«Грудное молоко идеально для кормления вашего малыша», – звучит с экранов телевизоров в каждой рекламе детского питания. А в это время на экране мелькают картинки: счастливая женщина с розовощеким младенцем на руках, который с удовольствием и улыбкой сосет мамину грудь. Такой идеалистический образ формируется в сознании широкой аудитории. Подобная же картина складывалась и в моем «беременном» воображении. На деле же все оказалось не так красиво и гладко. Но почему-то будущих мам никто и никогда заранее об этом не предупреждает.
Кормление грудью – это на самом деле тяжелый труд. И для мамы, и для малыша. По крайней мере, в нашей ситуации это было именно так. В одном из предыдущих постов я уже писала, что молоко у меня пришло не сразу же после родов, поэтому первые пару суток было непросто: сын не наедался и все время плакал. Пришлось пару ночей гулять с ним на руках по больничным коридорам и подкармливать смесью. Благо в нашем роддоме работала акушерка-консультант по грудному вскармливанию, которая дала очень ценные советы, объяснила, как правильно прикладывать ребенка к груди, «помогать» ему добывать столь ценные капли первого молозива. Она же порекомендовала разрабатывать грудь молокоотсосом, и это действительно помогло. Вскоре молока стало приходить предостаточно, и малыш быстро набрал потерянные за дни вынужденной голодовки граммы.
Кстати, стоит сказать, что сегодня существует масса полезных гаджетов для кормления грудью. Это и различные молокоотсосы, в том числе электронные, и специальные прокладки для груди, которые не только защищают белье и одежду, но и позволяют собирать вытекающее молоко или обладают обезболивающим охлаждающим эффектом.
А необходимость в обезболивании, как выяснилось, может потребоваться. И трещины на сосках – это самая мелочь, которая может случиться. Бывает и кое-что понеприятнее. Например, мастит. Это когда молока вырабатывается с излишком, малыш столько не съедает, и возникает застой, а затем и воспаление. Все это я знала, и даже старалась после каждого кормления сцеживать остатки молокоотсосом, но в моей ситуации почему-то не очень помогло. Приключилась со мной эта история, когда Вите было всего три недельки. Сначала почувствовала шишку в одной груди, попыталась расцедить – бесполезно. Частые прикладывания ребенка к груди тоже не спасали. Позвонила участковой медсестре в детскую поликлинику, и она мне посоветовала «лечение»: стараться не пить и не есть, чтобы молоко не пребывало, поставить горчичники прямо на грудь, а лучше даже банки! Я была в шоке, просто побоялась совсем загубить грудь и потерять молоко, поэтому от предложенных методов воздержалась.
К вечеру температура поднялась под 40 градусов, всю ночь просидела с молокоотсосом, пыталась массировать грудь, прикладывала тепло. Легче не становилось. Утром поняла, что самой уже с проблемой не справиться, и надо искать специалиста, как шутила одна знакомая, по «дойке». Хорошо, что он быстро нашелся. Точнее она – милая женщина по имени Лилия, много лет проработавшая акушеркой в роддоме, а последние несколько лет занимающаяся тем, что помогает таким же нерадивым мамашам, как и я, расцеживать грудь. Оказалось, что я вовремя к ней обратилась. В одной груди уже началось воспаление, и не исключено, что еще не много, и за меня бы взялись хирурги. Противовоспалительный укол и пять «сеансов» профессионального сцеживания спасли меня от операции, а Витю от необходимости питаться смесью. Кстати, поделюсь рецептом действенного компресса при образовании застоев молока в груди. И это не капуста (хотя, говорят, она тоже неплохо помогает), и не мед, как вы могли бы подумать. А творог, причем не важно, какой жирности, главное – натуральный, содержащий в себе сыворотку. Именно она оказывает свой лечебный эффект. И еще, вопреки советам участковой медсестры, следует как можно больше пить, чтобы быстрее снять интоксикацию и вывести вредные вещества, вызывающие воспаление. Спасибо за эти советы и помощь Лилии.
Как видите, моя история с грудным вскармливанием как-то не задалась с самого начала. Я очень переживала и страдала и даже несколько раз была на грани – все бросить и перейти на смесь. В минуты отчаяния меня останавливали мама и муж: мол, надо хотя бы до трех (потом – до шести, до девяти) месяцев докормить, это полезно, иммунитет формируется и т. д. И я брала себя в руки и шла кормить. Витя, к слову сказать, тоже не выражал особой привязанности к груди, как некоторые малыши. И как только немного подрос (с двух–трех месяцев) кормить его стало еще сложнее – пара минут, и он отворачивался, начинал вертеть головой по сторонам, отвлекался на каждый звук. При всем этом пить из бутылочки смесь он тоже не хотел. Поэтому деваться было некуда – приходилось худо-бедно, но продолжать кормить грудью.
Несмотря на то, что грудное вскармливание далось мне очень нелегко, я прокормила Витю довольно долго – до года и двух месяцев. Конечно, последние месяцы это уже было почти баловство – добрая традиция перед сном. А днем Ви питался более «взрослой» едой. Вообще, если хватит сил и терпения пережить всякие неприятности, грудное вскармливание – это очень удобно. Подумайте сами: не надо среди ночи несколько раз вставать, чтобы приготовить смесь, не нужно возиться с мытьем и стерилизацией бутылочек, да и еда для малыша всегда с собой – можно спокойно отправляться на долгую прогулку, в поход по магазинам или в путешествие. Поэтому, даже если вам будет очень трудно, тяжело, а иногда просто невыносимо, попытаться сохранить грудное вскармливание все-таки стоит. Не говоря уже о том, насколько материнское молоко полезно для малыша. А ради здоровья ребенка, как мне кажется, можно и немного потрудиться.