Впервые на настоящий гоночный велосипед Сергея Конева посадил его тренер Александр Кулик, который сейчас традиционно является старейшим участником всех соревнований по шоссейному велоспорту. В секцию Сергея привела мама, когда ему исполнилось 14 лет. Тренер подвел парня к большой куче запчастей и сказал: «Соберешь из всего этого велосипед, будет твоим». Месяц потребовался Сергею, чтобы сотворить двухколесное чудо. С тех пор он участвовал во всех серьезных соревнованиях города и области. А в этом году впервые принял в них участие как организатор и председатель созданной в мае этого года федерации.
Что послужило толчком к созданию очередной спортивной федерации в нашем городе? Почему «шоссейники» не хотят пересаживаться на маутинбайки? Что является основным препятствием для магнитогорцев на пути к мастерству международного уровня в данном виде спорта? Все это на своем опыте испытал председатель федерации велосипедного спорта Магнитогорска Сергей Конев.
– Сергей Васильевич, велосипедистов в нашем городе всегда было много. Почему федерация организовалась только теперь?
– Потому что, несмотря на большое количество велосипедистов, шоссейный велоспорт в Магнитогорске долгое время практически отсутствовал. В 70-80 годы прошлого столетия в нашем городе работали три большие велосипедные секции: «Трудовые резервы», «Буревестник» и треста «Магнитострой». Мы часто выступали на больших соревнованиях, сдавали разрядные нормы, но из больших побед я помню только одну. Это случилось на одном из этапов многодневной велогонки «Солнечный круг», которая проводилась по всем правилам таких соревнований и напоминала гонки типа «Тур де Франс», только проходила по дорогам Челябинской области. Я тоже принимал в ней участие, но соотношение сил между магнитогорцами и челябинцами было неравным. В наших магазинах велосипедов просто не было в продаже. Даже простой «Старт Шоссе» был недоступен, не говоря уже о более знаменитых марках. Мы с большим трудом доставали их через третьи руки. Тем не менее все три секции пользовались огромной популярностью. Однако, когда началась перестройка, достать гоночный велосипед и вовсе стало немыслимой проблемой. Но прошло еще несколько лет, и Магнитогорск наводнили байки. А потом начали появляться и гоночные велосипеды.
С тех пор движение наше постоянно ширилось, и наступил момент, когда возникла острая необходимость в создании своей федерации, работа которой позволяет координировать наши разрозненные действия, организовать нас как единую команду и строить более четкие планы на будущее. Я пришел в управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города и мне дали добро. Уже вскоре начальник орготдела управления Сергей Кукин собрал нас, активистов велосипедного спорта, и по итогам голосования меня выбрали председателем новой федерации, а десять других наиболее активных ребят вошли в исполнительный комитет. Не откладывая дело в долгий ящик, мы разработали систему привлечения в организацию любителей велоспорта, и теперь наша организация насчитывает более 140 человек.
– Но ведь в Магнитогорске соревнования по велоспорту проводились и до создания федерации.
– Да. Спортуправление долгое время выступало в качестве их организатора. И это несмотря на то, что велоспорт не входит в число культивируемых в Магнитогорске. При этом мы и после объединения какое-то время выступали под эгидой управления, так как своего опыта организации соревнований у нас еще не было. Только в конце августа я впервые сам приобрел призы, определил и согласовал трассу гонок. Всю прочую незаметную простому участнику работу, как и прежде, взял на себя спорткомитет. Сюда входит согласование с медсанчастью города и дорожными службами, управлением по благоустройству, ГИБДД, управлением по молодежной политике, ДОСААФ и другими организациями. В результате вдоль трассы вовремя появились биотуалеты, машины сопровождения полиции и скорой помощи. Огородили яму, которая зияла в асфальте прямо на месте старта, вывесили необходимые дорожные знаки. Благодаря этому очередные соревнования, которые в народе прозвали «куриным» пробегом (они проходят мимо птицефабрики), прошли успешно.
