Город Гульнара Шамсутова, нарколог подросткового наркологического кабинета Орджоникидзевского района Магнитогорска: «Даже одноразовое использование микса может привести к серьезным психическим отклонениям»

Гульнара Шамсутова, нарколог подросткового наркологического кабинета Орджоникидзевского района Магнитогорска: «Даже одноразовое использование микса может привести к серьезным психическим отклонениям»

Свое первое специально образование Гульнара Машуратовна получила по настоянию родителей, став мастером производственного обучения. Но, работая в торговом техникуме, мечтала стать врачом и однажды все-таки решилась сменить профессию. Но очно учиться возможности не было, поэтому остановиться пришлось на специальности «фельдшер». С тех пор прошло больше 20 лет, 18 из которых Гульнара Машуратовна выполняет обязанности нарколога, и она ни разу она не пожалела о своем выборе.

Что изменилось в нас за последние 20 лет? От кого зависит, будут ли получать завтра пенсию те, кто работает сегодня? Для кого наши подростки стали разменной монетой? Возможно, Гульнара Машуратовна не даст прямых ответов на эти вопросы, но они обязательно найдутся в нашей беседе.

– Гульнара Машуратовна, в апреле-мае по Магнитогорску прошла городская профилактическая акция «За здоровый образ жизни». На кого она была направлена?

– Это наше ежегодное профессиональное мероприятие, направленное на подростков, во время которого мы стараемся охватить пояснительными беседами как можно больше школ, спортивных секций и даже библиотек. Это лекции, показ видеороликов, ответы на вопросы детей, посещение педагогических советов, так как педагоги сами не знают, по каким признакам можно отличить ребенка, попавшегося на удочку наркоторговцам и как вести себя в случае обнаружения опасности. В некоторых учебных заведениях мы проводим круглые столы, куда по одному приглашаем зависимых детей, проводим с ними индивидуальные беседы и решаем, как быть дальше.

Мы рады со всеми поделиться своими знаниями. И даже если сегодня их кто-то не примет, мы знаем – семя брошено, значит, ростки будут.

– Скажите честно, неужели вы с детства мечтали стать наркологом?

– Нет, конечно, в детстве я даже не знала, что существует такая специальность: в то время и беды-то такой у нас в стране не было. Поэтому, получив медицинское образование, устроилась в курортную поликлинику. Но однажды судьба свела меня с главным врачом наркологии. Узнав, что у меня есть опыт работы с подростками, он убедил меня снова поработать с ними, но уже в качестве нарколога. И я до сих благодарна ему за это, ведь теперь занимаюсь своим любимым делом – оздоравливаю детей, а порой и спасаю их от гибели.

– Как встретила вас наркология?

– Очень неласково: начались 90-е годы, а вместе с ними проникли в нашу страну алкоголизм и самая настоящая эпидемия внутривенной наркомании. И пришли они, естественно, не одни. Следом явились ВИЧ, гепатит В и С и различные венерические заболевания, распространявшиеся через кровь. А так как подростки – народ любопытный и стремящийся познать свободу, но, к сожалению, не «для», а «от» чего-то, то их легко заманить в любую ловушку. Поэтому в городе катастрофически не хватало подростковых наркологических кабинетов, и администрация приняла решение открыть сразу три – по одному на каждый район. В каждом имелись процедурная медсестра, фельдшер и врач. В их обязанности входило обследование пациентов, лечение, а также постоянная связь с учебными заведениями, городскими подразделениями и комиссиями по делам несовершеннолетних. И я стала связующим звеном между всеми этими организациями.

– Зачем потребовалось такое связующее звено?

– Чтобы не было сокрытий. Люди до сих пор не понимают, насколько велика для всех нас опасность алкоголизма и наркомании. Особенно детских. Поэтому мало кто приходит к нам сам: родители и педагоги часто либо не замечают случаев отравления подростков наркотическими веществами, либо надеются, что ребенок «одумается» и снова станет послушным. Но это, к сожалению, настолько маловероятно, что, как правило, такие надежды оканчиваются плачевно: зависимость сама по себе не проходит, а вот смертельный исход вполне вероятен.

– Как вы сейчас воспринимаете обстановку тех лет?

– Было очень трудно: мы не были готовы к такой трагедии. Целой командой ходили по школам и рассказывали детям об опасности, которую несут в себе яды ПАВ, и подтверждали это примерами из жизни.

– До сих пор их помните?

