Когда Елене Платоновой было 10 лет, она подобрала на улице дворняжку, а вскоре привела домой еще одну. Гуляя на улице с собаками, Лена познакомилась с женщиной – ее немецкая овчарка на огромном пустыре легко нашла крошечную монетку, которую девочка всего несколько минут подержала в своей ладошке. С тех пор Елена мечтала о дрессированной породистой собаке, и через три года родители подарили ей русского черного терьера. Дрессируя своего питомца, Елена Николаевна поняла, что хочет заниматься этим делом профессионально, и начала стажироваться у своих инструкторов.
Для чего в России создавались кинологические клубы? Как не вырастить из собаки агрессора? Тренер и судья национальной категории по спортивному собаководству Елена Платонова воспитала не одно поколение победителей и знает, как это делается.
– Елена Николаевна, вы где-то обучались на кинолога?
– Да, уже будучи студенткой педагогического вуза, я окончила кинологические курсы при Российской кинологической федерации в Москве. Это школа, единственная в системе РКФ, имеющая профессиональное значение. Окончила я ее по специальности «инструктор». А когда некоторые из моих клиентов стали серьезными спортсменами, мне присвоили звание тренера по спортивному собаководству.
– Вы своих дворняжек тоже дрессировали?
– Конечно, ведь для того, чтобы вырастить качественно воспитанную собаку, совсем не обязательно отдавать за нее много денег. Конечно, с профильной породой сделать это будет проще, но можно иметь немецкую овчарку рабочего разведения, которая не будет знать ничего, или дворняжку, способную выполнить любую вашу команду. Здесь важно только, сколько сил и души вы готовы вложить в своего питомца.
– Когда в Магнитогорске был создан клуб служебного собаководства?
– Еще в сентябре 1946 года. С тех пор он так и называется Клуб служебного собаководства магнитогорского отделения ДОСААФ. Долгое время в этой системе, призванной воспитывать молодежь в духе патриотизма, существовали самые разные модельные кружки, картинг, мотокросс, готовили для армии призывников по специальности «водитель», и служебное собаководство было одним из направлений ее работы.
Сегодня в нашем клубе разводят собак всех пород, и мы, как во все предыдущие годы, готовим призывников к службе в армии в качестве кинологов. Но, к сожалению, вот уже второй год как в армии нет такой военно-учетной специальности. Однако мы надеемся, что руководство ДОСААФ в скором времени устранит эту ошибку, так как кинологи в армии очень нужны. В прошлом году мы подготовили четверых таких мальчишек, но до сих пор не знаем, будут ли они служить по своей специальности. Поэтому теперь планируем отправить своих выпускников в МЧС, где кинологи до сих пор востребованы.
– Почему вы решили заниматься именно спортивным собаководством?
– Потому что есть физкультура, а есть профессиональный спорт. Так же и в собаководстве: есть люди, которые ходят на дрессировочную площадку для того, чтобы добиться какого-то минимума в послушании своих собак, и есть те, кто хочет большего. А поскольку существуют соревнования по различным видам дрессировки, есть и возможность развиваться в этом направлении в качестве спортсменов. И мне такая работа кажется более интересной, нежели бытовое послушание, без которого все равно не обойтись, так как именно с него все начинается.
– Давно ли в Магнитогорске существует федерация по спортивному собаководству?
– Три года, с тех пор как наши магнитогорские спортсмены начали показывать хорошие результаты и возникла необходимость популяризации спортивного собаководства и здорового образа жизни. Постепенно наша городская федерация переросла в региональную. Сейчас это Челябинская федерация спортивно-прикладного собаководства и ездового спорта. Она объединяет всех спортсменов-собаководов нашей области.
– Какие виды соревнований проводятся между собаками?
– Их очень много. Наша федерация, как я уже сказала, курирует два из них: спортивно-прикладное собаководство и ездовой спорт. В первое входят различные нормативы по послушанию, защите и следовой работе, а в ездовой спорт – различные способы передвижения с собаками. Это бег с собакой, тяга собакой велосипедиста, буксировка лыжника и собачьи упряжки – нарты, пулы и так далее.
