Сергей Письмак был призван в армию из Чесминского района Челябинской области. Службу проходил на Дальнем Востоке на корабле в морчасти погранвойск в должности старшины гидроакустической команды. Через три года, вернувшись в родной поселок, поступил в местный районный отдел внутренних дел, а переехав в Магнитогорск – в Ленинский РОВД нашего города. Начинал с водителя, потом стал участковым милиционером. В этой должности и отправился в командировку в Аргун (Чеченская республика) для наведения конституционного порядка.
В 2003 году, когда была образована Федеральная служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Сергей Письмак стал старшим уполномоченным, потом был назначен заместителем начальника по оперативной работе, а вскоре – начальником всей службы.
Зачем России потребовалась новая служба федерального значения? Какова роль каждого из нас в решении сложных государственных задач? О чем может поведать людям праздник в честь работников наркоконтроля? Об этом мы беседуем с начальником Магнитогорского межрайонного отдела Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подполковником полиции Сергеем Письмаком.
– Сергей Александрович, какова история органов наркоконтроля в России?
– Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – новый для России правоохранительный орган. Он был создан Указом Президента РФ в марте 2003 года и уже 1 июля начал свою деятельность, а в марте 2004-го был переименован в Федеральную службу. Уже тогда основной задачей стало координирование федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
В Челябинской области, как и по всей стране, управление Госнаркоконтроля было создано на базе упраздненной налоговой полиции. Первым начальником нового ведомства на Южном Урале был назначен полковник полиции Виктор Кузенков, работавший ранее заместителем начальника управления ФСБ России по Челябинской области. Костяк коллектива составили бывшие налоговые полицейские и сотрудники органов внутренних дел, а в его структуру, помимо областного аппарата, вошли девять межрайонных отделов, расположенных в крупных городах Челябинской области, в том числе и в Магнитогорске. 31 января 2011 года УФСКН России по Челябинской области возглавил генерал-майор полиции Евгений Савченко.
Уже в первые месяцы своей работы сотрудники нашего, Магнитогорского, отдела провели успешное оперативно-розыскное мероприятие, благодаря которому было изъято 520 граммов героина у гражданина республики Таджикистан, а его соотечественник был задержан за сбыт того же вещества. А вскоре при проведении обыска по месту проживания последнего было обнаружено почти полтора килограмма смертельного зелья. Таким образом, мы подтвердили важность создания новой структуры.
– Почему в 90-е годы стал возможным практически безграничный ввоз наркотиков в нашу страну?
– Потому что и ввоз, и распространение наркомании в то время происходили на фоне напряженной социально-экономической обстановки в нашей стране. Наркотиков было так много, что, можно сказать, в отношении России и ее граждан была развернута самая настоящая наркотическая война с одновременным информационным навязыванием населению потребительского отношения к жизни. При этом на момент создания ФСКН проблемами наркомании в той или иной степени занималось порядка 20 министерств и ведомств, между которыми отсутствовала действенная координация общих усилий. Кроме того, не было и единой методики определения реальных масштабов и динамики роста наркомании среди населения. В таких условиях руководству страны было крайне тяжело объективно оценить наркообстановку и принять эффективные меры для решения этой проблемы.
– Что изменилось с тех пор?
– Пресечением незаконного оборота наркотиков по-прежнему занимается несколько ведомств, но только те, без которых в нашем деле невозможно обойтись. Среди них таможенная служба, полиция, ФСБ, пограничники и наша служба. Создание нашей организации позволило всем нам увидеть реальную картину происходящего и грамотно объединить свои усилия. А у граждан появилась реальная возможность помогать нам.
В наше отделение пришли в основном опытные люди, большинство – из отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков тогда еще милиции, которые хорошо знали свое дело. Думаю, что главной нашей победой стала стабилизация как в отношении генофонда нашей страны, ее внутренней и внешней конкурентоспособности, так и территориальной целостности России.
По данным областного бюро судебно-медицинской экспертизы, в Магнитогорске зафиксировано 14 случаев летально исхода от передозировки наркотическими средствами.
Однако складывать оружие еще очень рано. Да, за последние годы большая часть традиционных наркотиков ушла с теневого рынка, но их место заняли наркотики синтетического происхождения, в том числе курительные смеси. В их основе лежат химические вещества, из-за которых привыкание к ним происходит с первого раза, причем сильное, и организм разрушается намного быстрее: люди за три года, а то и за считаные месяцы буквально сгорают. Причем не всегда из-за самой отравы, но и по причине заболеваний, развивающихся на ее фоне. Еще год-два назад мы не раз были свидетелями того, что люди выходили из окон по причине галлюцинаций: они не давали себе отчет в реальном течении событий. И что самое страшное – основные потребители этого зелья становятся совсем молодые люди, которые еще не знают, что такое зависимость, зато им хочется все попробовать, почувствовать себя «свободными». А в результате – синдром преследования, слабоумие и смерть. Мы сотрудничаем с наркологическими кабинетами города и знаем, что физическая зависимость при лечении в некоторых случаях уходит быстро, а вот психологическая, которая остается в голове, остается с человеком и может в любой момент повергнуть его в сложнейшую депрессию, которая обычно заканчивается суицидом.
