Татьяна Благовидова – не профессиональный историк и даже никогда не мечтала им стать. Однако, неожиданно заинтересовавшись историей Древнего Урала, поняла, что непременно хочет знать, что помогало людям в то далекое время становиться мудрее. Как знания предков помогают современной молодежи находить ответы на сложные вопросы? Об этом и многом другом – в интервью Татьяны Благовидовой корреспонденту сайта Mgorsk.ru.
– Татьяна Евгеньевна, почему вы активно начали изучать историю Урала?
– Наверное, это покажется странным, но историей Урала я заинтересовалась в секции рукопашного боя, куда пришла заниматься пять лет назад. Попала я туда совершенно случайно: увидела объявление о показательных выступлениях и вместе с подругами решила посмотреть, что это такое. Меня сильно зацепило выступление девушек, которые в русских национальных костюмах – в юбках и сарафанах – показывали приемы самозащиты. Это была группа женской самообороны.
– А чем они защищались? Не руками же!
– Нет. Предметами быта – ухватами, коромыслами, скалками. Разыгрывалась сценка нападения на русскую деревню. Известно ведь, что Урал традиционно был окраиной России, и здешние поселения часто привлекали к себе степных разбойников. Мужчины, как правило, дома отсутствовали – занимались добычей пропитания, уходили в боевые походы. Поэтому женщины наравне со своими мужьями должны были уметь постоять за себя и за своих детей.
– А как же казачьи станицы – форпосты, выстроенные еще при Екатерине II?
– Наши предки жили здесь задолго до Екатерины, причем Южный Урал стал одним из последних регионов, присоединившихся к Московскому государству. Сибирь и Башкирия уже были подвластными ему территорией, а уральцы еще оставались свободными казаками. Об этом хорошо написано у В. И. Машковцева.
Увиденное так поразило меня, что я решила как можно больше узнать о жизни людей нашего края. Раньше я слышала только о восточных единоборствах, а здесь узнала, что наши предки владели не менее серьезными навыками рукопашного боя. Руководитель клуба Сергей Ходько объяснил нам, что сила уральского казака заключалась не столько в его руках и техниках сражений, сколько в местных традициях, передаваемых из поколения в поколение.
– И что, наши спортсменки, как и в далеком прошлом, соревнуются в национальных костюмах?
– Конечно, нет. Некоторые сегодня думают, что традиции – это старинные одежды и первобытное ведение хозяйства. Если бы они заключались только в этом, то не придавали бы такой силы нашему народу. Я сама поняла это далеко не сразу. Только через год занятий я присоединилась к группе ребят, которые выезжали за город не только для того, чтобы отдохнуть и потренироваться на свежем воздухе, но и приобщиться душой к древним традициям через познание значений того или иного старинного праздника.
– Какого, например?
– Помню, мы приехали в лес на зимний Солнцеворот, когда Земля «поклонилась» Солнцу, и день начал прибавляться. Прежде эта дата для меня значила не больше, чем самый короткий день в году. На самом деле оказалось, что это была одна из самых важных для наших предков дат. Девушки и парни в это время жгли костры и водили хороводы, чтобы помочь Солнцу возродиться. Но возрождались к жизни и сами участники этих ритуалов: они во время праздника очищали свои тела и сознание. То же происходило в летний Солнцеворот и в дни осеннего и весеннего равноденствий.
– Почему именно в эти дни?
– Потому что положение солнца имело для наших предков огромное значение: вся их жизнь была привязана к его циклам, которые подсказывали им, когда нужно сеять, когда сено косить, когда урожай собирать. Поэтому они наблюдали за солнцем, делали сложные вычисления, поклонялись солнцу. В связи с этим их, скорее всего, и называли солнцепоклонниками.
– Вы призываете нас вернуться к этой традиции, сдать свои автомобили в металлолом и пересесть на лошадей?
– Не к традиции, как таковой, а к простоте, с которой жили и трудились наши предки. Это сегодня мы стремимся все усложнять, поэтому к вечеру устаем, как загнанные лошади, а утром вновь начинаем свой бег по кругу. А они жили просто, размеренно, и при этом знали не меньше, а гораздо больше нас – того, что помогало им оставаться здоровыми и счастливыми.
