Так сложилось, что нынешний директор Магнитогорского городского архива Ольга Михайловна не сама выбрала себе любимую профессию, это профессия нашла для себя лучшего, по ее мнению, человека. Несмотря на сильное увлечение историей, Ольга Михайловна решила стать учителем начальных классов. Лет семь назад ей предложили возглавить архивный отдел при администрации города, а когда было принято решение разделить функции между архивным делопроизводством и городским архивом, появилось отдельное архивное муниципальное учреждение, директором которого и стала Ольга Павлова. Сегодня она благодарна, что судьба распорядилась именно так. Конечно, как директору ей приходится быть сразу во многих лицах, ведь магнитогорский архив – учреждение очень маленькое, а дел и обязанностей в нем не счесть.
– Ольга Михайловна, сколько архивов в нашем городе?
– В Магнитогорске их несколько: управления образования, архив ОАО «ММК», треста «Магнитострой» и т.д. Но городской архив у нас всего один. В нем хранятся исторические документы и документы ликвидированных учреждений.
– Как все-таки правильно называются работники архивов?
– Архивистами. При этом не следует архивиста путать с архивариусом. Так называли работников архивов еще при Пере I, а сейчас архивариус – это человек, который занимается архивным делопроизводством на предприятиях, в учреждениях, в частных компаниях и обслуживанием архивов данных организаций. В городских, муниципальных и федеральных архивах работают архивисты.
– Мне кажется, что в архивах огромное количество стеллажей и там еще тише, чем в читальных залах библиотек...
– Это совсем не так, хотя полок с различными папками у нас действительно много: 17 хранилищ и 500 с лишним фондов, в каждом из которых более 200 единиц хранения. А одна единица хранения – это одно дело. В связи с таким огромным количеством фондов город недавно выделил нам еще одно помещение. И ни в коем случае нельзя думать, что все это никому не нужная макулатура. У нас находятся только важные данные, порой бесценные. У нас хранятся все исторические документы, начиная с момента образования металлургического комбината. Их постоянно изучают студенты, просматривают интересующиеся граждане, по ним готовятся различные мероприятия, пишутся научные труды, даже составляются календари. Особенно большим спросом пользуются исторические документы, когда город в целом или отдельные его учреждения готовятся к каким-либо юбилейным датам. Например, в 2009-м у нас круглый год работали представители самых разных предприятий, в том числе и дворцов творчества: готовились ко дню рождения города, к юбилею комбината. Свои праздники отмечают и цеха нашего основополагающего предприятия, и различные учреждения города. А чтобы хорошо подготовиться к торжеству, необходимо изучить историю цеха, школы, училища или любой другой организации. В нашем читальном зале всегда много посетителей, поэтому тишины здесь практически не бывает.
– С какими еще вопросами приходят к вам посетители?
– Основная масса наших посетителей – работники ликвидированных предприятий, которых особенно много было в годы перестройки. Люди приходят, чтобы подтвердить или установить свой рабочий стаж, что сильно влияет на размер назначаемой пенсии. Мы помогаем собрать необходимые документы. В день таких посетителей бывает более ста. Помимо этого, мы готовим и другие справки социально-правового характера. Всего их около 6000 в год – это второе место после Челябинского областного архива! Таким образом, задача по удовлетворению социально-правовых запросов сегодня для нас основная по числу заявок.
– А по значимости какая работа является для вас самой главной?
– На этот вопрос невозможно ответить, так как любая задача, решаемая в архиве, является значимой. Хранение, учет и использование документов, предоставление информации гражданам – все это стоит на одной иерархической ступени и остается у нас со времен Петра I. Например, вопросу сохранности документов мы уделяем достаточно много времени и сил. Сюда входят все нормы и правила, начиная с пожарной безопасности и заканчивая влажностью и температурным режимом. Кому-то покажется, что соблюдение определенного климата в хранилище – надуманная проблема. На самом деле от этого зависит «здоровье» документов. Именно поэтому нам выделено дополнительное помещение: до настоящего момента все папки хранились в цокольном этаже, где проходят трубы и прочие коммуникации, отчего влажность в помещении то увеличивается, то уменьшается, и бумага начинает плесневеть. Даже пожарная сигнализация местами прогнила! А наша основная задача – сохранить все документы не только для современников, но и для потомков. Кто знает, что они поймут благодаря тем данным, которые дойдут до них при помощи письменных источников.
– Но ведь у каждого документа есть какой-то определенный срок хранения?
– У источников культурного и исторического значения его нет. При этом у нас есть документы не только городского, но и федерального значения. Их срок хранения вечный. Но даже то, что касается личного состава (речь идет о пенсионном фонде), должно храниться 75 лет.
– Возможна ли компьютеризация архивных документов?
– Возможна, но на это уйдет несколько лет. Сегодня мы располагаем электронной архивной базой данных, куда внесены названия фондов и описей, благодаря которой человек может, сидя в читальном зале, найти номер необходимого документа. Однако даже когда произойдет полная компьютеризация архивных данных, мы все равно будем обязаны хранить все документы на бумажных носителях, потому что, как гласит известная всем пословица, что написано пером, не вырубишь топором, а любая программа может быть съедена вирусом. Да и от увиденного подлинного документа впечатлений куда больше, чем от лишающего истинных эмоций компьютера!
Что касается справок, то сегодня между нами и пенсионным фондом уже производится электронный документооборот, поэтому необходимость приходить к нам физически у большинства наших клиентов в этом плане отпала. Теперь не приходится объяснять людям, что и как нужно делать, чтобы получить необходимую справку: сотрудники пенсионного фонда прекрасно знают, какие запросы нам присылать.