– Как обстоят дела в этом вопросе в Магнитогорске?
– Наш город, по сравнению с тем же Челябинском, не маленький, но и не такой уж большой. Это дает нам возможность быть более мобильными. По причине компактности Магнитогорска и практически полного отсутствия в нем ларьков любые нарушения выявляются у нас гораздо быстрее. Немаловажную важную роль играет и географическое расположение города. Так, если Челябинск расположен на пересечении многих торговых путей, то Магнитогорск считается в этом отношении тупиковым. Тем не менее нам тоже есть, над чем работать. Так, за 2013 год силами нашего отдела были ликвидированы три крупные лаборатории по изготовлению синтетических наркотиков и выявлено 236 преступлений. Из них по сбыту наркотических средств 152, по хранению – 31 и 46 – по незаконной реализации медицинских препаратов, препаратов для похудания и спортсменов, которые в своем составе содержат сильнодействующие вещества. За немедицинское употребление психотропных и наркотических веществ к уголовной ответственности привлечено 180 человек.
В 2013 году зарегистрировано 236 преступлений. Из них: по хранению – 31; по сбыту – 151; окончено уголовных дел – 60; раскрыто –118; в составе групп по предварительному сговору – 27; привлечено к уголовной ответственности – 69 человек. Изъято наркотических веществ: психотропных – 88424,28 г, сильнодействующих – 49813,43.
– Какова структура магнитогорской антинаркотической комиссии и что входит в ее задачи?
– Ее председателем является глава города Евгений Тефтелев, заместителями – Александр Морозов, Вадим Чуприн и я; представителями – отделы администрации образования, по делам несовершеннолетних, по спорту, по связям с правоохранительными органами, а также сами правоохранительные органы, базирующиеся в нашем городе, руководство комбината и некоторые общественные организации. Ее основная задача – анализировать ситуацию в Магнитогорске, прогнозировать в нем наркоситуацию и совместными усилиями противодействовать наркоторговле, которая целенаправленно убивает людей.
– Как можно прогнозировать ситуацию в таком сложном деле?
– Все службы города, так или иначе отслеживающие случаи незаконного оборота наркотиками в Магнитогорске, предоставляют в городскую комиссию всю оперативную информацию, связанную с данной проблемой. Анализируя ее, мы видим, какова динамика смертности на наркотической фоне, сколько граждан стоит у нас на учете и делаем соответствующие выводы. Благодаря такой работе мы создали успешно действующую межведомственную рабочую группу «Противодействия распространению наркопритонов и спайсов». Если вы помните, еще два года назад практически во всех продовольственных магазинах из-под полы продавались так называемые спайсы. При антинаркотической комиссии были созданы рабочие группы, на которых вырабатывались методика и тактика борьбы с нелегальными точками. Из-за крошечного пробела в законодательстве с точки зрения уголовного кодекса мы не могли подобраться к их распространителям. Но, подготовив несколько документов о внесении выявленных веществ в список запрещенных, вышли на законодательное собрание Челябинской области, и необходимые изменения были внесены. В результате данная проблема была закрыта.
– Какова роль общественных организаций в столь сложном вопросе?
– Очень большая. В тот раз нами была мобилизована вся общественность Магнитогорска. Решить сложнейшую задачу 2012 года нам удалось благодаря слаженности всех участников комиссии, в том числе и общественных организаций. В настоящее время в нашем городе наблюдаются лишь единичные случаи открытия таких «торговых» точек. Причем если это случается, то они практически моментально выявляются и закрываются. Помогают нам и обычные магнитогорцы. За 12 месяцев 2013 года сотрудниками Магнитогорского МРО рассмотрено 219 обращений граждан, 99% из них анонимные, при этом каждое сообщение незамедлительно проверяется. В результате проверки сообщений граждан за 2013 год к административной ответственности привлечено 33 человека и возбуждено три уголовных дела.
– Как возможно в современных условиях противостоять наркобизнесу и его агрессии?
В первую очередь расти в профессиональном плане всем сотрудникам органов наркоконтроля. Но и законодательство тоже не стоит на месте. Так, если раньше максимальным сроком наказания в данной сфере преступлений не превышала 20 лет, то сейчас срок увеличен до пожизненного. Да и сами наказания становятся более действенными. Например, впервые в нашей области при вынесении приговора лицу, обвиняемому в сбыте сильнодействующих веществ, устояло обвинение за легализацию средств, добытых преступным путем, в результате которого в доход государства отчуждено имущество (автомашина-внедорожник, компьютерная техника) стоимостью около 1 млн руб. В настоящее время приговор вступил в законную силу.
