Город Ирина Ефимова, ювелир, руководитель творческого объединения «Цветные глаза Земли» Центра детского технического творчества: «Мы вместе решаем, как воплотить задуманное в жизнь»

Ирина Ефимова, ювелир, руководитель творческого объединения «Цветные глаза Земли» Центра детского технического творчества: «Мы вместе решаем, как воплотить задуманное в жизнь»

Увлечение Ирины камнями началось в глубоком детстве. Ее отец вел кружок по художественной обработке камня и металла «Цветные глаза Земли», поэтому, в какой вуз поступать, вопрос даже не возникал. Творить прекрасное стало одной из ведущих потребностей Ирины, а технологический факультет МаГУ помог объединить две любимые специальности – работу с камнем и педагогику.

Как становятся настоящими ювелирами? Что вдохновляет детей на скучную работу за станками? Возможно ли рождение на Урале нового Данилы-мастера? Об этом мы беседуем с руководителем творческого объединения «Цветные глаза Земли» Центра детского технического творчества Ириной Ефимовой.

– Ирина Александровна, почему вы для обучения в вузе выбрали ювелирное дело, а не работу с камнем?

– С камнями я была знакома с детства, а ювелирное дело было для меня совершенно новым, мне не хотелось останавливаться на достигнутом. Сейчас думаю, что приняла тогда верное решение: мне нравится сочетать ювелирную деятельность с обработкой камня. Обычно эти две специальности встречаются только в ювелирных мастерских, куда камнерезы приносят свои ограненные камни, а я при желании могу и серебро добавить к камню, и камень к серебру.

– Должен ли ювелир быть отличным художником?

– Рисунок и живопись были одними из обязательных предметов для нас, и хотя не могу сказать, что хорошо рисую, идея нового изделия в голове все равно возникает в виде какого-то образа, который, естественно, нужно изобразить на бумаге. Только после этого ювелир берет в руки металл. И тем не менее я считаю, что для ювелира главное не отобразить изделие на холсте, а увидеть его внутри себя и создать объемную копию возникшего образа. Для этого необходимо чувствовать металл, владеть им при помощи рук, поэтому для меня значительно большее значение имеет не рисунок, а именно идея. И, как это ни тривиально, умение паять.

А для детского творчества, которым мы занимаемся в кружке «Цветные глаза Земли», вполне достаточно какой-нибудь готовой картинки на бумаге. Но иногда и мы можем придумывать что-то интересное и очень красиво рисовать. Правда, не красками, а камнями. Для этого мне помогают такие предметы, как «Основы композиции» и «Колористика», которые позволяют грамотно подобрать камни и по цвету, и по структуре.

– Какое основное требование предъявляется мастеру, который работает с камнем?

– Чувствовать камень, улавливать тонкости его структуры и знать все слабые места этого природного материала. Представьте себе ювелира, который паяет серебро. Если его мысли только слегка ушли в сторону от будущего изделия, металл перегреется, и всю работу можно смело выкидывать. То же произойдет с камнем, когда его обрабатываешь на станке. Поэтому сколы и трещины так часто сводят на нет все усилия мастера.

– Кто стал для вас главным учителем в этом искусстве?

– Мои преподаватели Ю. Г. Осовитный, Е. А. Войнич и, конечно, папа, который в свое время тоже окончил наш вуз по специальности «учитель рисования» и стал моим наставником. Он был моим главным вдохновителем, когда я в прошлом году решила принять участие в конкурсе «Учитель года», где представляла свое объединение по теме «Художественная обработка камня».

– Почему решили работать именно с камнем, а не с ювелирными изделиями?

– Потому что наш город стоит на агатовом поясе. Эти полудрагоценные камни буквально лежат под ногами. Кроме того, 19 лет назад мой отец создал и начал вести наш кружок, а четыре года назад я приняла от него эстафету в этом направлении. Но так как по образованию я ювелир и все-таки работаю с металлом, то и детей обучаю этому искусству. Но по-настоящему они им еще не владеют. Зато идей для изделий из камней у них предостаточно. Они приносят их мне, и мы вместе решаем, как воплотить задуманное в жизнь.

– В конкурсах тоже с детьми участвуете?

– Конечно. Мы постоянно выставляем свои работы и на городских, и на областных выставках. Наше объединение уникально для Магнитогорска. По этой причине в городе у нас практически нет конкурентов, и мы всегда занимаем призовые места, впрочем, как и в области. А недавно наши поделки вернулись со Всероссийского слета юных геологов, где заняли третье место в разделе «Поделки из камня».

– А картины из камней показывали зрителям?

– Еще нет – это наша новая идея, которая возникла буквально накануне конкурса «Учитель года». Основой для нее послужила техника «Флорентийская мозаика». Мы с ребятами отработали ее буквально за несколько дней.

Написание картин из цветных кусочков какого-либо материала – один из древних видов искусства, к которому относится римская, русская и флорентийская мозаики. Римская – самая простая из них. Она складывается из мелких осколков стекла или камня геометрических форм, при этом отдельные кусочки не требуется подгонять друг к другу. Русская мозаика очень похожа на римскую, но в ней уже необходимо тщательно подбирать детальки, чтобы они складывались в плотный рисунок. А флорентийская мозаика всегда считалась самой сложной, и картины из нее складывались уже не в виде всевозможных кругов, треугольников и квадратов, а в фантазийном стиле, поэтому использовалась она в основном для пейзажей, где было много выпукло-вогнутых частей, требующих более сложной обработки.

