Общий стаж Вагановых в медицине давно перешагнул за две сотни лет, и это не предел: в этой челябинской семье — восемь медиков, семь из них — врачи-рентгенологи. И если самый старший представитель этого семейства осваивал первые рентгеновские аппараты, то сейчас Вагановы ставят максимально точные диагнозы на самых современных компьютерных томографах. А ведь началось всё с полевого госпиталя в августе 1942-го…
«Бабушка с дедушкой всю войну прошли вместе»
— Дедушка был главным врачом эвакуационного пункта, бабушка — операционной медсестрой, они всю войну прошли вместе, и свадьба у них была 9 мая в Берлине, — рассказывает врач-рентгенолог Челябинской областной детской клинической больницы Артем Ваганов.
Лейтенант медицинской службы Василий Ваганов и выпускница Ульяновского медицинского техникума Анастасия Кузоватова встретились на сборном пункте, когда формировался их медико-санитарный батальон. Василию было 22 года, Нае (так он называл будущую супругу) — 16. Она сутками не выходила из операционной, он — переправлял раненых в тыл. Зимой 1942-го, перед первым боем, влюбленные поклялись хранить друг другу верность и, если выживут, пожениться после войны. В День Победы молодые отпраздновали свадьбу, они попросили командира зарегистрировать их брак, и тот объявил о рождении новой семьи 9 мая на торжественном построении батальона.
После войны пара приехала в Костанай, а потом по распределению попала в Челябинск.
— Там, где сейчас сквер, стоял старый корпус. Там раньше был приемный покой областной больницы, там же — рентгеновский кабинет, где дедушка работал, — вспоминает внук Василия и Анастасии. — Сейчас там собираются детский хирургический корпус строить. А вот в этом корпусе (Артем Александрович показывает на старый корпус, расположенный напротив областного перинатального центра. — Прим. ред.) было общежитие, у меня папа здесь на перилах катался, когда был маленький, там такие большие фронтальные лестницы. На последнем этаже был актовый зал — песни пели. Дед всю жизнь работал здесь, сколько я его помню. Бабушка тоже работала в областной больнице, в баклаборатории.
Василий Георгиевич много лет заведовал рентгеновским отделением областной больницы на Воровского, 20 лет руководил рентгенологической службой Челябинской области. Не мудрено, что оба его сына продолжили путь отца и тоже стали рентгенологами. Старший — Юрий — закончил мединститут и уехал в Минск, там он до недавнего времени заведовал отделением лучевой диагностики НИИ онкологии и медицинской радиологии имени Александрова. К сожалению, прошлой осенью его не стало.
«Хочу быть врачом и ставить диагнозы»
Младший сын Вагановых — Александр — остался в Челябинске. Сначала, как и родители, работал в областной больнице.
— Я с самого детства хотел быть врачом. У меня даже хранится сочинение за шестой класс, я тогда написал: «Хочу быть врачом и ставить диагнозы», — смеется Александр Васильевич. — Я его храню. Хочу внуку его передать, а то он сейчас мечется, не знает, кем стать.
Александр Васильевич признаётся: сам никогда не сомневался при выборе специализации, сразу решил стать рентгенологом.
— Так это интересно же! Вот вы грибы любите собирать? Это примерно то же самое: никто ничего не знает, не ведает, а рентгенолог находит болячку, — объясняет он. — Это ведь главное в лечении болезни. Я это понимал с детства. От правильно поставленного диагноза зависит результат лечения.
Александр Васильевич сначала работал в областной больнице, потом решил, что пора передавать опыт, и ушел преподавать на кафедру онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии Южно-Уральского медуниверситета, где работает до сих пор.
— Я выучил не одно поколение рентгенологов, вы спросите любого рентгенолога в Уйском, в Кунашакском районе, еще где-нибудь: «Ваганов — кто это?» Они скажут: «Вы что!» Все меня, конечно, знают, я многих учил, только с пандемией всё стало немножко сложнее, — сетует Александр Ваганов.
«Всегда тянуло в диагностику»
Удивительно, но супруга Александра Васильевича — тоже рентгенолог, причем она работает в уникальном подразделении Челябинской областной больницы — отделении радионуклидной диагностики, которое возглавляла много лет. Впрочем, в рентгенологию Людмила Николаевна пришла не сразу.
— Мы с мужем познакомились в мединституте, он учился на курс старше, — вспоминает Людмила Николаевна. — Я окончила институт, отработала пять лет терапевтом, потом меня пригласили во врачебную комиссию МВД, но меня всегда тянуло в диагностику. А потом в областную больницу пришла гамма-камера, я быстренько сюда прибежала, и вот уже 40 лет я здесь.
В отделении Людмилы Николаевны, кроме гамма-камеры, на которой специалисты могут оценить функциональную способность внутренних органов, например посмотреть функцию почки, есть единственный в регионе аппарат однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ-КТ), который позволяет одновременно проводить изотопное исследование и компьютерную томографию. Это помогает не только получать более точную информацию о внутренних органах, но и, например, раньше выявлять метастазы.