Немного расскажу о наших принципах организации соревнований. Участниками являются как подготовленные спортсмены, так и обычные любители езды на велосипедах. Именно поэтому в подобных гонках мы утверждаем большое количество номинаций: семь у мужчин и четыре у женщин. И велосипедистам Магнитогорска, и гостям нашего города такая нравится политика, которую поддерживает и УФКСиТ в лице Сергея Кукина. Так, если в других городах победитель получает дорогой приз, а остальные участники – благодарность в устной форме, то у нас призерами становятся 33 человека. Приедет, например, к нам 30 челябинцев, уфимцев или белоретчан, так половина из них вернется домой либо с грамотой, либо с медалью, либо с кубком, а все остальные получат красивый членский билет нашей федерации и смогут принимать в ней активное участие.
– С какими проблемами сталкиваются организаторы новоиспеченных спортивных федераций?
– Самое трудное, на мой взгляд, сделать актив по-настоящему активным, поскольку, как оказалось, организационной работы при проведении соревнований очень много. Например, своих денег у федерации нет, следовательно, необходимо найти спонсора. Я его нашел, но у него, понятное дело, есть свои требования к тому, где будет размещена его реклама. Здесь и начались мои хождения по различным организациям. Меня часто подводила безграмотность в данном вопросе, а ведь среди наших активистов наверняка есть люди, которые могли справиться с этой задачей гораздо успешнее. И снова я говорю спасибо управлению, где мне преподали азы рекламного дела.
Грамотная организация соревнований – это наша главная задача сегодня. Уже сейчас мы начали разрабатывать график на следующий год. В ходе обсуждения у нас возникла мысль создать балльную систему оценки спортсменов. За победу будем присваивать одно количество баллов, за каждое участие – другое. В конце сезона подведем итог в очковой классификации и победителям выдадим специальные призы.
– Какие еще задачи ставите перед собой сейчас?
– Прежде всего мы хотим воссоздать секцию по велоспорту на шоссе, для которой ищем подходящее помещение и добиваемся ставки тренера. Наша секция должна стать похожей на те, что успешно работали в Магнитогорске до перестройки.
– Почему маутинбайки в трудное время не заменили вам гоночные велосипеды?
– Потому что байкеров в то время мало кто замечал, поскольку до трасс, где они катались, нужно было ехать около 40 километров. Кроме того, байки очень сильно отличаются от шоссейных велосипедов. Они вполне пригодны для езды по городу, но для шоссейных гонок не годятся. Спортивный велосипед очень специфичен, он очень легкий и жесткий. И недешевый. На нем по грунтовым дорогам ездить невозможно, поэтому многие не хотели отдавать приличные деньги за сомнительное удовольствие долго ехать по краю шоссе. Но со временем жизнь стала лучше, и однажды собралось достаточно большое количество людей на достаточно хороших велосипедах, и наше магнитогорское управление по спорту легко отозвалось на их предложение устроить велопробег до Банного озера. Думаю, именно это послужило новому подъему интереса магнитогорцев к шоссейному велоспорту. Произошло это в 2008 году. В то время многие любители велосипедной езды даже не знали, что велопробег – это одно, а соревнования – это совсем другое. Инициативная группа с самого начала воспринимала пробег как соревнование, а все те, кто присоединился к ней позже – как своего рода прогулку. Естественно, рвущиеся в бой приехали от первой палатки на Банное через 57 минут, а основная группа – через 1,5 часа. Отставшие же тянулись в течение трех часов.
– Что изменилось с тех пор?
– Количество людей, которые едут на результат, значительно увеличилось. Пробеги на Банное послужили тем ядром, на которое постепенно начали наворачиваться все новые и новые события. Так, уже вскоре были созданы июньские «куриные» гонки, потом решили проводить соревнования, посвященные дню физкультурника (фактически – закрытию сезона). А вскоре всем захотелось чего-то нового, необычного. Так родилась идея проведения раздельных стартов, которую уже этой весной начал воплощать в жизнь член исполкома федерации Марат Ахметханов. Для таких соревнований отмеряют, к примеру, 10 километров и выявляют того, кто быстрее ездит.
Уже после первых раздельных стартов мы поняли, что велоспорт в Магнитогорске переживает второе рождение, и решили, что нам нужна своя федерация. В конце октября мы планируем провести итоговые гонки по данному виду соревнований с выполнение разрядных норм.
