Челябинска №558-у от 28 апреля 2020 года. И данный случай не является исключением. Лицей оперативно отреагировал на произошедшее и принял все меры по предотвращению подобных ситуаций, не обвиняя и не оправдывая участников данного инцидента. Задача школы — проводить профилактическую и разъяснительную работу, а не вести следственные мероприятия.
Агрессивные дети или нервозные родители?
И.о. министра образования Челябинской области Елена Коузова считает, что конфликтов между детьми не стало больше — они всегда выясняли отношения, в том числе и с помощью кулаков. Зато стало больше инфантильных родителей, которые не умеют общаться ни с окружающими, ни с собственными детьми.
— Иногда родители включаются в ситуацию, хотя дети-то уже помирились, ссорятся между собой, вплоть до рукоприкладства доходит! Это инфантильные родители, которые хотят защищать своих детей не там, где нужно, — объяснила Елена Коузова. — Таких историй не больше, чем обычно — дети борются за свое место под солнцем, они это так видят. Кстати, как правило, дерутся дети, которые видят такой пример дома. Речь идет не про всех родителей. Есть определенная группа с определенными психологическими особенностями. Подавляющее большинство родителей абсолютно адекватно реагируют на действия, которые совершают их дети, и когда нужно, обращают внимание, говорят, что неправильно и как нужно поступать.
Схожего мнения придерживается и педагог дополнительного образования Татьяна Черкасс. По ее словам, произошли серьезные поколенческие изменения, из-за которых работа педагога превращается в ад: дети не хотят что-либо делать без личной выгоды, а родители опекают их сверх меры.
— Дети дерутся — это нормально. Ненормально, если дети не дерутся. А эта гиперопека... Тогда не стоит в лес ходить — можно клеща подхватить и умереть, за руль не садиться — можно попасть в ДТП, — заметила Татьяна Черкасс. — Работать из-за гиперопекающих родителей стало очень сложно. Они не понимают, что случиться может всё что угодно, и превращают жизнь педагога в ад, даже если ребенок пострадал несерьезно, быстро пришел в себя, выздоровел. Это печально. Мне кажется, это неадекватное воспитание 90-х. Это сказывается и на нынешних детях, работать с ними гораздо сложнее: они более прагматичные, менее идейные. Не встанут грудью за свой проект: «Для чего мне заниматься у вас? Я получу путевку в «Артек»?» Сложно педагогам допобразования, а каково учителям в школе? Везде запреты: это нельзя, нельзя сказать, нельзя наказать, всё могут снять, нельзя — нельзя. Из-за безнаказанности дети становятся распущенными, у них вседозволенность, это плохо для любых детей.
Откуда берется гиперопека
По словам психолога, старшего преподавателя Челябинского государственного университета, медицинского психолога в ГБУЗ «Челябинский областной центр реабилитации» Елены Кубы, дети дерутся из-за напряжения, которое не могут сбросить. Научиться контролировать этот процесс ребенок должен у родителей.
— Если ребенок находится в напряжении и нет возможности его снять, разрядка может произойти в любой момент и вылиться на любого человека, чаще на сверстников, — объяснила Елена Куба. — Если учить понимать свое состояние и конструктивным решениям при конфликтах, например, родители разговаривают при семейных конфликтах, то ребенок будет учиться конструктивным стратегиям. Когда увидели фингал, поддержать, узнать причину и что понял из ситуации, чему она научила.
Эксперт предполагает, что гиперопека современными родителями связана с тем, что рожают не по 10 детей, как в былые времена, а по одному — два малыша, что увеличивает их ценность.
— В современном обществе у многих пар один ребенок и его ценность для родителей очень высока. Каждый родитель когда-то был ребенком и имел опыт конфликтов или видел конфликты и испытывал переживания. Сталкиваясь со школьным конфликтом ребенка, родитель ощущает бурю эмоций и переживаний, страх, злость и непонимание, а также желание защитить, — говорит Елена Куба. — Надо помнить, что ответственность за развитие конфликта несут двое. Родители должны проанализировать семейную ситуацию, опыт решения спорных моментов в семье, возможно, поделиться с ребенком своими трудностями, которые были в школе. Это создаст понимание, что не только он столкнулся с подобной ситуацией, из нее можно выйти и приобрести опыт, который будет полезен в жизни.
Кабинеты для разгрузки
Первый вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт считает, что в школах пора открывать кабинеты для их психологической разгрузки учителей:
— Для педагогов, у которых низкие зарплаты, случилось какое-то горе, потеря или болезнь, у нас есть программа оздоровления через профсоюз работников образования. Мы активно работаем с молодыми педагогами в части супервизии по приходу их в школу, надо, конечно, со всеми так работать, чтобы они могли и стресс снять, и поговорить. Мы решили, что в следующем году у нас в женских консультациях появятся такие комнаты для врачей — надо такую практику перенести и в школы, да. Чтобы у педагогов было место для психологической разгрузки, но пока что этого нет.
В регионе существует проект «Почта доверия». На сайте школьники могут анонимно задать интересующий вопрос, ответ подготовят квалифицированные педагоги-психологи ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования» Челябинска.
А вам как кажется, нужно ли родителям вмешивать в конфликты ребенка в школе?