На Урале никогда не изменяли природу, подстраиваясь под нее, в то время как сегодня, забыв свои же традиции, мы до неузнаваемости меняем все вокруг и меняемся сами, становясь все более жадными и злыми.
– Как на вашей жизни отразилось это открытие?
– Я начала придерживаться традиционного для древних способа мышления, и мир вокруг меня стал более гармоничным. Я не призываю всех разом пойти праздновать очередной солнцеворот, но почувствовать себя частью этого мира, носителями энергии своих дедов и прадедов, отцами и праотцами, которым предстоит передать эту энергию своим потомкам. На Урале принцип ученичества сохранялся очень строго.
– В чем заключается этот принцип?
– В том, что ученик должен владеть определенными навыками хоть чуточку больше и лучше, чем учитель: только тогда народ сумеет сохранить свои традиции и процветать, успешно встраиваясь в современные условия жизни.
Этот момент, на мой взгляд, является очень важным для понимания уральских традиций. Ведь что такое традиция?
– Думаю, это определенный способ поведения и мышления.
– Точнее – это способ выживания народа. Поэтому, если ничего не менять в поведении (как многие понимают слово «традиция»), то можно просто исчезнуть с лица Земли.
– А что же тогда должно оставаться неизменным?
– Способ мышления.
– В чем он заключается?
– В мировоззрении. Мировоззрение, переданное нам от предков, позволяет нам грамотно прожить свою жизнь и собственным примером заражать других. Это и есть традиции.
Изучать традиции стало в последнее время модным, однако если мы сейчас будем призывать людей жить по ним, никто не пойдет за нами. Поэтому я бы не сказала, что мы изучаем их, – мы живем в них: стараемся развивать то лучшее, что досталось нам от наших предков.
– И все-таки мне не совсем понятно, что значит «жить в традиции».
– Представьте себе сказку, которая передается из уст в уста. Сама сказка может претерпевать какие-то изменения, однако глубинный смысл ее останется неизменным. Этот смысл и есть древнее мировоззрение, которое часто не осознается, но влияет на жизнь всех поколений.
– А вы встречались с уральскими сказителями?
– Конечно. Их сейчас не так много, но они есть, и найти их можно: люди знают о них. Такие люди, как правило, с удовольствием делятся своими знаниями, хотя иногда для начала приходится выполнить не одно их задание, по которому они поймут, кто ты есть на самом деле. А уже утром, потому что «вечера мудренее», можно услышать что-нибудь необыкновенно интересное.
В районе Шадринска есть деревня, где люди владеют песенными традициями. Там мы впервые услышали частушки, которым много-много веков. И так получилось, что мы вошли не просто в избу, а словно в иной мир. Дедушки Егор и Арсений, возраст которых был очень древним, словно спешили передать нам то, чем владели, и при немощи их тел нас поразила мощь их духа.
– Встречались ли вам люди более молодые?
– Да, встречались. Есть, конечно, мнение, что чем древнее ты найдешь дедушку или бабушку, тем что-то более мудрое они тебе расскажут. На самом деле это не всегда так. Однажды наш руководитель познакомился с совсем еще молодым человеком, который живет в деревне недалеко от Магнитогорска. Разговор пошел о поиске истинной границы между Европой и Азией. Сегодня-то мы считаем, что она проходит по реке Урал, но кто-то проводит ее вдоль горной системы Урал-Тау и Крыктык-Тау, а другие переносят ее ближе на восток, к более древнему хребту Пенеплен, начинающемуся в районе Аркаима и уходящему на север.
Этот парень упомянул о своих дядьках, которые, обладая определенными знаниями, передали их племяннику в виде сказок или, правильнее сказать, сказов (есть такая особенность у уральских сказов – ведутся они в виде повествования), о скифах и о драконах, о чуди и о других жителях Древнего Урала. Причем я верю: все, что в них говорится – правда, просто необходимо помнить что в русских сказках всегда есть второй и даже третий смысловые ряды.
