Эдуард Коця известен магнитогорцам как создатель иронических мини-мультфильмов на злобу дня и автор талантливых шаржей, вошедших в «Антологию сатиры и юмора XX века». С его легкой руки появился на свет знаменитый на всю страну символ хоккейного клуба «Металлург» – лисенок Тимоша. Сегодня Эдуард Коця не только ответил на наши вопросы, но и поделился своими творческими секретами.
Мультики бывают разные – модные и опасные
– Не могу удержаться, чтобы не спросить о происхождении вашей фамилии.
– Это польская фамилия. Она досталась мне от мамы. Мой дед много лет назад эмигрировал из Польши в Литву.
– Эдуард, расскажите, как вы стали художником и когда впервые попытались оживить свои рисунки?
– Художником я стал, когда мама отдала меня в музыкальную школу, где я отучился ровно один день. После чего мама сказала: «Все ясно – музыкант из тебя не получится. Попробуем в изостудию». Вот так все и началось: изостудия, художественная школа, Павловское ремесленное училище и художественно-графический факультет МаГУ. Меня даже в армии освободили от воинской повинности, когда узнали, что я художник. Заставили рисовать.
После института я остался работать в вузовском видеоцентре. Приходилось делать новостные заставки на компьютере Atari, на котором было всего 16 цветов. Там-то я и приобрел первые навыки рисованной анимации.
– Какие мультфильмы вы делаете?
– Любые. Это и 2D, и 3D, и даже стерео могу сделать. Вообще само понятие «мультфильм» подразумевает наличие сценария, персонажей, диалогов между ними и авторской музыки. Создать такой полноценный мультфильм одному очень сложно. Я делаю анимационные сатирические зарисовки или двухминутные мини-мультики.
– А какими компьютерными программами и инструментами пользуетесь? Есть у вас какие-то свои хитрости и приемы?
– Я использую стандартные графические программы. Нет смысла их перечислять. Что касается специальных программ, в нашем деле их не осваивают заранее. Все происходит по мере надобности. Мне, например, недавно потребовалось грамотно размыть фон за движущейся на переднем плане машинкой. Для этого пришлось изучить специальную программу. Поставленную задачу я выполнил, и вполне возможно, что эта программа больше никогда мне не понадобится.
– Сколько времени уходит на создание одного мини-мультфильма?
– Смотря какого уровня. К примеру, поздравительный двухминутный мультик ко дню рождения я делаю целый месяц.
– Неужели анимационные ролики пользуются спросом в Магнитогорске? Кто ваши основные заказчики?
– Если говорить о рекламном рынке, то по сравнению с такими городами, как Челябинск и Екатеринбург, у нас анимационные ролики почти не пользуются спросом. Я не знаю, по каким причинам. Мне это непонятно, учитывая, что в производстве рекламы анимационные приемы всегда смотрятся выгоднее, лучше запоминаются и эффективнее работают, да и по цене они гораздо дешевле «живой» рекламы.
Ко мне чаще всего обращаются местные предприятия или фирмы с просьбой сделать анимационные презентации. Мультфильмы заказывают местные информационные сайты. Еще делаю мультипликационные поздравления к юбилеям и дням рождения для солидных магнитогорцев. Сейчас такие подарки в моде.
– Кто из мультипликаторов у вас авторитете?
– Из западных компаний, конечно, «Дисней». Из российских – студия «Пилот». У них очень интересная техника. Я одно время даже повторял её. С выходом флеш-технологий стало много интересных аниматоров. Мне нравится веб-сериал «Мистер Фриман». Мультфильм «Маша и медведь» впечатляет. Технически очень хорошо сделано.
– Четыре года назад, когда в Магнитке случился транспортный коллапс из-за «маршрутной войны» и «дорожной революции», вы сделали на эту тему два мини-мультфильма. Оба мультика высмеивали действия городских властей. Это был чей-то заказ или ваша личная инициатива?
– Это был заказ местного информагентства. Я сотрудничал с ними целый год, создавая по одному мультфильму в месяц. Сценарии всегда писал заказчик. Каждый мультфильм представлял собой этакую ожившую карикатуру на действующую власть. Подозреваю, что таким образом редактор информагентства хотел заработать себе либо политические очки, либо повысить рейтинг сайта. Но я далек от политики и подходил к этому заказу исключительно с технической стороны. Впрочем, это не спасло меня от проблем на основной работе. В то время я трудился в штате местной телекомпании. Меня вызывали на ковер к директору. Вопрос стоял чуть ли не об увольнении.
– Еще один ваш мультфильм «Город-сказака, город-мечта» прославился далеко за пределами Магнитки. Вы создали смелую юмористическую пародию на интервью мэра Магнитогорска англоязычной газете The Moscow Times, где он рассказывал об инвестиционных планах на десятилетнюю перспективу. Не боялись, что градоначальник разгневается?
– Для меня глава города – фигура мифическая. Наши дороги никогда не пересекались. Когда я создавал пародию на него, было в первую очередь интересно наработать технику для последующих заказов.