Есть еще так называемый кинологический спорт, куда входят такие нормативы, как аджилити, фрисби, питч-энд-гоу и фристайл. Аджилити – это преодоление всякого рода препятствий на скорость, фрисби – охота собаки на летающую тарелочку: владелец бросает тарелочку, она далеко и высоко летит, собака догоняет ее, подпрыгивает, хватает и приносит хозяину. Это очень динамичный, красивый вид спорта, не требующий от спортсмена какой-либо серьезной квалификации, но при этом очень интересный как для владельцев, так и для собак. В питч-энд-гоу собака приносит аппортировочный предмет на время. А фристайл – это танцы с собаками.
Представители кинологического спорта в нашем городе тоже есть. Мы проводили для них соревнования и по общему курсу дрессировки, и по защитно-караульной службе, и по таким курсам дрессировки, как «собака-компаньон» и «международный порядок испытаний». Иногда свои состязания устраивают и охотники.
– А служебное собаководство в городе осталось?
– Да, для ведомственных собак. Именно оно для гражданских теперь называется спортивно-прикладным. И надо сказать, ведомственные кинологи Магнитогорска очень тесно сотрудничают с гражданскими, так как мы взаимно полезны друг другу.
– Когда собаководы мира начали заниматься спортивным направлением?
– Когда начали создавать искусственные породы собак. Охотничьих собак заводчики целенаправленно разводят уже более 200 лет. С тех пор и существуют «Бега борзых» и «Бега охотничьих собак по кровяному следу». Что же касается служебного собаководства или по-новому спортивно-прикладного, то это произошло 100 с небольшим лет назад, когда появились породы служебного назначения. Соревнования потребовались для того, чтобы выявить наиболее пригодные особи для определенного вида работы, а сделать это можно только посредством сравнения их качеств во время состязаний.
Порода официально начинает существовать, когда получает международное признание. Так, по этим правилам западносибирская лайка как порода, принадлежащая к группе лайковых, существует всего около 200 лет, хотя ее предки, возможно, жили гораздо с более древних времен, ведь, согласно различным письменным источникам, собака одомашнена 6-12 тысяч лет назад. А первых спортивных собак начали разводить только в конце прошлого века, когда этот вид спорта приобрел профессиональные черты и начали расходиться в разные стороны разведения собак рабочих и для шоу. Причем для каждого вида спорта лучше всего подходят свои породы.
Например, среди ездовых ценятся сибирские хаски, аляскинский маламут и самоед, а для послушания, защиты и следовой работы – немецкие и бельгийские овчарки, доберманы и ротвейлеры. Если же мы говорим о поисково-спасательных службах, то там применяются лабрадоры, бордер колли, спаниели, бельгийские и немецкие овчарки, а в спасении на водах – в основном ньюфаундленды. В аджилити есть несколько ростовых категорий от макси до мини, соответственно, каждая порода соревнуется в своей ростовой категории.
– Кто в спортивном собаководстве является главным – собака или ее хозяин?
– В данном случае спорт является парным, ведь собака, которая гуляет сама по себе, никому не нужна. Даже охотничьи собаки все делают под руководством человека – своего проводника. Причем оценки на соревнованиях ставятся не только собакам. Существует международный порядок испытаний (IPO), куда входит три раздела: врожденные рабочие качества собаки, качество ее тренинга и умение представить эту собаку на соревновании. В них проверяются защита, послушание и следовая работа. По этим состязаниям проводятся старты вплоть до чемпионатов мира. Магнитогорцы в них доросли до чемпионата России.
В русском национальном виде соревнований – общем курсе дрессировки (или «послушании») – наша Мария Украинцева дважды становилась второй на чемпионатах такого уровня. В них оценивается контактность собаки, которая зависит от ее рабочих показателей, качества тренинга и грамотности управления ею на старте. Существуют и международные чемпионаты по общему курсу дрессировки. Наша команда ездит на них уже не один год, но пока третье место на чемпионате Европы по следовой работе было самым высоким результатом, которого удалось добиться магнитогорцам.
