Евгения Борисова никогда не мечтала быть учителем. Все определил случай. На пятом курсе консерватории будущий дирижер академического хора решила немного подработать, устроившись в школу на полставки. Да так заработалась, что вот уже десять лет уйти не может. Здесь, в 65-й школе, воплощаются в жизнь все ее мечты. Сегодня под ее руководством действует два концертных хоровых коллектива: девочки 5-6 и 7-10 классов. Вместе они покоряют олимпы конкурсов различных уровней. И даже на конкурсе «Учитель года» ее любимые ученики всегда были рядом.
Что помогает Евгении Борисовой и ее воспитанникам побеждать? Какие традиции 65-й школы создают из маленького ребенка большую личность? Можно ли из обычного ученика сотворить чудо? На эти и другие вопросы отвечает учитель музыки МОУ СОШ с углубленным изучением музыкально-эстетического цикла №65 Евгения Борисова.
– Евгения Геннадьевна, чем так привлекательна для вас школа?
– Мне здесь очень нравится. То огромное поле деятельности, что предоставила мне администрация школы, очень перекликается с тем, что мне вообще хотелось бы воплощать в жизни: я и руководитель детских хоровых коллективов, и учитель музыки. А с недавнего времени мы наш школьный театр сделали музыкальным, готовим спектакли к вечерам встреч, помогаем устраивать выпускные праздники для четвертых классов. Эта стопроцентная занятость в школе мне очень нравится. Я востребована, и мне от этого хорошо.
– Где, у кого и как вы обучались музыке? По какому направлению?
– Свою хоровую деятельность я начала с четырех с половиной лет. Летом, приехав с дачи, заявила родителям, что буду учиться петь и играть на пианино. Мама отвела меня в Дом музыки. Это учреждение, где акцент был сделан именно на хоровое воспитание. Там были созданы огромные хоры, которые возглавляли прекраснейшие люди. После окончания Дома музыки я оказалась перед выбором: получить полное среднее образование (я к тому времени окончила девять классов) или учиться дальше в музыкальном учреждении. Решила остаться в школе и готовиться к поступлению в Магнитогорский технический или педагогический университет. Мама у меня передовик производства, человек очень активный, и я хотела быть, как она, металлургом. Тем более комбинат – предприятие градообразующее, и я надеялась на какую-то стабильность. Но все поменялось буквально в последние секунды. Мы посовещались с мамой, и она вынесла решение, не подлежащее обжалованию. В результате я закончила 11 классов и сделала как бы шаг назад: вместо института поступила в музыкальный колледж. Училась я, на мой взгляд, у самого лучшего преподавателя – Е. В. Томас, которая вела у меня специальность. Она и сейчас продолжает работать в консерватории. Елена Владимировна была очень требовательна ко мне, и именно она рассмотрела во мне творческие способности. Можно также сказать о большом влиянии на меня в то время заведующей кафедрой С. М. Мирошниченко. От нее я получила импульс огромной работоспособности. Благодаря им я закончила с отличием сначала колледж, а затем и консерваторию.
– Чем школа №65 отличается от обычных общеобразовательных и музыкальных школ? Какова ее структура?
– Та структура, что существует в нашей школе сейчас, была задумана изначально. В ней совмещается преподавание общеобразовательных предметов обычной школы с обучением музыке в виде дополнительного образования по различным инструментам: баян, скрипка, аккордеон, фортепиано, духовые. Кроме того, у нас, в отличие от обычной школы, три, а не один обязательный час музыки в неделю.
Что касается музыкальных школ… Да, в Магнитогорске их много. Но только в нашей до последнего времени музыкальное образование было бесплатным. С другой стороны, мы не выдаем документов государственного образца. Однако на качестве успеваемости это никак не сказывается. У нас, как и в любом учебном учреждении, есть преуспевающие, одаренные дети, а за счет коллективной деятельности мы даже в чем-то выигрываем по сравнению с обычными музыкальными школами, ведь в них занятия ребенка больше сфокусированы на индивидуальных достижениях.
– Удалось сохранить традиции в школе с момента ее создания?
– Такая необыкновенная школа, как наша, впервые в России была создана с легкой руки Семёна Григорьевича Эйдинова и Бориса Павловича Агапитова. Традиции, которые они заложили, может быть, со временем слегка трансформировались, но все же остались прежними. Концерты и спектакли мы готовим к любому школьному мероприятию и празднику. Вот и на последний звонок были показаны прекрасные номера. На базе нашей школы происходит всеобъемлющий охват мероприятий социальной направленности. Мы проводим благотворительные концерты, выезжаем в другие учебные учреждения. А в этом году возродили городской конкурс «Музыкальный олимп», которого не было вот уже лет десять. Теперь он будет проводиться на базе нашей школы, и мы этим гордимся.