Илья Резник не понял юмора
– Эдуард, вы профессионально рисуете шаржи. Но ведь этому мастерству нигде не обучают?
– Шаржи я начал рисовать еще в армии. А в институте получилось так, что преподаватель рисунка, заметив, что я быстро рисую, предложил мне эту тему в качестве дипломной работы. Я рисовал шаржи на преподавателей и письменно проводил анализ каждого лица. Получилось очень интересно. А сейчас я зарабатываю этим жанром.
– Кроме умения рисовать шаржист иметь чувство юмора и понимать, что за человек перед ним. Как вам это удается?
– Главное, чтобы чувство юмора было у заказчика. И еще очень важно с этим чувством не перестараться, а то можно обидеть человека, которого рисуешь. Женщин я обычно приукрашиваю, а мужчинам, наоборот, стараюсь добавить брутальности.
– В 2004 году в московском издательстве «Инсан» вышла «Книга шаржей и эпиграмм» на известных артистов, политиков и звезд шоу-бизнеса. Вы являетесь одним из её авторов. Расскажите, что это был за проект?
– Это был такой межконтинентальный проект. Я рисовал шаржи в Магнитогорске, а известный иронический поэт Георгий Фрумкер писал эпиграммы в Кливленде. Он с 1978 года проживает в Америке. Мы познакомились в Интернете. Он предложил мне проиллюстрировать его эпиграммы, я согласился. В книгу вошло около 80 моих шаржей. В 2004 году в Российском фонде культуры в Москве на Гоголевском бульваре состоялась презентация. Все было очень здорово. Вёл церемонию Аркадий Арканов. Знаменитые гости – российские политики, поэты, звезды шоу-бизнеса – посмотрели мою персональную выставку шаржей. Фрумкер написал мне эпиграмму:
«Цитатель! Я тебе хоцю
Представить творцество Коцю!
Но луцце спряць свою лиця,
А то сшаржирует Коця!»
Наша книга вошла в «Антологию сатиры и юмора России ХХ века». Только вот обещанные за работу пять тысяч долларов мне так и не заплатили.
– А как отзывались о книге герои эпиграмм ?
– В основном положительно. На мои шаржи никто не обиделся. А вот с одной эпиграммой вышел скандальчик. Илья Резник обещал набить морду Георгию Фрумкеру. В одном из своих интервью поэт-песенник заявил, что собирается уйти из шоу-бизнеса и отныне будет писать стихи военным и детям. Фрумкер сочинил эпиграмму, на которую Резник жутко обиделся:
«Хорошо, пускай матрос.
Я согласен – пусть солдат.
Но возник один вопрос:
В чём ребенок виноват?!»
– Вас называют папой хоккейного лисенка Тимоши, это тоже был какой-то проект?
– Нет. В 1995 году хоккейный клуб «Металлург» заказал в нашей дизайнерской фирме оформление турнира имени Рамазана. Мне надо было сделать для них анимацию, плакаты афиши и билеты. Лис у них к этому времени уже был нарисован. Такой взрослый, человекоподобный, с вытянутым, как морковка, носом. Но в клубе этим образом были не очень довольны. Им нужен был молодой лисенок. Я предложил сделать свой вариант. Они говорят: «Ну попробуйте». Я нарисовал лисенка и поставил его на хоккейный билет. А через некоторое время вижу, что они вовсю эксплуатируют именно мой образ. Восстановить справедливость не получилось: авторские права на лисенка я не защищал, официально мне его никто не заказывал, договора на эту услугу не было. Рисованный образ талисман «Металлурга» так и остался незарегистрированным. Но билет с рисунком лисенка я на всякий случай до сих пор храню как доказательство.
– Вы с тех пор больше не сотрудничаете со спортивными клубами?
– Ну почему же? Недавно ко мне обратился канадский хоккейный клуб. Я им уже вторую эмблему делаю. Параллельно разработал спортивную эмблему сильного человека на все виды спорта для Магнитогорского технического университета. Не один год сотрудничаю с городской федерацией кикбоксинга. Они заказывают у меня пакеты полиграфии для турниров.
– Как художник, дизайнер и мультипликатор вы наверняка отслеживаете новинки в области компьютерных технологий. Какие вас особенно впечатлили? И что бы хотелось освоить в будущем?
– Широкими шагами двигаются IT-технологии. Eще 10 лет назад мобильных телефонов ни у кого не было, а сейчас уже есть google-очки, которые проецируют страницы прямо на глаз. У меня сейчас есть сильное желание поработать в гейм-индустрии, попасть в команду разработчиков красивой компьютерной игры.
– Как вы думаете, какими мультфильмы будут через 10-20 лет?
– Может быть, их начнут создавать в трехмерном пространстве. Тогда сказочные герои будут голограммами. Не знаю, надо ли это? Не хотелось бы, чтобы классическая анимация совсем исчезла.
Елена Плетинская