— Всё с китайского рынка, ничего приличного, еще и дорого так! — ругается женщина, покидая магазин на Труда, 181.
Гипермаркет Hoff, который называют российским конкурентом шведской IKEA, открылся в многострадальном конгресс-холле «Таганай». Комплекс в Челябинске должен был стать одной из площадок саммитов-2020, но из-за отмены международных мероприятий его переоборудовали под торгово-развлекательный центр. Пока здесь только два арендатора — «М.Видео» и сам Hoff.
Hoff — крупнейшая в России сеть гипермаркетов мебели и товаров для дома. Ее основали бывшие топ-менеджеры «М.Видео» Михаил Кучмент и Александр Зайонц. Сейчас действуют 50 магазинов, из них 37 гипермаркетов, остальные точки — меньшего формата: Mini, Home и Smart. Название Hoff расшифровывается как Home Of Furnishing, что в переводе означает «Дом для создания интерьера». Общая площадь магазинов сети — более 315 тысяч квадратных метров. В компании работают свыше 5200 сотрудников. В 2017 году сеть гипермаркетов Hoff впервые попала в рейтинг «500 крупнейших компаний России» по версии РБК. Выручка компании «Домашний Интерьер» (развивает сеть Hoff) в 2020-м составила 34,9 миллиарда, чистая прибыль — 1 миллиард рублей.
Чтобы подъехать сюда на машине, нужно свернуть с улицы Труда возле отеля Radisson. Дальше придется немного поломать голову: парковка расположена на первом этаже, но без указателей сразу непонятно, где именно находится въезд, так что придется покружить. Стоянка — полупустая и довольно просторная, найти место здесь — не проблема. А вот что может вызвать трудности, так это поиск машины по возвращении из магазина: столбы не помечены цветами или буквами для удобной навигации.
Внутри пустующие площади, затянутые тентами, безлюдный холл, разлетающееся от каждого звука эхо и экспозиция из двух кресел на пьедестале — пример интерьера из Hoff: покупателей завлекают изучить ассортимент магазина. Такие стенды любит делать и шведский собрат в своих комплексах «Мега», но там чаще всего большой поток людей и ловко интегрированная реклама смотрится куда уместнее, чем «пробник» Hoff в «Таганае»
Внутри гипермаркета покупателей встречает лабиринт небольших тематических отделов. Они не такие громадные, как в IKEA, да и последовательность другая: если в IKEA всё начинается с мягкой мебели, то в Hoff покупатель попадает сначала в раздел посуды, дальше следуют постельное белье и подушки, потом всё, что связано со светом и ванной. Мебельный отдел на втором этаже, туда ведет эскалатор, ближе к кассам — декор для дома. В целом концепция Hoff во многом схожа с IKEA: магазины рассчитаны на массового покупателя, здесь можно укомплектовать квартиру сверху донизу всем необходимым — от диванов до салфеток на обеденном столе. Но в отличие от IKEA полноразмерных планировок квартир в Hoff не встретишь, только куцые примеры моделирования и декора отдельных комнат — спальни, гостиные и кухни разбиты по секторам.
Посуда — один из самых обширных отделов внутри гипермаркета. Здесь продают как единичные экземпляры, так и большие наборы для полной сервировки на 4–6 персон. Встречаются товары а-ля «АлиЭкспресс», например, кружки с персонажами из «Звездных войн» за 199 рублей. Более взрослый и дорогой сегмент представлен европейскими брендами: французским Luminarc, британскими производителями Walmer и Wilmax, богемскими бокалами. Ценителей люкса ждет сервиз Versace. Цены на такие наборы от 1000 до 60 000 рублей, наборы бокалов — около 2000–2500 рублей.