– Кто будет судить эти соревнования?
– Мы пригласим судей из Белорецка, где успешно действует секция велоспорта и есть два судьи первой категории, а со временем подготовим своих.
– Планируете расширять число видов соревнований?
– Конечно. 14 сентября мы проведем в Экологическом парке старты для детей от трех до 13 лет. В них будет несколько заездов: для малышей до пяти лет (они поедут на трехколесных велосипедах), для детей до девяти, 11-ти и 13-ти лет. Еще привлекаем в свои ряды маутинбайкеров. Это позволит их интереснейшие соревнования, например, в категории «кросс-кантри», сделать более посещаемыми. Но многие другие виды велогонок, например, трековые, для нас пока недоступны.
– В начале интервью вы с улыбкой сравнили дороги Европы и Магнитогорска. Сегодня в этом отношении многое изменилось в лучшую сторону…
– Далеко не все. Безопасность у нас по-прежнему остается очень низкой. Я бы до 14 лет вообще никому не советовал выезжать на наши дороги.
– А как же тренироваться?
– Только в сопровождении опытного тренера, который должен сопровождать всю группу на автомобиле. Даже я сам спокойнее чувствую себя, если позади едет легковушка сопровождения. Я сейчас за сезон накатываю немного – чуть более двух тысяч километров, но мне часто приходится ощущать последствия несоблюдения автомобилистами правил безопасного обгона велосипедистов. Например, водители не учитывают силу воздушного потока, который образуется при движении их транспорта на большой скорости. Ветер буквально скидывает легкий велосипед с дороги. Часто водители просто «не замечают» велосипедиста, не могут учесть скорость подготовленного шоссейника. Поэтому, даже если ты едешь по главной дороге, ты должен быть готовым к тому, что водитель, стоящий на второстепенной дороге и пропустивший едущий перед тобой автомобиль, вдруг рванет прямо на тебя. Вопрос безопасности – самый тяжелый в велоспорте, поэтому учить молодежь безопасному поведению на дорогах – одна из важнейших задач тренера.
Но есть у нас в городе прекрасное объездное Западное шоссе, привлекательность которого для велосипедистов отмечают многие. Его протяженность при движении по кругу составляет порядка 40 километров, а если в город не заезжать, то 32. Это именно то расстояние, которое мы определили для гонок. Но при желании можно развернуться у обелиска «Магнитогорск» и еще раз проехать те же 32 километра. На Западном шоссе еще нет такого интенсивного движения, как на других направлениях, и при этом сделано хорошее покрытие. Кроме того, там есть естественные препятствия в виде подъемов-тягунов, которые приходится преодолевать. Но даже сюда выезжать на тренировку следует в группе и в сопровождении опытного тренера.
Существуют и другие забавные препятствия для устроителей соревнований. Например, то же Западное шоссе с одной стороны принадлежит Башкирии, с другой – Агаповскому району, а с третьей – городу, и чтобы утвердить там маршрут, нам нужно съездить не в одно, а в три места: в Агаповку, в Аскарово и в нашу городскую ГИБДД.
– Если вы научитесь преодолевать все подобные преграды и в Магнитогорске снова заработают велосипедные секции, будут ли в нашем городе кандидаты в мастера спорта?
– В ближайшие годы этого не случится. В велоспорте человек начинает тренироваться не ранее 14 лет и до 21 года считается «андером». Поэтому звания наша молодежь начнет получать не раньше чем через пять-шесть лет, а мастера спорта международного уровня мы у себя вообще не вырастим, так как у нас нет дорог необходимого качества. В связи с этим наша задача – сделать велосипедный спорт в Магнитогорске массовым. И я уверен, что она вполне выполнима: все любят ездить на велосипедах. А стоит только раз прокатиться, как уже хочется либо быстрее, либо дальше. И тут многие начинают понимать, что велосипеды бывают такими же разными, как болиды «Формулы-1» и «Лада-Калина»; что стоит на хорошем велосипеде только на педаль надавить, как он тут же развивает скорость 30 километров в час. Конечно, эту скорость потом нужно все время поддерживать, но начинающий велосипедист об этом еще не думает. Он стремится к лучшему, и сегодня у него есть для этого большие возможности.