– Зависит ли успех от породы собаки?
– Да, зависит. На соревнованиях высокого уровня – а существуют как многопородные, так и монопородные чемпионаты – собака однозначно должна быть служебной породы, причем очень высокого качества.
– В какой стране, на ваш взгляд, спортивное собаководство развито лучше всего?
– Смотря какое. В аджилити сборная России уже 10 лет подряд становится чемпионом мира, а в IPO первенство принадлежит в основном немцам. При этом в каждом виде спорта есть свои породы-фавориты. Например, в IPO это немецкие и бельгийские овчарки, а в аджилити – бордер колли.
– Где в нашей стране готовят судей для работы на соревнованиях по спортивному собаководству?
– В Москве, в Российской кинологической федерации. Естественно, судья – это человек, который не один год работает с собаками и либо является профессиональным спортсменом, либо даже тренером. Судьи в спортивном собаководстве разные. Их три вида: судья по открытым соревнованиям, национальной и международной категорий. В Магнитогорске работают судьи национального уровня. Если же говорить об экстерьерных выставках собак, то в нашем клубе работают уже два судьи олл-раундера. Это судьи международной категории по всем породам собак.
– Каким характером должен обладать тренер, работающий с собаками, если собака и ее хозяин в данном случае неотделимы друг от друга?
– Не могу сказать о других тренерах, а мне необходимы мои опыт и знания, умение убедить человека в тех вещах, которые для меня являются непреложными истинами, в то время как начинающие собаководы склонны в них сомневаться. А для этого нужно уметь находить общий язык и с самыми разными людьми, а не только с их собаками, расположить человека к себе и добиться от него доверия к тем вещам, о которых я говорю. Думаю, в характере тренера должна быть определенная жесткость, чтобы уметь настоять на своем.
– В чем заключаются основные ошибки хозяев собак?
– Самая основная ошибка состоит в том, что люди склонны очеловечивать животных, видеть в них качества, которых в них нет, и трактовать собачье поведение как антропологическое, придавая ему не то значение, которое оно имеет на самом деле. Отсюда возникают основные проблемы между собаками и людьми. В действительности мы имеем дело не просто с животным, но с хищником, у которого при помощи тренировок закрепляется социальное поведение. Благодаря этому мы все чаще видим собак, которые склонны сотрудничать с человеком, а не противостоять ему. Тем не менее, чтобы правильно общаться со своим питомцем, мы должны говорить с ним на одном языке, при этом собака не способна подняться на наш уровень, а мы можем опуститься на ее.
– А во время тренировок бывает такое, что собака подчиняет себе человека?
– Задача тренера состоит в том, чтобы предупреждать такое поведение животного. При правильном воспитании собака всегда готова служить человеку, признав его своим вожаком. А когда человек уже вынужден обратиться к нам за помощью, мы говорим уже не о воспитании, а о коррекции поведения. И здесь все происходит как в стае: если там кто-то оскалил клыки на вожака, то в ответ он получит очень жесткое силовое воздействие.
– Но не рискует ли человек, действуя подобными методами, приобрести в ответ уже не друга, а врага?
– Если он все делает правильно, то нет. Но лучше, конечно, проконсультироваться у инструктора еще до приобретения собаки. Хотя бы для того, чтобы сделать правильный выбор в пользу той или иной породы. Ведь, чтобы оставаться здоровой, каждая собака должна иметь определенные нагрузки и реализовать свою энергию в конструктивно-позитивном направлении. Например, ездовая собака должна бегать в упряжке не менее двух часов в день. И раз уж мы взяли на себя ответственность за ее жизнь, то имеем право требовать от нее чего-то, только когда удовлетворили все ее насущные потребности. Только в этом случае владелец и его питомец будут доставлять друг другу радость.
– Каковы перспективы развития спортивного собаководства в Магнитогорске?
– Мы стремимся вовлекать все больше людей в наш вид спорта и добиваться все более высоких и стабильных показателей, чтобы у нас появился смысл проводить региональные чемпионаты в родном Магнитогорске.