«О чем-то другом даже не думал»
Видимо, это уже закономерность, но дети Александра Васильевича и Людмилы Николаевны тоже выбрали профессию родителей. Младшая дочь Ксения Александровна трудится рентгенологом в Национальном медицинском исследовательском центре детской травматологии и ортопедии имени Турнера в петербургском Пушкине. Старший сын Артем Александрович много лет посвятил взрослой областной больнице и вот уже 10 лет работает с маленькими пациентами — в детской областной.
— Я ведь рос и воспитывался во врачебной семье, о чем-то другом даже не думал, — пожимает плечами Артем Ваганов, говоря о своей профессии.
— Только представьте, все разговоры дома о больнице и пациентах: дедушка с бабушкой рассказывают свое, мы — свое, поэтому как-то у нас, действительно, не было других вариантов, — поддерживает Людмила Николаевна. — Хотя он сам всё своими руками делает, мог бы и в технический вуз пойти, но медицина победила.
— Когда поступил в мед, мне сразу хотелось работать на компьютерном томографе — тогда появились шаговые томографы, самые первые, — говорит Артем Ваганов. — Потом пошли спиральные, сейчас уже самые современные — МРТ и КТ-аппараты.
«За нами приезжала машина скорой помощи — мы ехали в больницу»
В прошлом году в ряды рентгенологов Вагановых вступила и дочь Артема Александровича — Влада. Она закончила ординатуру и сейчас работает в одном отделении с отцом.
— Я с детства — в больнице. Врачей никогда не боялась, только уколов, — смеется Влада. — Папа меня брал на дежурства, когда я очень просилась. За нами приезжала машина скорой помощи, мы ехали в больницу, там был темный кабинет, и мне всегда интересно было, что сейчас будет. Тогда аппараты еще стояли в темноте.
Сейчас, когда пленку сменили мониторы, а диагностика проводится на самых современных аппаратах, интерес к профессии не угас — наоборот.
— У нас каждый день какие-то необычные случаи бывают, и часто по одной КТ ты не можешь поставить диагноз, ты лишь описываешь картинку, врачи смотрят, предполагают. Потом мы получаем гистологию, и уже на ее основании ставится окончательный клинический диагноз. Конечно, с маленькими пациентами работать сложнее, но и интереснее, — признаётся девушка. — У взрослых, ну что там — болезни от возраста, а у детей всё неизведанное, встречаются разные аномалии развития, и мы рассматриваем их комплексно, группой, все врачи подключаются, и совместно решаем.
При этом работать с детьми оказалось сложнее эмоционально.
— Когда ты смотришь на картинку — это одно, а когда ты разворачиваешься и смотришь на ребенка — это совершенно другое, — говорит Влада. — Не знаю, для меня каждый случай — особый, у меня еще нет профдеформации, поэтому каждый раз сердце кровью обливается, когда детки плачут, расстраиваются, мне хочется всех их побаюкать.
«Рентгенологи дольше всех живут»
В семье Вагановых уже четыре поколения рентгенологов, и они лишь улыбаются на вопросы о вредности их специализации для здоровья.
— Рентгенологи дольше всех живут, — развеивает миф Людмила Николаевна. — Сейчас радиационной нагрузки практически нет, потому что мы сидим в отдельных кабинетах. У нас была сотрудница, она работала до 78 лет, причем на других аппаратах, там побольше была лучевая нагрузка, она дожила до 93 лет. У нас бабушка и дедушка прожили по 76 лет, а ведь они прошли войну. Так что, как говорится, в малых дозах излучение чуть ли не полезно.
Куда важнее, что в этой семье, где все делают одно дело, каждый готов подставить друг другу свое плечо и, конечно, помочь советом, ведь опыта у большинства из них не занимать. А еще у них есть один общий праздник, который отмечается сегодня, в третье воскресенье июня, — День медицинского работника. Редакция 74.RU поздравляет всю большую семью Вагановых и всех сотрудников южноуральских больниц и поликлиник с этим праздником!
Хотите еще почитать истории челябинских врачей?
Гастроэнтеролог из Челябинска Зинаида Василенко вырастила династию врачей — сын и дочь работают вместе с ней в областной больнице, внук тоже решил стать врачом. У каждого из них были варианты пойти в разные профессии, но медицина затянула и не отпустила.
На этой неделе 85-летний хирург из Аргаяша Владимир Карев удостоился высшей врачебной награды страны. В 2019 году премию «Призвание» получил кардиохирург Виктор Гладышев, который в свои 82 года продолжал трудиться в федеральном кардиоцентре и передавать опыт не только врачам центра, но и своим сыну и внуку.
А вот история еще одного рентгенолога! Екатерина Марковна Сумная трудится в одном из хирургических отделений горбольницы № 8, в этом году ей уже исполнился 91 год! Возрастной врач работает наравне с остальными и не требует никаких поблажек. О себе говорит мало. А коллеги улыбаются: «Скромность украшает королей». Они называют ее светилом и считают лучшим специалистом в регионе.
И еще обязательно почитайте истории врачей, которые нашли в профессии не только призвание, но и свою вторую половинку.