Я думаю, что Борис Павлович, создавая такую необыкновенную школу, рассчитывал получить разносторонне развитого выпускника. Конечно же, он не ставил перед собой цель, чтобы все наши ученики стали великими музыкантами, но он хотел, чтобы каждый из них стал личностью с большой буквы. Та общественная деятельность, которой ребята занимаются, незаменима в воспитании любого ребенка.
– Из чего состоит музыкально-эстетический цикл?
– В музыкально-эстетическом цикле основной предмет – это музыка. В первом классе один час, во втором и третьем – два. Один час по основной программе, второй – уроки сольфеджио. Та группа, которая во втором классе пришла на сольфеджио, в четвертом классе делится пополам – на два модуля. Один идет на более глубокое изучение теории музыки, а второй остается на так называемом хоровом сольфеджио. В пятом классе у ребят появляется третий час – музыкальная литература. Так они учатся до восьмого класса, после которого проходит обязательный переводной экзамен по предмету «Музыка». К этому времени они получают полный курс музыкальной школы. Затем идет углубленное изучение музыки за счет МХК, а для десятиклассников у нас есть элективный курс «Музыкальный компьютер». Сейчас мы планируем тесное сотрудничество с Магнитогорской государственной консерваторией.
– Современные реалии влияют на внутришкольные традиции?
– Конечно: меняется время – меняются и элементы преподавания. С каждым новым витком привносится что-то новое. В настоящий момент у нас снова идет реорганизация: на базе нашей школы будут работать преподаватели домов творчества. Отношение к этому неоднозначное: кто-то считает это разрушением структуры школы, а на мой взгляд, это выход на более высокий уровень. Те преобразования, что происходят в школе, повысят ее статус, и функция по углубленному изучению музыки, что лежала на наших учителях, перейдет к педагогам дополнительного образования. Для самих учителей практически ничего не изменится: из штата школы они перейдут в штат домов творчества, при этом будут продолжать работать с нашими детьми так же, как и раньше. Я считаю, что именно через таких педагогов мы получим всеобъемлющий охват в плане культурного воспитания детей. Таким образом школа расширит свои возможности.
– А учителям это выгодно?
– Время покажет. Не думаю, что по этому поводу нужно испытывать какие-то страхи. Тем более что в школы вводятся новые обязательные федеральные стандарты, направленные на расширение дополнительного образования. Я уверена, что школа вздохнет полной грудью и начнет учить детей еще лучше.
– По-моему наш город всегда считался благополучным в музыкальном плане.
– Да, но я человек, которому постоянно чего-то не хватает, и поэтому мне кажется, что сейчас в этом смысле наблюдается небольшой спад. Я по специальности хоровой дирижер, и, естественно, у меня душа болит за хоровые коллективы. Раньше проводили большие праздники хорового пения на уровне города. Мне бы хотелось, чтобы эти традиции возобновились. Надо сказать большое спасибо нашему методисту, работающему от центра повышения квалификации, – В. В. Петрову, который проводит ежегодный фестиваль «Поющий город». В нем задействованы и дети, и учителя, и родители. К сожалению, это происходит только на уровне общеобразовательных школ: город в этом мероприятии не задействован. Я как учитель музыки склонна разделять образование и культуру, и эта градация сейчас очевидна. Возможно, с образованием стало все хорошо за счет поддержки государства, а вот что касается культуры…
– Все маленькие дети любят петь. Как распознать в них талант? Может, и время-то терять не стоит? Есть ли определенные условия для принятия ребенка в 65-ю школу?
– Сейчас мы принимаем всех детей без прослушивания, без какого-либо отбора. С недавнего времени все школы города считаются районными, и мы обязаны принимать всех детей, проживающих в районе, к которому относится наша школа.
– Как это скажется на обучении музыкально-эстетическому циклу?
– Я понимаю, о чем вы говорите: дети не могут увлекаться музыкой по чисто районной принадлежности. Конечно же, школы со специфическим обучением должны быть городскими. Но нам в этом плане исключений не сделали. Мы как все. Однако в любом случае к каждому ребенку, поступающему в нашу школу, мы относимся с большим вниманием. Если он проявляет тягу к музыке, надо дать ему шанс. Как учитель хорового пения я буду говорить именно об этом направлении. Я работаю в школе уже десять лет, и на моих глазах происходят удивительные вещи. Есть дети, которые от рождения не обладают чистотой интонирования, но они очень стараются и буквально за два-три года могут раскрыться! Происходит настоящее чудо! Поначалу кажется, ничего у этого ребенка не получится, но он весь живет, у него глаза горят, лицо одухотворенное, выразительное. Да, великим певцом он не станет, но наступает момент, когда он вдруг начинает понимать: «Вот он, этот звук! Я пою его чисто!» И в этом достижении ему помогает коллектив: ребенок чувствует, какой уровень исполнения от него требуют, и он тянется за другими.