Вследствие отравления наркотиками на учете в наркологическом диспансере состоит 766 человек с последствиями употребления наркотиков, в том числе 83 женщины, 37 подростков и 9 детей. 1443 человека – с синдромом зависимости от наркотических средств, в том числе 284 женщины и 7 подростков.
– Каковы виды преступлений и меры по их пресечению в данной сфере?
– Нашим отделом выявляются преступления, предусмотренные Уголовном кодексом: ст. 228 – приобретения, хранение наркотических средств (наказание до 15 лет лишения свободы), ст. 228.1 – сбыт наркотических средств (наказание до пожизненного лишения свободы), ст. 232 – организация и содержание наркопритонов, ст. 234 – незаконный оборот сильнодействующих веществ.
Самым важным направлением нашей работы является выявление организованной групповой преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. В 2013 году нами было расследовано и направлено в суд 22 преступления с групповой составляющей.
За весь 2013 год из незаконного оборота изъято более 88 кг наркотических средств. Так, в первых числах года сотрудниками была задержана группа, которая занималась поставками и сбытом на территории Челябинской области семян мака с наслоением опия на их поверхности. В результате проведенных мероприятий было изъято 15 тонн такого мака. А за весь 2013 год – 17 тонн. Таким образом, нами был произведен удар по сырьевой базе распространения такого вида преступления как организация и содержание наркопритонов. Данные семена используется наркозависимыми лицами для изготовления наркотического средства – ацетилированный опий в кустарных условиях, как правило, прямо в квартирах. Поэтому, если в вашем подъезде пахнет уксусом или растворителем, необходимо обратить на это внимание наших сотрудников.
В феврале была пресечена деятельность преступной группы, которая занималась поставками наркотических средств в особо крупных размерах посредством почтовых отправлений, для сокрытия наркотика использовались баночки с медом.
В июне пресечена деятельность организованной группы, которая занималась сбытом синтетических наркотиков, так называемых курительных смесей и «солей». В ее состав входило более 10 человек. Данная группа сбывала наркотики посредством «закладок» через систему диспетчеров.
Еще один вид преступления, который находится у нас под контролем – это контрабанда, то есть незаконное перемещение наркотиков через государственную границу Российской Федерации. Каждый год мы выявляем и возбуждаем одно – два преступления по статьям 226 и 229.1.
Сейчас у нас в производстве также находятся уголовные дела по преступной деятельности в отношении лиц, которые занимались контрабандными поставками наркотических средств и сильнодействующих веществ.
К сожалению, законодательная база отстает от реалий жизни: порой чуть ли ни каждый месяц появляется одно-два новых вида психоактивных веществ только на территории Челябинской области. А согласно аналитическим данным главного управления России – около 40. В основном они поступают из-за рубежа.
– Совсем недавно мы поздравляли мам с праздником. Что вы можете сказать о мамах, продающих наркотики, и будущем их детей?
– За период моей службы я убедился: деньги, которые добыты подобным путем, никому не принесли ни пользы, ни счастья. Причиняя боль и страдания другим родителям, совершая такой тяжкий грех, они надеются, что доля сия их минует. Но я сам являюсь свидетелем того, что, как правило, у таких мам дети сами становятся наркоманами, и семьи их разрушаются.
– Возможна ли профилактическая работа в данном вопросе? Какая и с какими категориями граждан?
– Конечно, возможна. И мы ее проводим. У нас открыт официальный сайт, на котором есть разделы как для родителей, так и для детей. В них подробно расписаны положения Уголовного кодекса, рассказывается о последствиях отравлений. Но, на мой взгляд, самая лучшая профилактика – это занятие молодежи чем-то полезным и интересным – спортом, кружками, танцами… Особенно это касается младших школьников, которым еще можно привить стремление к труду, тягу к прекрасному.
– В чем основные трудности и опасность вашей работы?
– Самая большая трудность – успеть сделать то, что сделать просто необходимо: в каких-то моментах нас бывает мало. И здесь нам иногда очень помогают магнитогорцы. Да, жулики с каждым годом умнеют, наглеют и денег у них гораздо больше, чем у нас, а значит, и возможностей приобрести хорошее оружие и средства защиты. Однако у нас всегда есть наше главное оружие – это авторучка, блокнот и желание работать.
– О чем может поведать людям праздник в честь работников наркоконтроля?
– На мой взгляд, главное его назначение – показать людям, что в России есть такая служба, которая способна уберечь их от наркотического зла, что все преступления данного рода будут обязательно выявлены и пресечены, и преступники будут наказаны.