При этом основная трудность состоит в том, чтобы подогнать все детальки мозаики очень четко друг к другу. Между ними не должно оставаться ни просветов, ни даже едва заметных щелей, чтобы картина смотрелась как нарисованная маслом. И очень важно подобрать эти кусочки по цвету. Если на картине изображены деревья, то и выглядеть они должны именно как деревья, а не просто как зеленое пятно. Для этого необходимо грамотно и тщательно подобрать текстуру и фактуру камней. Иногда в такую картину можно добавить детали из металла, чтобы сделать ее более объемной. Но только если это действительно стоит того, ведь для металла потребуется высверливать отверстия в камне, а это значительно усложнит и без того трудоемкую работу.

– А камень от этого не сломается?

– Камни обрабатываются только алмазным инструментом с использованием воды, и если все делать аккуратно и на специально изготовленных для этого станках, то нет, не сломается. Но так как в нашем объединении работают дети, всякое возможно.

– Какие камни используете для своих изделий, в частности для картин?

– Мы работаем с мягкими породами камней, добытыми, конечно же, у нас на Урале. Например, змеевик, который можно найти даже на улицах Магнитогорска, мрамор, доломит. Можно также использовать яшму, она смотрится очень красиво, но, к сожалению, твердая, поэтому при ее обработке и станки изнашиваются быстрее, и вероятность сколов больше.

Однажды мы с ребятами ходили на Молживские поля за агатами, но эти камни считаются уже ювелирными, поэтому картины из них не делают, а используют для кабошонов в кольцах и серьгах. Дети могут обрабатывать такие камни, но делать из них ювелирное изделие им еще очень сложно и опасно, так как для паяния серебра используются открытый огонь.

– А на станках они с удовольствием работают?

– Не все, конечно, но есть и такие, кто занимается у нас по четыре-пять лет и уже достиг хороших результатов: делают уже не просто шкатулки, а какие-нибудь самолеты или паровозы в виде шкатулок. А Лиза Кирюхина в этом году полна решимости работать с металлом – камень ей уже кажется слишком простым материалом.

– Каков процесс изготовления изделия из камня?

– Сначала мы выбираем сам камень. Затем на специальном станке я распиливаю его на кусочки, необходимые для изготовления задуманного. Дальше этим кусочкам нужно придать требуемую форму: круг, квадрат, прямоугольник... Для этого у нас есть три шлифовальных станка, в которых вращаются круглые планшайбы с алмазным напылением. Когда все детали готовы, мы садимся за парты, где лежат стекла со специальным порошком – электрокорундом, – и по несколько часов подряд шлифуем свои заготовки, на которых еще остались царапины. На специальном станке это получилось бы гораздо быстрее, но так как его у нас нет, детям приходится запасаться терпением. Им это, конечно, не нравится – однотонная работа быстро утомляет, но ожидаемый результат, желание поскорее увидеть готовое изделие не дает им прервать работу.

Последний этап – полировка.

– И что в итоге?

– Для тех, кто пришел впервые, – подвесочки и брелочки из яшмы, маятники, при помощи которых они определяют, что можно кушать, а что нет. Их волшебство детей буквально завораживает. Следующий этап – плоские изделия. Например, панно «Бабочка». Уже после этого мы приступаем к изготовлению шкатулок, на что уходит довольно много времени. Зато потом начинается настоящее творчество.

Если же это картина, то обязательно нужен качественно выполненный рисунок. Он разбивается на модули и разрезается. Каждый из полученных кусочков накладывается на камень, из которого выпиливается соответствующая деталь будущей картины. А дальше уже знакомые вам этапы обработки камней, к которым добавляется еще один – общая шлифовка и полировка всей картины. Это необходимо делать для того, чтобы разные по толщине камни выровнялись и приобрели одинаковый блеск: только в таком случае готовое полотно будет выглядеть так, будто нарисовано красками.

– Дети сами делают такие картины?

– Все, кроме рисунка. Им достаточно распечатать понравившуюся картину из Интернета. Или попросить помощи у меня. Однако не все, что им нравится, можно выполнить из камня. Например, в нашей лаборатории мы не можем выпиливать на станке детали с вогнутыми линиями – только вручную. А если таких деталей много, работа становится невыполнимой.

– Почему вы не хотите стать обычным ювелиром, делать и продавать дорогие украшения?

– Потому что это очень тяжелая работа. Чтобы в итоге получить настоящий шедевр, нужно многие дни сидеть в одном положении, не разгибаясь. Здесь же, с детьми, я все время нахожусь в движении, мне с ними легко и весело работать, а когда воцаряется тишина, я имею возможность сесть за ювелирный стол.

– Вы никогда не сравнивали ваши работы с Каменным цветком Данилы-мастера?

– Нет, ведь его цветок – это все-таки скульптура. Чтобы из единого куска камня сделать объемную фигуру, нужно быть по-настоящему великим мастером. Надеюсь, кто-нибудь из моих учеников станет таким. Они уже сейчас удивляют зрителей своей фантазией и эксклюзивными работами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления