Челябинская область сегодня входит в число лидеров по охвату детей дошкольным образованием, созданию современных условий обучения в школах. Кроме того, регион является экспериментальной площадкой для новых образовательных проектов и программ. О том, какие новые задачи стоят перед региональным образованием сегодня, мы беседуем с министром образования и науки Челябинской области Александром Кузнецовым.
– Александр Игоревич, какие направления деятельности министерства являются сегодня приоритетными?
– Сложно сказать, что у нас является основным, потому что основное – это все: дошкольное, общее, профессиональное образование. Конечно, на каждом уровне стоят свои задачи. Например, в дошкольном образовании мы в настоящее время работаем над исполнением указа президента РФ об обеспечении местами детей от трех до семи лет и планируем его выполнить к 2016 году. В общем образовании – внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения, на которые мы должны перейти окончательно к 2020 году, и связанная с этим система независимой оценки качества образования. Причем это гораздо более широкое понятие, чем, скажем, единый госэкзамен (ЕГЭ). Но сейчас, когда мы говорим о качестве образования, то говорим о мониторинговых исследованиях для школьников на уровне пятых-седьмых классов. И первые исследования уже прошли в октябре этого года. Принимая управленческие решения, мы должны понимать уровень образованности наших детей во всех возрастах, не только на выходе из школы – в девятом или 11-м классе.
В среднем профобразовании также все задачи понятны. В предыдущем году мы завершили первый этап его модернизации: провели реструктуризацию, оптимизацию, сброс непрофильных активов. За этой системой еще с 90-х годов, со времен приватизации, висят объекты, которые отнимают деньги, но никак не влияют на качество образования – это дороги, линии электропередач, жилой сектор, в котором уже нет наших студентов. Мы перешли к переоснащению материально-технической базы учебно-лабораторных помещений, модернизации содержания среднего профобразования. Сейчас акцент делается в первую очередь на увеличение практической составляющей. К сожалению, одна из проблем среднего и высшего образования в том, что преподается много теории, очень мало практики, хотя во всем мире практическая составляющая прилична и достигает трети или половины времени обучения.
– Как обстоят дела с путевками в детские сады? Какова обеспеченность местами в дошкольных учреждениях на данный момент?
– Мы по-прежнему являемся одними из лидеров в стране по охвату дошкольным образованием детей всех возрастов. На 1 января этого года охват дошкольным образованием составлял 79%. Думаю, этот показатель сохранится на том же уровне, хотя продолжается демографический рост, и он, по нашим прогнозам, завершится только в 2016 году.
Во время спада ожидается, что в садики пойдут дети от 1,5 лет. Стоит отметить, что более чем в трети муниципалитетах нет проблем с устройством в детсады. К проблемным относятся Аргаяш, Ашинский, Кунашакский, Сосновский районы, где добавляется тема миграции населения. Там делается акцент на организацию малозатратных мест. Как только мы справимся с первым этапом и обеспечим путевками детей трех-семи лет, наступает второй этап, в рамках которого надо обеспечить местами более младших детей, и третий этап, с 2017 года, – включение в сферу деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Хотя в нашей области достаточно приличная специализированная сеть учреждений.
– Сколько детских садов в регионе планируется построить на средства федерального бюджета?
– На дошкольный сектор мы тратим 1,2 миллиарда рублей федеральной субсидии, 500 миллионов – из областной казны. Еще 150 миллионов рублей идут по линии министерства образования на так называемые малозатратные места. Стоимость одного такого места составляет около 100 тысяч рублей. При капитальном строительстве цена одного места – 790 тысяч рублей. Но мы, в общем-то, всегда строили за меньшие деньги. В этом году планируется сдать в эксплуатацию около шести тысяч мест и начать строительство объектов, которые будут завершены только в 2015 году. Таких объектов девять. Десятый – детский сад в Нязепетровском районе – мы собираемся выкупить у инвестора.
К созданию мест в садиках Челябинска мы подходим дифференцировано. Проблемы с путевками существуют в Калининском и Металлургическом районах. Если в первом вопрос может быть решен стройкой, пристроями, потому что земля есть, то в Металлургическом нет земли для строительства садиков. Придется решать вопрос по-другому: изымать объекты у «смежников», переоборудовать другие здания, выкупать первые этажи жилых домов. Строительство детсада идет в Ленинском районе. На улице III Интернационала пришлось полностью снести детский сад и вписывать новое здание в существующую инфраструктуру. Этот проект выйдет дороже, чем, например, строительство с нуля садика в Чурилово.
– Когда путевками в детсады удастся обеспечить детей до трех лет?
– Контингентом до трех лет надо заниматься. Дети от трех лет обеспечены местами в садиках на 97%, но надо поэтапно решать вопрос. Почему мы делаем акцент на устройство детей от трех лет в детсады? Ребенка надо подготовить к школе. Мировая и советская практика показывает, если ребенок не получал дошкольное образование, то его успешность в школе снижается. Например, в Казахстане сеть дошкольных учреждений была практически разрушена, с советских времен осталось только 20% садиков. Они не особо переживали по этому поводу, пока не поняли, что назрел определенный кризис в общем образовании. В школы приходят дети, не готовые к обучению. Они должны пройти хотя бы старший дошкольный уровень. Сейчас в Казахстане решают задачу устройства всех ребят пяти-шести лет в детские сады в срок до 2016 года. Но их садики по нашей терминологии – группы кратковременного пребывания. Большая часть дошкольников посещает бэби-центры. Дети получают там только образовательный блок. У нас же дошкольное образование сопряжено с присмотром и уходом. На мой взгляд, без образовательной деятельности в садиках не получить качественного школьника.
– Александр Игоревич, что сделано в этом году в направлении создания современных условий обучения в южноуральских школах?
– Все идет по плану. В предыдущие годы мы акцентировали внимание на улучшении условий обучения. Сегодня в подавляющее большинство школ зайти не стыдно. Проблемы остаются в основном в сельских территориях. К концу этого года у нас должно быть около 80% школьников, обучающихся в современных условиях, но мы выйдем на 90%. Остальные учатся в малокомплектных школах. Например, в Октябрьском районе есть филиал школы, где обучается пять-семь детей. С ними работает один учитель. Поддержание лицензионных требований в таких школах затратно. У нас есть школа, построенная восемь лет назад, а сейчас она стоит пустая. Видимо, плохо спрогнозировали и поставили капитальное здание на несколько сотен человек.
Сегодня, когда мы планируем строительство школ, то обязательно учитываем демографическую ситуацию. Если деньги вкладывать, то надо вкладывать рационально, чтобы их получали школы, где концентрация детей наиболее высока.
В этом году возвели второй корпус для школы в поселке Чурилово. А в следующем планируется школа в микрорайоне «Парковый». И она будет вмещать 1000 человек в одну смену, возможно, чуть больше. Мы не забываем задачу перевода детей на обучение в одну смену. По федеральным стандартам второго поколения у ребенка до обеда уроки, а после он занимается внеурочной деятельностью. Мы должны отходить от понимания школы как учреждения, предназначенного для учебы. Школа должна заниматься образованием, включающим в себя обучение, воспитание, развитие.
Один из индикативных показателей, который мы отметили в стратегии развития Челябинской области до 2020 и нашей программе развития образования, – перевод детей в одну смену и адекватное насыщение внеурочной части теми образовательными дисциплинами, которые актуальны для Южного Урала. А это на сегодняшний день техническая сфера.
– На возобновление каких направлений сферы дополнительного образования сделан упор?
– Охват дополнительным образованием у нас неплохой – 70% детей, но лишь 20% занимаются по программам технического и естественно-научного профиля. Все-таки есть специфика в экономике Южного Урала и есть специфика в мотивации детей на занятия реальным производством. Мы должны избегать дисбаланса в подготовке кадров: многие стремятся в юристы, экономисты, которые никому не нужны в таких количествах. В то же время мы теряем специалистов реального сектора экономики. Чтобы они пошли туда, мы должны продемонстрировать на уровне школы, что заниматься техникой и естественно-научными дисциплинами интересно.
Кадровый потенциал растерян. Мы начали постепенно наращивать массив педагогов, которые могли бы интересно и увлекательно работать по программам технотворчества. Челябинская область – одна из стажировочных площадок по техносфере, и неплохо справляемся с темпом, который задан.
– Продолжаете улучшать материально-техническую базу школ?
– Целевые субсидии мы давали в течение нескольких лет ограниченному кругу учреждений – 20-25 школам. И сейчас уровень их оснащенности лучше мирового – там буквально есть все. В основной массе школ обновляем материально-техническую базу через механизм иного порядка, хотя это не так просто сделать в условиях определенных бюджетных ограничений. Когда мы говорим об этих проектах, то предполагаем все-таки изменение норматива подушевого финансирования школ. Мы не хотим, чтобы субсидии школам раздавилась не просто поровну, а в качестве стимулирования качества образования по тем направлениям, которые западают. Мы будем помогать школам, где есть педагоги, способные работать с современной техникой.
– Изменилась ли ситуация с обеспечением учебной литературой? Когда в школах появятся электронные учебники?
– Многолетняя больная тема. С 2011 года мы проводим эксперименты с различными издательствами на разных носителях. Мы воспринимаем учебник не просто как текст на экране монитора или планшета, а как обучающий комплекс с электронными картами, 3D-моделями, электронными словарями. Электронный учебник – это огромный массив информации, структурированный таким образом, чтобы у ребенка было больше возможностей для ее освоения. Возникает много вопросов. Пока непонятно, по каким ценам будут раздавать учебники: или каждый персонально должен зарегистрироваться и заплатить за электронный учебник, или это будут коллективные лицензии на образовательные учреждения, или даже на регион? Учебник будет закачиваться на компьютер, планшет или будет поставляться в виде диска? Есть другой вариант: доступ к учебнику будет осуществляться по логину и паролю, а физически учебник будет где-то в Москве – в «облаке». Я пока не знаю, к чему придут издательства с Министерством образования и науки РФ. Но все равно за электронным контентом будущее.
На Южном Урале с электронными учебниками работают школы в Копейске, Сосновском и Пластовском районах. Пока эту практику не масштабируем, потому что нет понимания, как это будет происходить на федеральном уровне. К сожалению, мы вынуждены сегодня тратить большие деньги на бумажный контент. В 2015 году планируем потратить на бумажные учебники 67 миллионов рублей. Плюс средства, которые идут как плановые субвенции, – около 100 миллионов рублей. Существует нехватка бумажных учебников на уровне 15-20%.
Пока эта тема не закрыта. Но я уже неоднократно говорил, что мы ее сможем закрыть только с переходом на электронный контент, который будет дешевле и его изменение не будет приводить к колоссальным издержкам.
– Насколько укомплектованы школы учителями, и преподавателей каких предметов не хватает?
– Первый массовый возврат педагогов в школы в связи с повышением зарплаты мы заметили летом 2013 года. Сегодня вакансий нет. В школы Челябинска невозможно устроиться учителем. Раньше самыми дефицитными специалистами были учителя иностранного языка, математики. Этой весной одна учительница английского языка написала жалобу на директора школы за то, что ее не приняли на работу. Сегодня создались условия, когда директор учебного заведения может выбирать более качественных, квалифицированных, более подготовленных специалистов. Первую задачу мы решили: педагоги пришли работать в школу. Теперь надо думать о квалификации. В связи с массовым приходом педагогов запущен ряд программ по повышению квалификации.