Почти каждая молодая мама если не с содроганием, то с особой настороженностью относится к такой, казалось бы, знакомой всем с самого раннего возраста медицинской манипуляцией, как прививка. Честно говоря, я не помню, чтобы в моем детстве вообще когда-то поднимался вопрос об их целесообразности и необходимости. Педиатр говорил «надо», и наши родители как ответственные пионеры и комсомольцы, говорили «есть!» и вели нас в прививочный кабинет. В последние же годы одно только слово «прививка» вызывает у некоторых настоящую панику.
Оно и не мудрено. В голове сразу всплывают многочисленные посты, которые гуляют по просторам Интернета, особенно в соцсетях, о вреде и опасности той или иной вакцины, о страшных и даже фатальных побочных действиях, которые могут последовать после прививки. Слышала даже версию сторонников «теории заговора», которые утверждали, что вредоносные импортные вакцины – это происки враждебного Запада, который намерен подкосить демографическую ситуацию в России. Есть и более сдержанные статьи, в которых утверждают, что прививки не то чтобы уж очень опасны, но фактически бесполезны – только подрывают иммунитет и расшатывают нервную систему ребенка. Весь этот разнообразный, но в основном негативный, информационный фон и стал основной причиной того, что в последние годы вакцинация заработала столь неприятную репутацию. Наверное, все дело в избытке информации, которую мы получаем. Не думаю, что во времена нашего детства прививки не вызывали у кого-то неприятных побочных эффектов или серьезной аллергической реакции. Другое дело, что об этом почти никто не знал. Сегодня же, когда информация об одном неприятном (или, не дай Бог, трагическом) случае множится миллионы раз и тиражируется зачастую с большими искажениями, создается впечатление, что прививки несут вред повсеместно – всем и каждому. Хотя не секрет, что любое медицинское средство, даже самая обычная таблетка от кашля, к примеру, может иметь тяжелые последствия для человека с индивидуальной непереносимостью одного из компонентов препарата. И не всегда об этой непереносимости пациенту или его врачу может быть известно заранее.
Также, на мой взгляд, и с прививками. Заранее угадать, как она подействует в данном конкретном случае сложно. И риск, к сожалению, есть всегда. Но как объяснял один известный телевизионный доктор, риск получить серьезное осложнение от прививки несоизмеримо меньше, чем вероятность непривитому подцепить одну из тех страшных и крайне заразных болезней, против которых проводится вакцинация. А среди них такие, как полиомиелит, туберкулез, дифтерия и другие.
Однако в том, что сегодня мы можем получать большое количество информации, есть и плюсы: предупрежден, значит, вооружен. Начитавшись и наслушавшись всякого о прививках, я, уже будучи мамой, отнеслась к этому вопросу со всей серьезностью. Хотя не сразу. Первые прививки малышам ставят еще в роддоме – в первые сутки и через 7 дней после рождения. Задумываться о том, необходимы они или нет, честно говоря, ни времени, ни сил – физических и эмоциональных – у только что родивших мам просто нет. У меня их не было тоже. Как и большинство моих соседок по палате, я поставила свою подпись в документах о согласии на прививку от гепатита В и туберкулеза (БЦЖ). Их Витя перенес без проблем: от БЦЖ, как и положено, появился маленький почти не заметный круглый рубчик, а от второго укола я даже не заметила следа.
К следующей же по графику вакцинации – в три месяца – я отнеслась уже более настороженно. Дело еще в том, что нам предстояла поездка в другой город к бабушке и дедушке мужа, Витюша летел с нами. Я опасалась, что в дороге ребенок с ослабленным после прививки иммунитетом может подхватить вирус или инфекцию. И хотя наш участковый педиатр заверяла, что вакцина от полиомиелита вообще безобидна, я написала отказ. Сразу по возращении из путешествия мы эту прививку все-таки сделали и без всяких последствий.
Не стали мы делать в три месяца и прививку под названием АКДС (дифтерия, коклюш, столбняк). Про нее и то, как тяжело ее переносят многие дети, наслышаны, наверное, все. И хотя и педиатр, и невропатолог в один голос говорили, что малыш здоров и готов к такому испытанию, мое материнское чутье говорило обратное. Тем более, что как раз в это время сын стал плоховато набирать вес, и у меня в руках был хороший аргумент для отказа. Не знаю, правильно ли я сделала или нет, но с АКДС я решила не связываться до года. Когда Ви (так мы называем иногда между собой Витюшу) исполнился год, он уже хорошо ходил, неплохо ел прикорм, нормализовалось пищеварение, и вообще это уже был крепенький малыш, а не абсолютно беззащитный трехмесячный младенец, я решила, что пора. Совсем отказываться от этой прививки я посчитала неправильным. Заболевания, от которых она защищает, уж слишком страшные, и вспышки их в нашей стране, как оказалось, возникают все еще довольно часто. Правда я еще раз подстраховалась и, переговорив с нашим педиатром, решила приобрести импортную вакцину. Опять-таки, не знаю, нужно ли это было, или можно было обойтись отечественной. Отзывы и о той, и о другой в сети ходили всякие. Но в нашем случае все прошло более, чем удачно. Никакой температуры, нарушений сна и стула, шишки на месте укола у Вити не было. И хотя медсестра настоятельно рекомендовала мне сразу по приходу домой заранее, не дожидаясь возникновения последствий, дать ребенку жаропонижающее и поставить на место укола спиртовой компресс, делать я этого не стала. Зачем пичкать дитё лекарствами без всякой надобности? Точно так же гладко прошли у нас и вторая, и третья ревакцинации. Кстати, забыла сказать, что перед этими прививками мы, по совету врача, сделали подготовку: за три дня до этого пропили небольшую дозу противоаллергических препаратов.
Разобравшись с АКДС, в 1,5 года мы сделали прививку против кори, краснухи и паротита. Конечно, тоже выбились из графика (ее полагается ставить ровно в год), но совсем отказываться от нее я не решилась. В частности потому, что последствия паротита (или свинки) считаются особенно опасными для мальчиков. Неприятным оказалось только то, что буквально на следующий день после этой прививки Витя разболелся: сопли, температура. Накануне же никаких симптомов не было. Как объяснила педиатр, это скорее не из-за вакцинации (побочные действия после этой прививки обычно проявляются позднее, как минимум через неделю), просто одно с другим совпало. Где-то на пятый день, как и при любой вирусной инфекции, началось выздоровление.
Вот таков наш личный опыт проведения «прививочной кампании». Основные серьезные вакцинации мы уже прошли, и, насколько я понимаю, до шести лет можно расслабиться и лишь не пропустить ревакцинацию от полиомиелита. Так что на нашем опыте можно сказать, что не так страшен черт, как его малюют. Но это лишь наш опыт, и каждая мама после консультации с педиатром должна решить, когда нужно и нужно ли вообще делать малышу ту или иную прививку. Главное, не стараться попасть в установленный Минздравом график, а в первую очередь ориентироваться на состояние здоровья ребенка.