Еще одна калька с IKEA — большие желтые баннеры со скидками, такие висят в каждом отделе. Например, 899 рублей за набор постельного белья, или 79 рублей за наволочку. Судя по этикеткам, большая часть текстиля здесь из Иваново, вероятно, российский Hoff активно поддерживает отечественных производителей. Чтобы в погоне за дешевизной не нарваться на недолговечную синтетику, выбирать нужно внимательно: есть чистый хлопок, есть стопроцентный полиэстер. То же касается штор и полотенец. Нередко встречается Китай: на этикетках указаны города-производители — Хучжоу, Фуцзянь.
Чтобы покупатели могли оценить товары на ощупь и испытать их в действии, в залах Hoff развешаны, разложены и расставлены образцы по подобию шведского мебельного магазина. Вообще, в IKEA это часть философии: лежать-сидеть не то, что можно, а даже нужно. Как иначе выбрать удобный диван или подушку? В Hoff — немного по-другому: трогать выставочные товары вроде как не возбраняется, но, например, прилечь на кровати как-то не приходит в голову. Рискнуть на это здесь никто не отваживается: то ли обстановка вокруг какая-то не располагающая, то ли строгие взгляды консультантов сдерживают.
Мебельный этаж гипермаркета Hoff, признаться, не сильно отличается от подобных челябинских отделов в «Калибре» или «Кольце»: большая площадь заставлена диванами, шкафами и кроватями сплошняком. Если у шведов предусмотрительно развешаны одноразовые рулетки, карандаши и листы для заметок, то здесь всего этого нет, придется пользоваться по старинке глазомером. В целом, выставка довольна однообразна и старомодна. Если дизайн каждого предмета в IKEA разработан профессионалами и зачастую довольно именитыми, то в российской сети предлагаются типовые решения мебельных фабрик. Впрочем, цены не заоблачные: диваны — от 10 000 рублей, шкафы — от 18 000, кровати — от 4000. Кухни «под ключ» начинаются от 36 999 и заканчиваются 459 000 рублями.
Покупки здесь оформляются у сотрудника магазина, после чего их можно забрать внизу или заказать доставку домой. Это ключевое отличие от IKEA, где практически всё можно было самостоятельно погрузить на складе на телегу и довезти до автомобиля.
Бытовая техника и сантехника здесь тоже есть, правда малоизвестных брендов — Teka и Lex. Первый — немецкий, занимается оборудованием для кухонь и ванных комнат, второй — итальянский, специализируется исключительно на вытяжках, духовых шкафах, посудомойках и варочных поверхностях. Думается, что перед тем как покупать такую «встройку», лучше изучить отзывы пользователей.
Ближе к кассам, как и полагается, мелочи для декора — вазы, картины, настенные часы, всевозможные корзины для хранения. Здесь продают странные полотна с огромными котами или красочными разводами, фигуры сусликов и зайцев (видимо, для сада), искусственные растения, тапки, «золоченные» фоторамки. Правда, если уйти из IKEA с пустыми руками едва получится, какую-нибудь безделушку не удержишься да прихватишь, то Hoff покидаешь в растерянности: вроде все есть, но эмоциональных покупок он явно не сулит. Если идти туда, то скорее с четкой целью, не иначе.
— В IKEA больше продукции, чем здесь, там выбор гораздо больше, — резюмирует молодая пара Константин и Олеся. — Ну и там мы точно знаем про качество, а здесь ничего не знаем. Наверное, для Челябинска это неплохо, но не топ. По сути, это универсальный магазин: есть и мебель, и товары для дома. Нам, например, понравилась обувница: внешне выглядит как зеркало, а поворачиваешь, и там очень много обуви можно хранить. Но цены здесь не самые низкие, с доступностью здесь так себе. Словом, IKEA на минималках.
— Нет, это не замена IKEA, но где-то рядом, — оценивающе говорит еще одна покупательница.
— Мне нравится: цены — демократичные, — признается Людмила. — Заказала себе гостиную, у меня получилось 45 тысяч рублей. Считаю, что это нормально.
О том, что в Челябинск заходит федеральная российская сеть Hoff, мы писали в ноябре прошлого года.
Ну и посмотрите, как в Екатеринбурге прошел последний день работы IKEA.
Планируете делать покупки в Hoff?