– Расскажите о ваших учениках.
– Когда я только начинала работать в школе, в моем коллективе были дети, не вошедшие в концертный хор. То есть это был любительский хор, состоящий из детей, поющих для души. Сейчас в нем занимаются только те, кто соответствует всем необходимым критериям и поэтому знает, что от них требуют. Таким образом получается, что все коллективы, которые мы создаем, – это концертные хоры. В данный момент у меня занимаются хоровые коллективы 5–6 и 7–10 классов. Это уже взрослые девушки. Мы ведем большую концертную деятельность.
– У вас только девушки? Мальчиков нет?
– Хор мальчиков ведет другой преподаватель, я же специализируюсь только по девочкам. Мы пробовали создавать смешанные хоры, но для того, чтобы сохранить хор мальчиков, пришлось отказаться от этой идеи. Это, кстати, мечта Бориса Павловича, чтобы в нашей школе всегда был хор мальчиков. У нас их два. И пять хоров девочек. Два из них мои.
– Сохраняется ли старый песенный репертуар, или он изменился, ушел вместе с Советским Союзом? Кто решает, что ваш хор будет петь?
– Музыку выбираю я, но к мнению девочек я обязательно прислушиваюсь и даже посвящаю этому специальные уроки. С современным детским репертуаром очень тяжело. Понятно, что про Ленина и октябрят мы песни уже не поем, и все же спасибо тем композиторам, которые поработали в ХХ веке. Мы к их музыке добавляем свои интерпретации, осовремениваем многие произведения. И это звучит замечательно.
К моему удивлению, детям нравится петь классику. Как это ни странно, они любят скрупулезную работу над звуком, над формой, над гармонией, над выстраиванием унисона, трехголосьем. Может быть потому, что после этой тяжеленной работы из урока в урок они получают тот идеал, тот вариант звучания, который задумал композитор.
– Почему вы решили принять участие в конкурсе «Учитель года»? Что дало вам участие в этом конкурсе?
– Я уже участвовала в таком конкурсе в 2007 году и даже попала в финал, но победителем не стала. В этом году на победу тоже не рассчитывала. Было такое мнение, что предмет «музыка» слишком специфический и мне трудно будет бороться с учителями-предметниками – математиками, физиками, например. Но я человек конкурсный, и от участия в соревнованиях получаю энергетический прилив. В этом есть момент роста. Даже участвуя на уровне города, ты поднимаешься на более высокую ступень, а это и серьезная внутренняя работа, и работа над внешним проявлением себя, поэтому я считаю, такие конкурсы – подарок каждому учителю. Но без поддержки коллектива победить в них тяжело. Я же ощущала ее постоянно.
– В 2009 году вы принимали участие в международном конкурсе имени Д. Б. Кабалевского и стали в нем лауреатом II степени.
– Это специфический конкурс, в нем принимают участие только учителя музыки. Меня попросили подготовить несколько хоровых коллективов для других учителей как «площадку» для показа урока. Для этого мои ребята должны были и выразительные средства музыки назвать, и уметь поговорить о том или ином произведении. И вот в разгар подготовки мне поступило предложение поучаствовать в этом конкурсе самой. Я, недолго думая, согласилась. Нагрузка была большой, ведь я продолжала готовить детей и для других учителей. Было сложно. У меня все получилось, но, видимо, сказалась усталость, и я стала лауреатом только второй степени. Я была настроена на большее.
– Часто можно слышать, что сегодняшние дети стали совершенно неуправляемыми. Вы согласны с этим?
– Да, сейчас дети совсем другие. Но это не значит, что они стали хуже. Они стали более творческими, более раскрепощенными. Да, из-за Интернета они меньше читают, но благодаря тому же Интернету информация стала для них более доступной. Современные дети стали более интересными.
– Мы живем в техногенном мире. Какая музыка нужна людям сегодня?
– Чем в более техногенном мире мы живем, тем больше люди тянутся к тому, что было создано в 17–18 веках. А через современную интерпретацию дети выражают себя. Они остро реагируют на то, что происходит в мире, в них что-то созревает и прорывается в виде новых течений в музыке. У каждого свой способ выражения себя, но отношение к классике всегда остается уважительным.