Санитаркам Челябинского психоневрологического интерната №2 в Металлургическом районе массово отказали в льготной пенсии. Сотрудницы уже несколько месяцев доказывают в судах, что работали во вредных условиях и должны выйти на заслуженный отдых раньше. В Министерстве социальных отношений региона говорят, что нарушений нет, так ли это — мы спросили у эксперта.
Каждый день купала почти 30 человек
В редакцию 74.RU обратились сразу несколько сотрудниц интерната, у которых подошло время досрочного выхода на пенсию.
— При трудоустройстве на работу было озвучено, что всем сотрудникам, исполняющим обязанности по уходу и обслуживанию проживающих, идет вредность, досрочный выход на пенсию по льготному стажу, сокращенная рабочая неделя (36 часов) и дополнительный отпуск 35 календарных дней, — перечисляет одна из сотрудниц, проработавшая в интернате несколько лет санитаркой-ваннщицей. — В трудовом договоре у нас прописан класс вредности 3.2, который подтвержден специальной оценкой условий труда (СОУТ) и все выплаты по этому классу вредности.
Подкласс 3.2 (вредные условия труда второй степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные или опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности).
Но когда подошло время досрочного выхода на пенсию, в назначении выплат Социальный фонд отказал.
— Причины отсутствия у заявителя отдельных условий назначения пенсии: в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» не включен период работы в «Челябинском психоневрологическом интернате №2» в качестве санитарки, так как на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица за указанный период работы отсутствуют коды особых условий труда, — говорится в ответе фонда.
В ведомстве пояснили, что фонд запрашивал данные у работодателя, и он ответил, что санитарки правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются, так как 60% рабочего времени выполняют свои должностные обязанности, не связанные с уходом за подопечными учреждения. В связи с этим работодатель не делал перечисления за работников, которые необходимы для досрочной пенсии.
Сотрудников такой ответ руководителя интерната возмутил.
— В мои должностные обязанности входит купание проживающих, стрижка ногтей, обработка пяток, генеральные уборки душевых. На одну санитарку-ваннщицу положено 50 коек, а их у нас почти 350, нас — три человека, с учетом отпусков мы по полгода работаем вдвоем. Каждый день я купала почти 30 человек, а по нормам должна купать 10–12. Мы тут как рабы! — возмущается наша собеседница.
Условия вредные, но льготная пенсия не положена
В самом интернате комментировать ситуацию отказались, там посоветовали журналисту 74.RU обратиться в Министерство социальных отношений. В ведомстве же сообщили, что нарушений в интернате не видят.
— В соответствии с постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», применение списка производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, производится с учетом аттестации рабочих мест. В настоящее время аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда. Согласно проведённой в Челябинском психоневрологическом интернате №2 специальной оценке условий труда, должности санитарок (в том числе санитарок-ваннщиц) отнесены к должностям с вредными и опасными условиями труда по группе 3.2, которым не установлено льготное пенсионное обеспечение, — прокомментировали в Минсоце. — Таким образом, учреждение правомерно не направляет в Социальный фонд информацию для обеспечения досрочного выхода на пенсию и не отчисляет в фонд положенные выплаты на работников.
Сотрудницы интерната были вынуждены обратиться в суд. По их словам, сейчас в Металлургическом районе рассматривают иски пятерых работников, еще двое готовят заявления. При этом они утверждают, что после обращений в суд в интернате провели внеплановую специальную оценку условий труда, по результатам которой все-таки установили льготную пенсию, но распространяться она будет лишь с момента вступления в силу результатов новой экспертизы. Тем же, кто много лет отработал в интернате, доказывать свое право на досрочную пенсию придется в судебных тяжбах.
«Сейчас это сплошь и рядом»
По словам руководителя Челябинской областной организации профсоюза работников здравоохранения Дениса Рываева, при классе вредности 3.2 сотрудники имеют право на льготную пенсию.
— 3.2 — это вредные условия труда второй степени, хотя у них [в психоневрологическом интернате], по закону о психиатрии, класс должен еще на одну ступеньку быть выше — 3.3. Но даже при классе 3.1 сотрудникам идет льготный стаж, потому что класс 3 — это вредные условия, а в федеральном законе №400 «О страховых пенсиях» указаны просто вредные условия труда, — говорит эксперт.
По словам председателя профсоюза, такие ситуации, когда медикам приходится отстаивать свое право на льготный стаж по вредности, в регионе нередки.
— В картах специальной оценки условий труда есть 40-я строка, в которой должны быть прописаны отпуска, доплаты, пенсии и так далее, но прописал ли это работодатель? Чаще всего информация там отсутствует, — поясняет наш собеседник. — Потом эти документы отправляются в общий реестр и уже пенсионный отдел смотрит, если ничего не написано, ничего давать не надо. Сотрудникам приходится идти в суд и доказывать, что они работали во вредных условиях, сейчас это сплошь и рядом.
По словам Дениса Рываева, состоящие в профсоюзе и столкнувшиеся с аналогичной проблемой медики, могут бесплатно обратиться в организацию за юридической помощью.
Ранее мы рассказывали историю другого медика, столкнувшегося с проблемами при выходе на заслуженный отдых — старшего врача станции скорой помощи Светлану Горских пенсионный фонд лишил льготной пенсии из-за лишнего слова в трудовой книжке.