– Бывают ли случаи, когда вы не можете найти необходимые людям данные об их предприятиях?
– Да, бывают. Это те случаи, когда работников не оформляли как следует или не оформляли вообще, а когда предприятие банкротилось, их просто распускали. И такое происходит не только с мелкими учреждениями-подснежниками. Вспомните, у нас работала огромная фабрика пианино. Когда она прекратила свое существование, документы на ее персонал не были сданы в архив. А ведь там трудилось более 1000 человек!
– И как им теперь быть?
– Идти в суд, где такие вопросы порой решаются положительно. Иные случаи остаются на совести работодателей.
– Какие самые ранние документы хранятся в магнитогорском архиве?
– Самый древний документ, переданный в наш архив, – метрическая книга Свято-Троицкой церкви, которая была затоплена при создании магнитогорского водохранилища. В ней записаны даты рождения, браков и смертей жителей станицы Магнитной с 1852 по 1905 год, крещеных в этой церкви.
– Кто и как сдает вам документы на хранение?
– То, что подлежит вечному хранению, сдается нам по специальному графику. Для этого с некоторыми организациями у нас заключены договоры. А хранится у нас документация самого разного вида: и фото, и научно-техническая, и личного происхождения, рассказывающая о выдающихся людях нашего города. Так, на магнитогорском комбинате 11 человек признаны Героями Социалистического труда. Один из них – доменщик Е. Ф. Стоянкин, документы которого хранятся теперь в нашем архиве. Есть фонды имени народного артиста РСФСР, организатора и художественного руководителя Магнитогорской хоровой капеллы С. Г. Эйдинова, поэтессы Н. Г. Кондратковской, хирурга Р. С. Гуна. Сохранились и некоторые документы по эвакуированным госпиталям, по репрессированным управленцам конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века. Про одного из них мы узнали, когда готовился стенд к 75-летию со дня массовых репрессий. Это В. А. Гассельблат, заместитель начальника и главный инженер Магнитостроя с 1929 по 1930 годы. В 1930 году его командировали в Германию и США для привлечения технической помощи фирмы «Мак-Ки» по сооружению магнитогорского завода и закупу оборудования. А когда он вернулся, проделав огромную работу для проектирования нашего металлургического комбината, его арестовали и обвинили в организации контрреволюционной группы специалистов и приговорили к расстрелу, но потом сослали в концлагерь, где он умер в 1932 году. Реабилитировали Виталия Алексеевича только в 1989-м. Хранится у нас довольно много документов и по раскулаченным магнитогорцам.
К счастью, мы помогаем готовить информацию не только к печальным событиям нашего прошлого. В следующем году будем отмечать 40 лет со дня рождения театра «Буратино». Ведут свою историю и школы Магнитогорска, и мы, если это в наших силах, помогаем им ее восстановить. Так, в 1943 году 8-й школе присвоили имя героя Советского Союза И. Ф. Бибишева, который там учился, но когда к нам обратились с просьбой отыскать постановление, благодаря которому школа стала носить имя знаменитого летчика, выяснилось, что оно не было сохранено. А недавно нам звонили из Мордовии, откуда родом Иван Фролович, спрашивали телефон его сестры, которая в настоящее время живет в Магнитогорске и может рассказать о своем брате.
– Как человек может узнать, есть в вашем архиве необходимые ему документы на его родственников или нет?
– Для этого делается запрос. Если личное дело хранится в нашем архиве, то мы найдем его по описи.
– Возможно ли через городской архив восстановить свою родословную?
– К нам часто приходят люди, которые ищут своих родных. Они убеждены, что в архиве обязательно должны лежать дела каждого из их родственников с фотографиями и точными датами всех событий их жизни. Однако, если какие-то документы никто к нам не принес, то, естественно, они не могут здесь находиться. Единственный способ, который мы можем предложить людям, – обратиться в архив магнитогорского загса (при дате рождения с 1929 года) или в архивы загсов тех городов, где они родились. А в тех метрических книгах станицы Магнитной, которые каким-то чудом попали в наш архив, всего около 100 фамилий.
– Взаимодействуют ли архивы разных городов?
– Обязательно. В основном по социально-правовым вопросам. Если к нам поступает запрос (а он может прийти даже из-за границы), но мы не имеем соответствующих документов, то мы делаем пересылку в тот город, в котором находятся необходимые данные. То же касается электронного документооборота, когда вопрос не выходит за рамки Челябинской области, вся информация по которой стекается в региональный архив. В ином случае гражданин самостоятельно обращается в архив того города, который ему нужен. Деление архивов по областям – это один из пунктов систематизации их работы.
– Как бы вы охарактеризовали людей, работающих в современных архивах?
– Не могу сказать обо всех архивистах, но тому коллективу, в который я пришла в 2006 году, я бесконечно благодарна за его преданность своему делу. Многие люди нашего городского архива работают в нем уже по 20-30 лет! Их не испугали ни перестройка, ни современная крошечная зарплата. Их отличает кропотливость, усидчивость, внимательность по отношению к людям и терпение. Допустим, ликвидировалось какое-то учреждение. Часто бывает так, что документы в таких ситуациях нам сдают россыпью, и все их нужно не просто аккуратно сложить, но и систематизировать, описать, утвердить, создать к новому делу научно-справочный аппарат, чтобы знать, на каком стеллаже оно лежит, в какой конкретной папке и под каким конкретным номером. И я горжусь тем, что люди благодарят нас за проделанную для них работу.