– Такое вряд ли забудется. Когда к нам в город только начали привозить эту отраву, один мальчик с пакетом на голове упал с крыши: у него начались галлюцинации, и он не мог себя контролировать. Вскоре после этого девочке, попробовавшей наркотический яд в первый раз, показалось, что у нее оторвалась голова, и она чуть не выпрыгнула из окна. Благо, взрослые вовремя подоспели. Очень сильно я переживала за девятиклассника, который повелся на «слабо», позволил уколоть себя и сразу же получил передозировку. Лжедрузья тут же сбежали, бросив парня на произвол судьбы, а когда его привезли в больницу, у него наступила клиническая смерть. Врачам удалось на время вернуть мальчика к жизни, но у него отказала речь, и он мог общаться только жестами. Когда ему дали бумагу, он написал красным карандашом: «Если бы знал – никогда!»

– Вы сказали, что ходили по школам целой командой. Кто входил в нее?

– Врач-нарколог, врач-реаниматолог, врач центра медицинской профилактики, представители правоохранительных органов и городской администрации. Мы тогда добивались таких хороших результатов, что однажды к нам даже из Владивостока токсикомана привозили. Он все свои вещи поменял на клей и каждый день его ловили где-нибудь в кустах. А через год нам сообщили, что мальчик выздоровел.

В то время в данном направлении мощно срабатывали и милиция, и таможня, которые практически полностью перекрыли доступ ядам в город. Врачи и учителя ходили по школам, просвещая подростков, рассказывая, кто, как и зачем пытается уничтожить нашу страну. Нам давали машину, за день мы могли посетить довольно большое количество учреждений. Благодаря всем этим действиям в Магнитогорске почти семь лет не было смертельных случаев среди подростков по причине отравления наркотическими ядами.

– А сейчас как обстоят дела?

– Сегодня на учете только в нашем кабинете состоит более 100 детей. Это уже очень много, но и эта цифра еще может вырасти.

– Почему сейчас не удается сделать то, что было возможным в 90-е годы?

– Я считаю, что сегодня наркомафия ушла в подполье, и это затрудняет борьбу со злом, которое приносит она в наш мир. Кроме того, если раньше мы, проведя рейд и выловив несколько токсикоманов, пролечивали их, рассказывали, что с ними происходит, и тем самым спасали, то сегодня зависимость возникает уже с первой инъекции. Поэтому, думаю, подросткам надо давать как можно больше информации о последствиях подобных «экспериментов» еще до того, как они их решат провести. И главное, объяснять им, что против нашей страны ведется самая настоящая война: не сумев завоевать Россию во время Великой Отечественной, наши враги решили уничтожить нас с помощью алкоголя, табака, спайсов и всевозможных миксов. При помощи этих медленно убивающих ядов наши дети одурманиваются и зомбируются на самоуничтожение. И если мы в ближайшее время не пересмотрим свое отношение к происходящему, от нашей страны вскоре ничего не останется. И конец этот будет страшным. Видеть, как мамы обкуривают и бросают своих крошек, как дети травятся и мучительно умирают, – это на самом деле очень страшно.

– Но ведь по последним данным число алкозависимых подростков сократилось?

– Да, благодаря действиям властей у нас началось такое снижение, зато быстро растет число наркоманов. Сегодня на учете стоят десятки детей, подсевших на спайсы. И я убеждена, что в каждой школе есть такие подростки, только не все взрослые хотят знать об этом. Наше население вообще не осведомлено о страшном воздействии всех этих миксов, смесей и «солей для ванн». На самом же деле только в одном миксе содержится три-четыре психоактивных вещества. Даже одноразовое использование такой «бомбы» может привести к серьезным психическим отклонениям, а затем и к шизофрении, которую невозможно излечить. И при этом родители отказываются привести своего ребенка к нам в кабинет для обследования: боятся «судьбу ему испортить»! А разве зависимость от ядов – это не уже испорченная судьба?

Три года назад к нам в город приезжал президент Международной академии трезвости, профессор А. Н. Маюров. Он рассказал, как однажды, будучи в Швеции, заглянул в учебник географии шведских девятиклассников и на первых же страницах прочитал: «…пьяная русская свинья». Да, алкоголь, а тем более спайсы быстро разрушают мозг человека, который через кровь и почки утекает у зависимых людей в унитаз. А вместе с ним там оказываются все наши таланты и способности. Поэтому в течение вот уже двух десятилетий мы все больше и больше теряем свои позиции и в науке, и в спорте, и в образовании. Даже готовясь к выпускному вечеру, родители вкладывают деньги в то, чтобы провести массовое отравление своих детей. А ведь еще недавно практически все русское население вело трезвый образ жизни.

– Как могут помочь в лечении обычные лекции?

– Помогают не лекции, а правдивая информация. Несколько лет назад мы проводили занятия в одном из детских домов, где в основном живут ребята из неблагополучных семей. Эти подростки понимают, что такое жить с алкоголиком или наркоманом, поэтому в тот день, когда они услышали, почему с их родными произошла такая страшная трагедия и по чьей причине они стали сиротами при живых родителях, все мальчики 8-10 классов решили вести трезвый образ жизни. И большинство до сих пор держат свое слово.

