В июле детский сад №22 Магнитогорска впервые в своей истории стал победителем областного конкурса дошкольных учреждений. И немалый вклад в этот успех внесла его руководитель Елена Мазикина. Одна из главных задач нынешнего дошкольного образования – воспитание в ребенке стремления к самостоятельности, считает она. Каким должен быть «обычный» детский сад XX1 века? Об этом – в интервью Елены Мазикиной корреспонденту сайта Mgorsk.ru.
– Елена Михайловна, почему вы выбрали работу в детском саду?
– По образованию я педагог начальных классов, но так сложилось, что пришла работать в детский сад вместе со своим маленьким ребенком. И, став воспитателем, поняла, что попала туда, где мне интересно: передо мной открылись огромные творческие перспективы.
– Как часто проводятся конкурсы, подобные тому, что прошел в июле, и как часто вы принимаете в них участие?
– Такой конкурс проводится ежегодно, но мы приняли в нем участие впервые, так как наш коллектив еще очень молодой. В нынешнем здании работаем с 2008 года – с тех пор, как его вернули в систему дошкольного образования. Сегодня наш детский сад – один из самых современных в городе, в нем работают высококвалифицированные специалисты с первой и высшей категорией.
– Как восприняли открытие нового учреждения жильцы расположенных поблизости домов?
– Они были так рады этому, что даже стихи нам посвятили. Востребованность в дошкольных учреждениях в нашем районе огромная, и рождение еще одного садика позволило снять напряженность, сократить очередь.
– Какой теме был посвящен прошедший конкурс?
– Организации самостоятельной деятельности ребенка в образовательном процессе детского сада. Эта тема сегодня настолько актуальна, что конкурс по ней проводится уже второй год подряд, ведь самостоятельность – это основа активности и инициативности в будущем: в образовании, в выборе профессии, в профессиональной деятельности.
Сейчас основным требованием наших родителей к современному дошкольному образованию является формирование личности ребенка, который умел бы самостоятельно и творчески решать различные задачи, критически мыслить, защищать свою точку зрения, непрерывно пополнять свои знания путем самообразования, творчески применять их в действительности. А самостоятельность и определяется как способность к независимым действиям. Это основополагающее интегративное качество личности ребенка мы развиваем в различных, доступных видах детской деятельности.
– Что вы вкладываете в понятие «интегративное качество»?
– Выпускник детского сада должен быть любознательным, активным, способным самостоятельно действовать в различных ситуациях, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, владеть предпосылками учебной деятельности и средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Это достигается за счет интеграции образовательных областей – физической культуры, здоровья, безопасности, художественной литературы, музыки и т.д. Так, если мы изучаем осень, то говорим и об уборке урожая, и о безопасности работы с инструментами, и о здоровье. А сколько прекрасных стихов написано об осени! Таким образом, у ребенка формируются не хаотичные, а полноценные знания.
– Кто оценивал ваши достижения?
– Ведущие специалисты Министерства образования и науки Челябинской области и другие высококвалифицированные специалисты.
– Что необычного вы показали жюри?
– Члены комиссии познакомились с нашим опытом по формированию самостоятельности у детей. Мы представили развивающие материалы для стимулирования детской активности с использованием моделей, схем, алгоритмов для самостоятельного планирования, самоконтроля и самооценки деятельности ребенка. Но мы не просто описывали свою деятельность, а подготовили презентацию, представили видеофильм и фотодокументацию, показали жюри нашу образовательную программу и методические разработки по взаимодействию педагогов с родителями, а главное – результаты нашей работы: во всех видах деятельности жюри особенно выделяло именно проявление самостоятельности у детей.
Для ее развития в нашем детском саду созданы разнообразные центры на территории и в группах: центр сенсорного развития, «лего-центр», мини-лаборатория, «Звездный городок», центр безопасности, музыкально-литературная гостиная, малая эстрада, спортивные центры, «Юный мастер», опытно-экспериментальная площадка, школа ПДД, площадка для игры в городки, картинг, полигон, летний театр, ферма, огород. В каждой группе развивается какая-нибудь тема, интересующая самих детей. Кто-то увлекается коллекционированием бабочек, кто-то строит генеалогическое дерево, кто-то проводит эксперименты с песком… В результате в каждой из них создается своя развивающая среда. Дети в таких условиях развиваются гораздо быстрее. При этом мы учитываем особенности каждого, отслеживаем их направленность. Есть у нас, например, один мальчик, который уже сейчас лепит из пластилина такие фигурки, которые далеко не каждый взрослый сделать может. Мы даже его персональную выставку открыли. Каждый педагог настолько творчески подошел к решению этой задачи, что многое из того, что мы сделали своими руками, для нас самих стало открытием! Мы очень рады, что смогли поделиться своим опытом с участниками конкурса и что его так высоко оценили.
– В каких конкурсах вы еще участвовали?
– Наши дети были призерами и лауреатами городских, областных и всероссийских конкурсах. В городском конкурсе «Безопасность дошкольника» наш центр пожарной безопасности был признан лучшим среди детских садов; наши воспитанники победили в интеллектуальном конкурсе «Почемучки», который проводится каждый год. На конкурсе детского творчества «Россия-Матушка, Урал-Батюшка» наши дети стали лауреатами второй и третьей степени, а на конкурсе «Пожарам NET» заняли второе место. Педагоги детского сада заняли второе место на выставке педагогического мастерства «Созвездие педагогических талантов», в конкурсах «Лучший летний участок детского сада» и «Лучший сайт образовательного учреждения в деятельности педагогов» мы стали первыми
– Во что играют современные дети?
– В те же игры, в какие играли мы. Только игры стали более современные, с использованием игрушек-роботов и трансформеров.
– В чем, на ваш взгляд, заключается особенность нашего российского дошкольного образования?
– В России дошкольное образование общедоступное и бесплатное. Родители, дети которых посещают детские сады, имеют различные льготы и компенсации. И только у нас существуют разнообразные виды образовательных учреждений – общеразвивающие, компенсирующие, комбинированные и другие, которые соответствуют различным особенностям развития ребенка.
– Да, но, к сожалению, при переходе в школу многое из полученного теряется.
– Переход от дошкольного к школьному периоду жизни ребенка считается наиболее сложным и уязвимым. Только тесное сотрудничество со школой помогает обеспечивать непрерывное, адекватное развитие способностей детей и создает предпосылки для успешной подготовки детей к школе.
– Дети приходят к вам из разных семей, с какими основными проблемами воспитания вам приходится сталкиваться?
– Некоторые мамы и папы пытаются скопировать линию поведения в отношении детей со своих родителей. Другие же, напротив, часто, будучи несогласными с родительскими методами, выбирают иной путь, часто полностью противоположный. Это бывает, когда взрослые в детстве испытывают давление со стороны родителей. И, исходя из своего опыта, они начинают позволять детям слишком многое. Очень часто это приводит к появлению у детей эгоцентричной, безответственной модели поведения, что впоследствии приводит к проблемам воспитания и социализации ребенка в коллективе.
– Иногда я думаю, что дети – самые большие труженики.
– Так оно и есть: на «работу» они приходят раньше родителей, с «работы» уходят последними.