Главный государственный санитарный врач по Магнитогорску и близлежащим районам Лариса Булакова во время очередного собрания депутатов озвучила проблему с питанием школьников, рацион которых состоит преимущественно из каш. Мы встретились с ней, чтобы понять, по какому принципу строится рацион питания учащихся и почему мяса и фруктов школьникам дают все меньше.
— Лариса Михайловна, с питанием магнитогорских школьников, по вашему мнению, все действительно крайне плохо?
— Сегодня у нас пищевая ценность не выполняется по тем заявленным показателям, которые есть. Есть блюда, которые идут с нарушением калорийности, есть занижение объемов порций вместо положенных. Есть технологическая карта, где написано, что вот, допустим, то же картофельное пюре должно быть с такой калорийностью. Есть единое десятидневное меню для всех школ, оно должно исполняться при наличии всех продуктов. Меню может корректироваться. Но все равно оно должно соблюдаться, потому что рассчитано по пищевой ценности, по калорийности, белкам, жирам, углеводам. Нам нужно самое главное, чтобы питание было сбалансировано. Нас интересует, что дают ребенку и в каком количестве, а также набор продуктов. Можно одними кашами и макаронами все меню сделать, но нет, там разный ассортимент [должен быть].
— Школьников действительно кормят одними кашами, что это за крупы?
— Основа меню — это каши разного ассортимента. Мы констатируем тот факт, что в меню школьников практически нет соков, фруктов. Если раньше что-то давали, то сейчас уже нет. Кисломолочных продуктов вообще у нас в меню нет. Сократились блюда из овощей, мяса, рыбы, творога.
— Как осуществляется контроль за тем, что едят дети?
— Когда мы приходим с проверкой — собираем пробу. Мы не просто проверяем требования законодательства, но и проводим лабораторные исследования совместно с Центром гигиены и эпидемиологии. У них есть лабораторная база. Определяем количество [продукта], отбираем пробы и получаем результаты.
— Как определяете объем порций?
— На глаз ничего не делается. Порция взвешивается. В данном случае нужно доказать. Доказать можно только действиями. В данном случае взвешиванием подтверждается.
— Бывают случаи, что, скажем, котлету разрезают вдоль: сверху вроде целая, а по факту — половина?
— Такого не было.
— В школах знают о предстоящих проверках?
— Перед проверкой мы обязаны прийти, направить решение и сказать, что мы будем осуществлять проверку.
— Почему школьные обеды стали настолько скромными?
— Потому что очень дорогие продукты. Чем определяется стоимость меню? Даже вы, когда идете в магазин, руководствуетесь той суммой, которая у вас есть. Хотя на начальную школу выделялась неплохая сумма (имеются в виду дотации.— Прим. ред.), сейчас цены выросли, и этого уже недостаточно. На детей с 5–11 классы сумма гораздо меньшая, в пределах 47 рублей. Чем можно накормить на эту сумму? Исходя из стоимости рациона, организаторы питания не могут дать необходимые продукты, которые должны быть. Когда в апреле мы проводили проверку, перебои были с овощами. Картофель и другие овощи сильно подскочили в цене.
— Родители жалуются на скудное питание?
— Я поняла, что родительский контроль у нас часто проводится формально. Как это? Пришли, посмотрели и ушли. Не все родительские комитеты заинтересованы в том, чем кормят детей. По правилам родители могут прийти и посмотреть, заранее предупредив школу.
— На мой взгляд — выходом могли бы стать хорошие буфеты.
— На сегодня у нас не развита буфетная продукция, и накрывные буфеты, которые есть, не позволяют ребенку купить поесть, когда он этого захотел. Такой вопрос мы тоже ставим. У нас есть буфеты в некоторых школах, где школьники приходят и приобретают что-то, когда им нужно. Это нравится и родителям, и школьникам. Мы также говорим о системе оплаты. Сегодня система оплаты не позволяет ребенку прийти в столовую, купить за наличные (если на школьной карте нет денег, то часто ребенок не сможет приобрести еду в буфете самостоятельно. — Прим. ред.). Разные бывают причины, почему родители не положили деньги на счет. Если родитель может дать ребенку деньги, то школьник должен прийти и взять покушать. А здесь ребенка заранее лишают возможности прийти и что-то съесть. Ситуация отчасти была связана и с ковидом. Необходимо было уменьшить контакты [между детьми]. Мы старались детей разобщить. Если школы войдут в нормальный режим работы, возможно, мы будем этот вопрос дальше прорабатывать.
— Остаются автоматы с едой. Они, на ваш взгляд, хороши? Там шоколадки, хрустящее печенье, растворимый чай, вакуумированные бутерброды.
— Мы не очень рекомендуем это. Но санитарными правилами это не запрещено. Я считаю, что лучше ребенку не купить шоколадку. Когда он пойдет кушать, то уже аппетита не будет.
— В ходе горсобрания вы обратили внимание на то, что дети с ограниченными возможностями здоровья, к примеру, с диабетом, в наших школах лишены возможности получать диетическое питание.
— К сожалению, такого у нас нет вообще. Санитарными правилами определено, что для таких детей [с заболеваниями] тоже должно быть организовано питание с учетом их состояния здоровья. Вообще должны собираться все данные по таким детям, они должны доноситься до организаторов питания. Организатор питания — «Горторг», ему подает данные директор школы. Каждый несет ответственность с учетом своих полномочий, поэтому то, что зависит от директора, она должна выполнить. А «Горторг» — организовать. Здесь, возможно, не совсем все правильно организовано [со стороны школы]. Но будем работать.
— Как вы считаете, что-то изменится в питании учащихся?
— Проанализировав полностью организацию питания школьников, мы информацию доносили до администрации города на собраниях депутатов, на совещаниях. Теперь все зависит от того, будут ли увеличены дотации. Но нужно все равно готовить родителей к тому, что если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил нормальное питание, то нужно платить.