Возьмем, к примеру, всем известную сказку о зайце и его лубяной избушке. Заяц – это ребенок, который должен стать воином, и в его внутреннее пространство – домик – проникает лиса, то есть враг, и он сначала зовет на подмогу медведя. Медведь символизирует силу. Затем ему пытается помочь бык. Бык – это упорство. Но этого оказывается недостаточно, чтобы победить хитрого врага, поэтому он призывает волка. Волк символизирует время и опыт. Но и этого не хватает, чтобы одолеть лису. И только когда появляется петух, который является символом воинского духа, овладев которым человек становится настоящим воином, удается победить коварного врага. То есть для победы ему нужны и мастерство, и упорство, и сила, а скрепляет все это огненная сила духа.
Но это не уральская сказка. В наших сказах говорится о горных хребтах, быстрых реках, глубоких озерах, о событиях, связанных с этими местами, о героях и богах, о силах природы. Они указывают на то, как себя вести, как взаимодействовать с окружающим миром. Например, ближайшие к нашему городу хребты Ирендык и Кырктытау связаны с легендой об Индре. Индра – это воин, победивший зло в виде дракона, которого символизирует хребет Кырктытау (переводится как «обрубленный хребет»). Он закрыл собой вешние воды, под которыми наши предки понимали животворящую силу как физического, так и духовного плана. Зарубив дракона, Индра выпускает с его кровью эту силу. В середине хребта Кырктытау берут начало две реки – Большой и Малый Кизилы. Кизил в переводе означает «красный». Еще говорится, что Индра не просто зарубил дракона, а рубил он его 365 раз, тем самым создав земной год, и каждый новый день солнце появляется в следующей зарубке.
– Наверное, собирая сказы, вы прошли всю Челябинскую область?
– Нет. Пока мы охватили только восточную часть Южного Урала от Кизильского района до Аши и Миасса. Но это не обязательно поиск песен или сказов, главное для нас – понять мировоззрение наших предков, их ощущение жизни. Например, в районе истока обоих Кизилов есть деревня Салават-совхоз. Там дедушка сказал нам всего одну фразу, которая по своей мощи может заменить огромный трактат. Звучит она так: «Ничего не бери у природы даром».
– А чем ее смысл?
– Означает это то, что если не поприветствуешь ветер, не принесешь требу лесу – не будет тебе удачи. Сорвешь в лесу больше ягод, чем требуется, убьешь больше дичи – еще неизвестно, отпустит ли лес тебя, а если и отпустит, то будет ли милостив завтра. То есть наши предки брали у природы лишь столько, сколько требуется на день насущный. Это было их мировоззрением: прежде чем что-то взять, нужно что-то отдать.
– А в чем заключается ваше мировоззрение, как оно помогает вам в жизни?
– Могу сказать за все то молодое поколение, которое, как и я, старается жить по нашим местным традициям. Благодаря им мы начинаем очень многое понимать и, соответственно, относиться ко всему происходящему осознанно. Наши предки не жаловались на судьбу, а если в чем-то нуждались, то шли и делали то, что поможет им получить недостающее. И мы начинаем мыслить так же, как они: поступаем в соответствии с теми обстоятельствами, которые приходят к нам сегодня. При этом не заморачиваемся с долгим обдумыванием причин, а просто принимаем решение. Преодолевая трудности, развиваемся.
Однажды я записала такую фразу: «Если ты идущий, то тебе дается». Мы с подругами не раз говорили о том, что любой противник или препятствие, которые встречаются у тебя на пути, – это не враг, а учитель, поэтому нет смысла жаловаться на жизнь. Есть даже такая древняя фраза: «Надежда – зло, жалость – грех, а сомнение – смерть». Когда мы на что-то надеемся, мы ждем, ничего не делая. Жалея кого-то, мы делаем работу за него, не дав ему возможности развиться. А сомнение хуже надежды, поскольку не позволяет нам принять решение и достичь той цели, ради которой мы вышли из дома.
Сегодня многие восхищаются восточной или американской культурами, при этом не догадываются, что наша собственная включает в себя все лучшее той и другой, являясь их источником.
Можно сказать, что в истории нашего края так много белых пятен и мест, на которые еще не ступала нога современного человека! А быть первооткрывателем – это очень увлекательно, и даже может стать смыслом жизни, поскольку помогает понимать не только окружающий мир, но и себя в этом мире. Эта работа очень сложная и может никогда не окончиться, как никогда человек не сможет четко ответить самому себе на, казалось бы, очень простой вопрос: зачем мы живем?