– В таком случае, может быть, надо в первую очередь родителей просвещать?

– К сожалению, с родителями работать сложнее, чем с детьми: чем старше становится человек, тем сильнее он запрограммирован на самоотравление. Взрослые даже не понимают, что дети, не научившиеся хорошо работать, не смогут создать для них благополучного будущего.

К счастью, в последнее время родители все чаще стали стремиться к сотрудничеству с нами. Они начинают понимать, что мы – их спасение, позволяющее выявить наличие ядов в ребенке, когда еще есть возможность достаточно быстро восстановить пострадавший организм и дать возможность человеку вырасти здоровым.

– Тема акции касалась именно курительных и жевательных смесей: в чем их опасность?

– В том, что в них добавляются очень сильные синтетические наркотики, которые с огромной вероятностью быстро приводят к органическому поражению головного мозга. А так как наше телевидение за последние годы снизило ценность жизни до минимума, подростки часто не дорожат ею и при этом, как обычные дети, стремятся попробовать все. А ведь у подростков зависимость от наркотиков развивается чрезвычайно быстро. В результате кто-то сходит с ума, кто-то навсегда погружается в виртуальный мир, так и не поняв, зачем родился и жил. Кроме того, и у мальчиков, и у девочек происходят гормональные нарушения: у юношей развивается ранняя импотенция, у девушек – бесплодие. Всему этому сопутствуют деструктивное поведение, психозы, различные физические заболевания и склонность к суицидам.

Есть и, на первый взгляд, безобидные смеси, например насвай, основные наполнители которого – куриный помет и известь. Жевать это и так-то ни одному нормальному человеку даже в голову не придет, а те, кто зарабатывает деньги на жизнях наших детей, добавляют в эту адскую смесь и наркотические вещества. Делается это с одной целью – подсадить наших подростков на более сильные яды. И пока взрослые не начнут понимать это, мы так и будем шаг за шагом терять свое будущее. Да, в середине 90-х нам общими усилиями удалось победить эту беду, но она вернулась с удвоенной силой, потому что за 20 лет нам успели внушить, что травиться алкоголем – норма. Мы уже забыли, что, будучи одной из самых трезвых наций в мире, преодолели безграмотность населения огромной страны за каких-нибудь пять-десять лет, что среди нас выросли первый космонавт и конструктор первого космического корабля…

Наша задача сегодня – одолеть врага и вернуться к трезвому образу жизни. Помните, как в сказках: сначала прилетел дракон с одной головой, потом – о двух, а следом – трехголовый. Но Иван справился и с этим чудовищем.

– На что должны обращать внимание родители?

– Прежде всего – на изменения в поведении детей. Обычно отравившийся подросток из спокойного превращается в агрессивного. Пропажа денег тоже должна насторожить. Важно всегда знать, где и с кем находится ваш ребенок, кто его друзья. Если вас что-то насторожило, не откладывая ни минуты, ведите ребенка в детский наркологический кабинет. Вы должны знать, что на учет детей сразу не ставят, сначала они проходят обследование, их визит к врачу нигде не фиксируется. И даже если мы подтвердим ваши опасения, могу дать стопроцентную гарантию, что о вашем посещении врача никто никогда не узнает: мы подчиняемся приказу о нераспространении диагноза.

– Что вы можете посоветовать родителям, дети которых взрослеют?

– Подростки всегда мечтают быть самостоятельными, но их необходимо контролировать. И не надо думать, что они этого не хотят: ваши запреты позволяют им еще немножко побыть детьми, оставляя большую часть ответственности за свою жизнь папе с мамой. Чаще общайтесь со своими подростками, поддерживайте их. Если они доверяют вам, чувствуют вашу любовь, то вряд ли захотят обмануть. Ведь не зря говорят: любовь спасет мир. И если душевная связь между вами и ребенком не нарушена, он не захочет вас огорчать и у него будет гораздо больше шансов вырасти успешным человеком. Создайте для него необходимую для этого обстановку. Так, если папа или мама, воспитывая сына или дочь, сами травятся, то они рискуют вырастить лицемера, а вот лучшей рекламой трезвого образа жизни может стать ваш личный пример.

– Возможно ли полное снятие зависимости?

– На ранней стадии – да. Особенно если ребенку после первой пробы было плохо. А недавно мы приобрели аппарат, который очень сильно помогает нам в работе. Изобретен он нашими учеными и способствует снятию зависимости. Естественно, лечение с его помощью проводится бесплатно. Единственное, что требуется от пациента, – регулярность посещения процедурного кабинета и доверие к врачам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления