В редакцию 74.RU обратились садоводы из Сосновского района: владельцы домов и участков, затопленных во время июльского паводка, не могут добиться обещанных компенсаций. Местное управление соцзащиты штампует отказы, ориентируясь на сформированный районными властями список. Рассказываем, по каким критериям попадают в этот перечень, и кто точно может претендовать на получение 75 тысяч рублей.
ЧС или не ЧС?
Садовые товарищества «Электрометаллург» и «Мысы» и раньше страдали от сезонных подтоплений, но июльские дожди нанесли садоводам самый большой ущерб. Под воду ушли дороги, участки, затопило подвалы, где хранился урожай, и первые этажи многих садовых домиков. Фотографиями и видео поделилась наша читательница Светлана: такая обстановка была на территории «Мысов» в конце июля.
Узнав о возможности получить компенсацию, Светлана обратилась в правление, но в ответ услышала, что ей и её соседям выплата не положена: сады якобы исключили из зоны ЧС. Дальше по инстанциям Светлана не пошла: управление соцзащиты находится в селе Долгодеревенское, и без надежды на сколько-нибудь значимый результат ехать туда нет смысла.
Наталья Попова из «Электрометаллурга» рассказала 74.RU, что её сын всё-таки обратился в управление, однако действительно получил отказ.
— Там ответили, что наше СНТ не объявляло ЧС, нет регистрации в МЧС, садового товарищества нет в списках пострадавших. Посоветовали собрать коллективное обращение, возможно, рассмотрят. И сказали, что у нас затопление грунтовыми водами, а не разлив русла реки, — добавила дачница.
8 августа председатель правления «Электрометаллурга» Евгений Бакланов направил главам Сосновского района и Кременкульского сельского поселения — Евгению Ваганову и Александру Глинкину — обращение с просьбой включить территорию товарищества в зону подтопления.
— У нас есть информация, что садоводам отказывают из-за того, что наш СНТ якобы не был включен в зону ЧС, хотя есть распоряжение о введении режима ЧС на территории всего Сосновского района. Поэтому я направил такое обращение, но ответа пока не было. Со своей стороны мы все необходимые документы и справки даём, — сообщил Евгений Бакланов.
На горячей линии областного минсоца для пострадавших от подтоплений подтвердили, что режим ЧС во время паводка был введён на всей территории Сосновского района без исключения. А вот в управлении соцзащиты Сосновского района оперативно прокомментировать ситуацию отказались.
«Паводок и подтопление — это разные вещи»
Причиной отказа в выплатах действительно могло стать то, что фактически садовые участки затопили поднявшиеся из-за ливней грунтовые воды: об этом сказал нам глава Сосновского района Евгений Ваганов.
— Режим ЧС подразумевал разлив рек, озёр, мы его ввели, когда рекой Миасс СНТ «Железнодорожник» затопило под самые крыши, где-то поднимались озёра. Там реально люди не могли ничего сделать. Паводок — это не когда прошёл сильный дождь и у тебя подвал с банками затопило. В таких ситуациях комиссия, конечно, отказывает в выплатах. Если стоят высоко грунтовые воды, если всё время откуда-то течёт, то не копайте подвалы, делайте отмостки. Например, в Кременкульском поселении, где отдали под застройку земли ЮУНИИПОК, вообще нельзя строить подвалы. Там раньше картошку сажали: воткнёшь лопату в землю, а из-под неё вода. Был засушливый период, за 20 лет все про это забыли, а теперь начинают бить пересохшие ключи, и что делать?
Постановление областного правительства от 1 августа 2024 года о компенсациях пострадавшим садоводам называется «О предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, имеющим нежилые помещения на территории садовых некоммерческих товариществ, огородных некоммерческих товариществ, которые подверглись подтоплению в летний период 2024 года». По определению МЧС России, подтопление — это повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.
В чём нюанс? Судя по ответу пресс-службы сосновской администрации на запрос 74.RU, в продолжительности проблемы. Вот как районный глава комментирует обращение из «Электрометаллурга»:
— Ситуация по отсутствию водоотводных канав для отвода дождевых вод по улицам СНТ, занижение территории садовых участков относительно друг друга, которое приводит к постоянному затору воды во время дождей и весенних паводков, носят продолжительный по времени характер и существовали до введения режима ЧС 27.08.2024 года. Правлением СНТ, собственниками садовых участков не решался вопрос отведения дождевых и паводковых вод, — говорится в ответе. — В соответствии с пунктом 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется правообладателями земельных участков. На основании вышеизложенного территория СНТ «Электрометаллург» не была включена в зону чрезвычайной ситуации.
Кроме того, в администрации Сосновского района поделились с нами приложением к документу о введении ЧС, которое было принято уже через два дня после начала паводка. Всего в списке, который формирует границы зоны чрезвычайной ситуации — не больше двух сотен адресов, большая часть из них относятся к СНТ «Железнодорожник», селам Кременкуль и Туктубаева.
«Это несправедливо»
Светлана из «Мысов» говорит, что на выплату и не надеялась, хотя в такой ситуации она бы стала большим подспорьем: всю работу по откачке воды ей всё равно приходится делать самой и за свой счёт.
— Конечно, это несправедливо, что мы как бы не считаемся, хотя у нас тоже пострадали дома и имущество, погиб урожай. Мы ведь обращались за помощью, ещё весной приходила комиссия, но никто ничего не сделал. Разве мы виноваты? — говорит она.
В такой спорной ситуации мнение управления соцзащиты — не последняя инстанция, объясняют представители министерства социальных отношений. Изложить свою проблему и представить доказательства того, что сад пострадал во время ЧС, южноуральцы могут в интернет-приёмной министра Ирины Буториной или правительства Челябинской области.
— Заявление будет рассмотрено, будут направлен разъяснения, если с этими разъяснениями не согласны — вы можете далее обратиться в прокуратуру, этот надзорный орган обязан защищать ваши интересы, — советуют они оказавшимся в аналогичной ситуации.
Ранее мы узнавали у плодовода Ольги Волчанской, можно ли спасти пострадавшие от затопления садов деревья и кустарники и как это сделать.