После ухода с российского рынка привычных западных брендов бытовой техники магазины наводнила продукция малоизвестных компаний. Традиционные Bosch, LG, Samsung, Electrolux — теперь редкость, зато активно осваиваются производители из Азии, Белоруссии и РФ. Большинство консультантов говорят, что качество «новичков» — среднее, впрочем, как и цена. В конце концов, прошло еще слишком мало времени, чтобы сделать выводы о надежности той или иной марки. Смотрим, какие бренды можно встретить в магазинах бытовой техники, и разбираемся, откуда они.
Что нового появилось
Заходим в «Рембыттехнику» в ТРК «Куба»: тут же в глаза бросается, что отдел сократили почти наполовину, отгородив стеллажами пустое полутемное пространство. Но говорить о дефиците товаров не приходится: ряды заставлены довольно плотно, да и выбор есть — в каждой категории разные цвета, размеры и формы. Практически все позиции — в наличии, показывают продавцы. Но, если бегло пройтись по рядам, легко заметить, кто вырвался в лидеры: чаще всего встречается надпись Haier. Спрашиваем у консультанта, что произошло за последние месяцы.
— Сейчас разных фирм стало очень много: у нас представлено больше 100 брендов в бытовой технике. Многие давно на рынке, просто раньше на них меньше обращали внимание, потому что все ориентировались на Samsung, LG, Bosch. А теперь они ушли, и все начали присматриваться к другим производителям, — рассуждает консультант Олег. — Вообще я, наверное, Haier порекомендовал бы: это Китай, но фабричный Китай. Производитель — надежный. Холодильники у них отличного качества, стиральные машинки у них считаются одними из лучших. По цене не слишком дорогие, по качеству, на мой взгляд, лучше Bosch будут.
Завидев единичную плиту Bosch, спрашиваем, откуда она. Предполагаем, что, видимо, худо-бедно что-то завозят.
— Эта — по уценке, после ремонта, — отвечает на наши догадки Олег. — Где-то Electrolux еще был, но это остатки. Сейчас они не поставляются вообще: ни единичные товары, ни серии.
Практически в каждом сегменте встречается собственная марка РБТ — Leran, но наш консультант тактично молчит о ней. Зато выдает список явных аутсайдеров, на его взгляд.
— «Дарина» — российская фирма, но, честно говоря, она — не очень. Есть Weissgauff, это Германия, собирают в Китае, мнения по нему противоречивые. Beko есть холодильники, стиральные машины, плиты — это турки делают, не советую. Стиралки у них не очень, холодильники — средние. Бренд Pozis из Татарстана — средний. Микроволновки в основном берут Midea (Китай), они вроде нормальные. Из того, что реально можно смотреть, пожалуй, Haier, который я уже назвал, и словенское Gorenje.
Проходим в отдел с телевизорами. Олег замечает, что сейчас это самый популярный товар. За день продают по несколько штук. Но и здесь можно прийти в замешательство от новых неизвестных названий. Притом разлет цен серьезный — от 15 тысяч рублей до 600 тысяч.
— По телевизорам советую брать Samsung, LG, Philips, но это тоже остатки. Их пока не завозят, и неизвестно, будут ли. Sony давно исчез, хотя это тоже хорошая техника, — анализирует рынок наш собеседник. — Сейчас много новых марок, но все они уступают им по качеству. Появился Telefunken (Германия), хотя вообще всё на самом деле из Китая везут, так что на это можно не смотреть. Hisense (Китай) — довольно неплохие телевизоры: на мой взгляд, ничуть не хуже, чем Samsung, только стоят на 20 тысяч дешевле, а показывает неплохо. Leff — это средние телевизоры из Белоруссии. Prestigio (Китай) — не очень по качеству, BQ (Испания) не советую.
Олег подытоживает наш разговор: средний сегмент есть, и найти в нем можно неплохие варианты под запросы покупателя. А вот с премиальной техникой проблемы: в наличии практически ничего, можно сделать заказ, но с неизвестными сроками поставки.
Что с параллельным импортом
Немного другая картина в DNS: частично технику сюда ввозят через Казахстан. Поэтому ассортимент ушедших брендов гораздо шире.
