9 февраля в Санкт-Петербурге состоялась битва сиджеев России, в которой наш земляк Дмитрий Бибик (Биппер) занял второе место. Сегодня Дмитрий – студент композиторского отделения Магнитогорской консерватории им. Глинки (класс профессора В. А. Сидорова), участник многих музыкальных интернет-проектов, руководитель лейблов CJCLUBRecords, HippoSound, резидент и партнер лейбла TMBRecords, композитор, музыкант, аранжировщик, сиджей.
Что происходит сейчас в мире музыки? Что такое электронная музыка и чем она отличается от любой другой? Почему так непопулярна классика у молодежи? На эти и многие другие вопросы нам ответил Дмитрий Бибик.
– Дмитрий, какую музыку слушает современная молодежь?
– Преимущественно поп-музыку, нашу или зарубежную. Пока не сдают позиций рок, хип-хоп и клубная музыка доступных коммерческих направлений. Есть и клубный андеграунд. Если под клубной мы понимаем электронную музыку, то она имеет самые разнообразные направления, многие из которых не являются исключительно танцевальными или легкими для восприятия неподготовленных слушателей. Собственно, в этом заблуждаются многие, приравнивая электронную музыку к танцевальной, имея в виду, возможно, хаус или транс.
– Каких направлений придерживаетесь вы в своем творчестве?
– Самых разных и не только электронных. Стараюсь охватить в той или иной мере все многообразие жанров и стилей, потому что это профессиональный подход. Академическое образование обязывает меня писать и классику в том числе. Я пробовал себя почти во всех стилях, но сконцентрировался на таких, как дабстеп и драм-н-бэйс. Ломаные ритмы мне как-то ближе. И еще, мне кажется, что эти стили способны передавать гораздо более широкий спектр образов и эмоций. Я пишу музыку исключительно для слушания, хотя, как показали недавние события, она вполне танцевальная.
– С чего вообще началось ваше увлечение музыкой?
– Первое сильное музыкальное впечатление я получил, когда мне было 15 лет. В летнем лагере услышал, как один парень исполнял на гитаре песню группы «Белая гвардия». Вернувшись домой, я купил свою первую гитару и начал заниматься. Тогда еще не задумывался о будущем и уж точно не предполагал, что буду профессиональным музыкантом, но уже отдавал музыке почти все свободное время. Я довольно поздно решил получить профессиональное музыкальное образование и поступил в наш колледж, когда мне было почти 20 лет. Выяснилось, что без профессионального педагога занимался я неправильно и, как говорят музыканты, «переиграл» руку. Больше не смог играть на гитаре, пришлось перевестись на теоретическое отделение – другого пути не видел, потому что уже тогда не мыслил свою жизнь без музыки.
За то время, что я играл на гитаре, успел войти в состав нескольких групп, в том числе в «Дети ветра», которой руководит Вадим Неретин. Это очень известный и любимый в нашем городе коллектив, через который за 25 лет его существования прошло немало талантливых музыкантов. С ним я поучаствовал во множестве живых концертов и в записи альбома. Сейчас мы с Вадимом поддерживаем тесные творческие отношения. Недавно закончили запись альбома коллектива клуба авторской песни МаГУ. Этот клуб – участник и лауреат большого количества конкурсов авторской песни. В прошлом году меня пригласили на один из таких конкурсов в качестве звукорежиссера. Называется он «Голоса Урал-тау» и проходит в конце весны уже больше 20 лет.
– На прошлой недели вы вернулись из Петербурга, где состоялась битва сиджеев России. Можете рассказать подробнее?
– Это был своего рода конкурс, музыкальное состязание, организованное звездой Интернета Андреем Нефедовым и «Сиджей клубом», на сайте которого и проходил отбор участников. В финал вышли шесть музыкантов со всей страны. В Санкт-Петербург приехать смогли не все, и за них играли специально приглашенные люди, которые представляли их на танцполе. Судили участников гости клуба. Я занял почетное второе место и считаю, что для меня как для человека, впервые участвующего в подобных мероприятиях, это большое достижение.
– Вы упомянули «Сиджей клуб»…
– Это интернет-сообщество музыкантов, в этом году ему исполнилось 11 лет. Вступить в него может любой желающий – для тематического общения, чтобы делиться опытом, демонстрировать свое творчество и высказывать мнение о творчестве других участников, развиваться как творческая личность. На сайте клуба можно бесплатно размещать свои треки, там есть множество учебных материалов и интересных статей. Кстати, в Питере я познакомился с основателем «Сиджей клуба» Михаилом Гавришем (диджей Миг). От него я узнал, что скоро грядут серьезные перемены, которые сделают интернет-досуг «клубчан» еще более интересным.
– Мне, как не посвященному человеку, не совсем понятна разница между диджеем и сиджеем.
– Диджей – это диск-жокей, который играет музыку в клубе, сводит треки, в общем, делает все, чтобы люди веселились и танцевали. Сам он музыку не пишет. А те, кто пишет электронную музыку, называются сиджеями (ComputerJokey) или продюсерами. Многие знаменитые диджеи имеют собственных продюсеров, пишущих музыку специально для них. Продюсер здесь употребляется не в привычном нам значении – как человек, который вкладывает деньги в того или иного артиста, а человек, который «делает» музыку (от слова production – «производство»).
– Дмитрий, как думаете, почему среди молодежи сейчас настолько непопулярна классическая музыка?
– По многим причинам. Во-первых, к ней надо приучать с детства. Как сказал Рубенштейн, «ошибочно мнение, что музыка – всесветский язык; она в действительности язык, но чтобы быть понимаемой и доставлять наслаждение, она, как и всякий язык, должна быть изучена». Тех часов музыки, что сейчас имеются в школьной программе общеобразовательной школы, совсем не достаточно. К тому же вряд ли там на самом деле учат любить ее.
Во-вторых, причина в самой классической музыке. С одной стороны, музыка XVII–XIX веков совсем не соответствует характеру современной, очень быстрой, активной, насыщенной и наполненной различной техникой жизни. С другой, современная классическая музыка настолько отдалилась от слушателя, что практически превратилась в андеграунд. Процесс идет с начала ХХ века и апогея достиг в его середине со второй волной авангарда. Безусловно, композиторов можно понять. Они всегда ищут что-то новое: язык, средства выразительности. И любое направление любого из искусств в конце концов приходит к усложнению языка, который становится непонятен обычному слушателю. Более того, даже немногие из профессиональных музыкантов являются поклонниками современных академических течений.
Существует и другая закономерность. Слушателю тоже все время хочется новизны, и он вынужден искать ее там, где она присутствует в более доступной и соответствующей времени форме. Это касается не только академической музыки – тот же джаз со временем из мейнстрима превратился в довольно узкое направление со своей аудиторией.
– В Интернете все чаще встречаются те, кто гордо величает себя «композитором» и «пишет музыку» не самого высокого качества. Как отличить профессионального композитора от любителя, а хорошую музыку от плохой?
– Вопрос о любителях и профессионалах – очень старый, можно даже сказать, извечный. Необходимо ли музыкальное образование? Дает ли оно способность писать то, что потом будут считать гениальным или хотя бы просто будут слушать? История учит, что это совсем не обязательно. Например, Мусоргский не заканчивал консерватории, но это не значит, что он не учился или в итоге не стал профессионалом. Точно так же нельзя назвать непрофессионалами представителей раннего джаза, которые зачастую не знали даже нот, тем не менее, внесли неоценимый вклад в историю музыки.
Многие современные молодые музыканты, развивающие электронную музыку, тоже не имеют классического образования, но это не мешает им писать гениальные произведения. В конце концов, гений будет гением при любых условиях. Тут, конечно, возникает вопрос: а что можно считать гениальным? Но на него нет ответа. Есть то, что слушают, и есть то, что не слушают. Есть то, что слушают сейчас, а есть то, что будут слушать и через много лет. Есть даже то, что сейчас не слушают, но в будущем оно станет очень востребованным. Поскольку нам не дано заглянуть в будущее, то и сказать, что гениально, здесь и сейчас мы не можем.
Что касается того, как отличить хорошую музыку от плохой… На самом деле нет хорошей и плохой музыки, есть та, которая вам нравится, и та, которая не нравится. Но есть музыка, которая нравится большому количеству людей, или та, что нравится профессионалам.
– Что дает профессиональное образование конкретно вам?
– Я хочу охватить музыку во всем многообразии жанров, а это, как я уже говорил, невозможно сделать, не имея профессионального образования.
– Как не потеряться в огромном количестве музыки, что наводняет сегодня Интернет?
– Думаю, если вы хотите разобраться, вам нужно задать себе некоторую систему координат. Это касается любого музыкального направления.
– Бытует мнение, что писать электронную музыку легко: компьютер все за тебя делает, а ты просто нажимаешь кнопки...
– Это все равно, что сказать, будто гитара звучит за тебя, а ты просто дергаешь струну. Хотя и тут не все так просто. Писать электронную музыку можно по-разному или, точнее, на разных уровнях. Можно использовать семплы, лупы, пресеты и т. п., то есть заготовленный, сделанный кем-то другим материал. А можно начать делать трек с написания программы, в которой этот трек будет создан. Исходя из собственного опыта, могу с полной уверенностью сказать, что эти крайности никогда не приносят достойного результата. Первая – потому, что в итоге практически невозможно получить сколько-нибудь самобытное произведение, вторая – потому, что процесс написания музыки оказывается невероятно сложным и больше напоминает программирование. Здесь, как и везде, необходима золотая середина.
– Дмитрий, вы строите планы на будущее?
– Мои планы очень просты – саморазвитие, саморазвитие и еще раз саморазвитие – это необходимо для достижения успеха.