— Немножко замешала, давай теперь ещё добавь муки, только чтобы не было комочков.
Настя смешивает тесто жужжащим миксером, которого, кажется, пока немного побаивается.
— Не волнуйся, всё хорошо, — поддерживает Мавлиха. — Теперь яблоки укладываем, чтобы у тебя они красиво лежали, рядочком. И в духовку!
Кухня мгновенно наполняется сладким ароматом яблочного пирога, а за рабочим столом продолжается готовка. Остатки теста Настя разравнивает тонким слоем на противне для будущего рулета, а ее наставница уже принесла из холодильника ингредиенты для крема.
— Творожный сыр и сливки 33 процента, смотри. Я их в «Магните» купила, это чтобы ты могла запомнить упаковку, — акцентирует внимание девушки наставница. — А эти сливки у нас с прошлого занятия остались, производитель другой. Главное, чтобы было написано «сливки для взбивания, жирность 33 процента».
Необычные ученики на домашней кухне
Мы находимся на кухне среднестатистической для Челябинска квартиры, разве что вместо обеденного стола здесь производственный — с металлической поверхностью. В остальном — обычный кухонный гарнитур, электроплита, духовой шкаф и простая посуда. Но проходят здесь непривычные процессы — кондитер Мавлиха Бикбулатова бесплатно учит людей с инвалидностью печь торты, пироги, пирожные, печенье.
Несколько лет назад мы рассказывали, как Мавлиха растит сына с аутизмом. Мурату тогда было всего 11, но он уже мог напечь целую гору сладких вафель. Буквально за полгода мальчик заработал себе на мечту — собственный ноутбук. Сейчас ему уже 15, он свободно управляется на кухне, и даже если это не станет его профессией, во взрослой жизни сможет готовить для себя и своих близких. Но так могут далеко не все дети и взрослые с ограниченными возможностями, хотя желание есть у многих. Именно для них Мавлиха решила открыть кондитерскую школу.
— Я как-то напросилась в гости в тренировочную квартиру, где учатся самостоятельно жить люди с ограниченными возможностями. Мне было интересно, реально ли научить людей с особенностями что-то готовить, стряпать для себя, — вспоминает Мавлиха. — Мы с ними рисовали пряники. Были девочки, у которых парализованы руки, но их можно научить, они с удовольствием рисовали.
Мавлиха долго вынашивала свою идею, а недавно сняла квартиру недалеко от дома (чтобы успевать заботиться и о сыне-школьнике), обустроила в ней кухню и взяла первых учеников. Она сразу решила, что занятия должны быть индивидуальными, а условия приближены к домашним, чтобы ученикам было комфортно.
— Для таких людей важно повторение и закрепление материала. Вот у меня Римма, чтобы она запомнила, мы с ней ровно неделю изучали один и тот же рецепт. Мы каждый день делали одно и то же, чтобы она запомнила. А у Насти это как-то полегче получается, она быстро всё запоминает. У нее сегодня второе занятие, но она уже помнит рецепт, как и что нужно делать, — приводит пример наставница. — Объединить их в группы по несколько человек нереально, потому что у каждого свои особенности и свой темп.
Для особенных учеников кондитер старается подбирать простые, но универсальные рецепты, по которым реально готовить дома. С Настей, например, из одного и того же теста за один раз они испекли капкейки, шарлотку и рулет, при этом блюда получились совершенно разными, в том числе благодаря начинкам и крему. Следующий в программе — шоколадный бисквит, а потом мечта всех девочек-подростков — нежные цветные десерты макаронс.
«Я учусь у них тоже»
Со своих особенных учениц Мавлиха не берет оплату, при этом девчонки каждый день уносят домой ароматные вкусняшки, чтобы порадовать близких и поделиться своими успехами.
— Это чисто моя энергия. Я на продукты трачу, но ту энергетику, которую они дают, не передать. Когда у нее горят глаза, когда она бежит домой: «Мама-мама, у меня получилось!» Эта энергия не только со мной, она и в семье. Я помогаю, чем могу. Мы же все приходим в этот мир, чтобы оставить след, кто как может, таким образом его и оставляет, — пожимает она плечами. — Опять же, это не только помощь людям с ограниченными возможностями. Это же помощь и себе, я же тоже учусь, как общаться с ними, потому что сын же растет. Вот Насте 20 лет, а моему сыну пока только 15, и как я буду с ним общаться в 20 лет, я не знаю. Я учусь у них тоже.
Недавно Мавлиха рассказала о своих ученицах в социальных сетях, ей тут же начали предлагать помощь. От денег она отказалась, а вот муку, сахар, масло (самые необходимые продукты для уроков) неравнодушные челябинцы иногда всё-таки привозят.
«Надо дать понять, что ты обществу нужен»
Мавлиха уверена: навыки, приобретенные учениками на занятиях, точно пригодятся жизни. Для кого-то это может стать даже стать профессией.
— Я сама начинала с домашней кухни, и они могут что-то стряпать, продавать — эту же шарлотку, эти же печенья. Можно оформить самозанятость, а соцсети — это тот же рынок, — говорит кондитер. — Я уже думала, может быть, к Новому году пряники, которые они будут расписывать, попробовать продавать, помочь им в этом развитии.
При этом челябинка убеждена, что заработок для ее учеников — не главное.
— Тут стоимость абсолютно не важна, надо дать понять, что с этим живут, так зарабатывают деньги, что ты обществу нужен! Это даже больше про социализацию, про то, что человек с ограничениями может жить в социуме, — говорит Мавлиха.
Чтобы попасть на занятия, можно написать Мавлихе во «ВКонтакте». Челябинка раздумывает над тем, чтобы в будущем, когда сын окончит школу, переехать в другое помещение. Она хотела бы еще обучать инвалидов-колясочников и мечтает об открытии кондитерской, в которой смогут работать ее ученики.