— Из Bosch, LG, Samsung, Electrolux что-то есть, чего-то нет, надо смотреть по каждой позиции отдельно, — говорит продавец Кирилл. — У нас есть филиалы в Казахстане, поэтому мы поставляем технику туда и завозим сюда по параллельному импорту. Везем туда побольше, потом переправляем в Россию.
В основном новые марки — это бывшие монобренды, объясняют нам, поэтому в первую очередь надо изучать историю компании.
— Например, немецкие плиты Zigmund&Shtain занимались именно газовым оборудованием. У них есть дорогие классные профессиональные плиты по пять конфорок, такие по 200 тысяч рублей стоят. Теперь они производят всё подряд, лучше у них брать именно газовые панели, всё остальное — уровня Beko, — проводит ликбез Кирилл. — Китайская фирма TCL раньше выпускала только кондиционеры, теперь тоже делает бытовую технику, скорее всего, холодильники у них неплохие по качеству. Всё остальное надо смотреть. Maunfeld — тоже Китай, они специализировались на вытяжках, теперь у них широкий ассортимент. Что из себя представляют, пока неясно.
Здесь в лидерах — Gorenje, а также собственная марка Dexp. Впрочем, никто из новых производителей не может составить конкуренцию Bosch, заключает Кирилл.
— Bosch — немцы, и пока никто до них не дотягивает, — делится мнением наш собеседник. — Всё, что появилось, — среднего уровня. К тому же непонятно, как это будет работать в дальнейшем. Еще не прошло достаточно времени, чтобы сделать выводы, насколько техника надежна.
Как покупают малоизвестные бренды
В компании «М.Видео — Эльдорадо» утверждают, что сегодня цены на технику — на уровне начала 2022 года или даже ниже, и приводят данные: самые популярные позиции сейчас — телевизоры и стиральные машины. По результатам опроса сети, 86% россиян готовы покупать новые бренды бытовой техники.
— Что касается новых брендов, в этом году мы вывели на российский рынок крупнейшего производителя бытовой техники в Центральной Азии — бренд Artel (Узбекистан). Усиливают свои позиции китайские и турецкие компании, в том числе имеющие свои заводы на территории России. В бытовой технике растет спрос, например, на Haier, Beko, Grundig, Candy, Midea, Gorenje и другие, — рассказали в пресс-службе «М.Видео — Эльдорадо». — Другим трендом является увеличение интереса до 1,5–2 раз к торговым маркам из России, Белоруссии, Узбекистана. Особенно усилились их позиции в холодильниках и морозильных камерах, стиральных машинах, плитах и кухонных вытяжках.
Новые лидеры продаж — это российские марки и производители из стран СНГ, говорят в «М.Видео — Эльдорадо».
— Например, в отдельно стоящих электрических и газовых плитах первое место занял белорусский Gefest, российский бренд Darina (Пермский край) — второе, Flama (Краснодарский край) замкнула топ-5, — перечисляет представитель ритейла. — В холодильниках в пятерку наиболее востребованных брендов вошел белорусский «Атлант» (востребован также в морозильных камерах и стиральных машинах), в топ-10 оказался Pozis (Татарстан), востребованным является также российский Kraft. В категории кухонных вытяжек в лидирующую группу традиционно входит Elikor (Калуга). В числе десяти наиболее популярных производителей телевизоров укрепился белорусский «Витязь».
Параллельно «М.Видео — Эльдорадо» занимается раскруткой собственных торговых марок — Novex и Hi.
Создается ощущение, что после ухода западных брендов поход в магазин бытовой техники превращается в угадайку: кто все эти производители и кому из них можно доверять. Очевидно, что выбор стал сложнее, противоречивые отзывы не помогают принять решение, а скорее только запутывают. Реальная картина станет ясна позже, когда можно будет отследить практику сервисных центров по ремонтам и узнать количество жалоб. Пока же прошло еще слишком мало времени.
Начиная с февраля 2022 года рынок товаров в России сильно изменился. Недавно мы смотрели, какие новые (и часто неожиданные) производители появились в супермаркетах после ухода западных брендов. А также писали, что исчезло с полок парфюмерных магазинов.