В 60-е годы прошлого века Магнитогорск был городом, где парусный спорт развивался, пожалуй, наиболее интенсивно в Челябинской области. У каждого была возможность записаться в один из действующих тогда яхт-клубов и прикоснуться к мечте о дальних путешествиях. Сейчас о тех временах остается только вспоминать. Что случилось с парусным спортом в последнее время? Почему улетела от нас романтика 60-х, и есть ли возможность возродить былое? Об этом и многом другом мы беседуем с председателем федерации парусного спорта в Магнитогорске, председателем областной коллегии судей по соревнованиям на яхтах Олегом Кимайкиным.
– Олег Викторович, что входит в понятие «парусный спорт»?
– Это вид спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя снаряжение, главным образом, лодки и суда, приводимые в движение парусами. В России проводятся соревнования по яхтингу, виндсерфингу, кайтингу и между парусными моделями.
– Когда вы увлеклись парусным спортом? Как это могло случиться в нашем сухопутном городе?
– Наш город нельзя назвать сухопутным, потому что он стоит на реке. Напротив, было бы удивительно, если б этот вид спорта не был представлен у нас вообще. Конечно, как спорт яхтинг возник в морской стране, и даже название самой парусной лодки происходит именно из Голландии. Но морским он не мог оставаться всегда, так как интерес быстро распространился по всему миру, и каждый город, в котором есть какой-либо водоем, стремился открыть у себя яхт-клуб. Тем более это не могло не случиться в Магнитогорске, ведь Урал – достаточно серьезная река. Поэтому в 60-70-х годах прошлого века парусный спорт в Магнитке очень даже был развит. У нас работало три яхт-клуба – у комбината, метизного и калибровочного заводов, где каждый школьник мог записаться в бесплатный кружок.
Был у нас и «морской» клуб, который располагался на лодочной станции. В нем можно было попробовать свои силы и на скутерах, и на гребных ялах, которые отлично приспособлены для плавания по водоемам с большой волной.
При таком разнообразии и доступности невозможно было не увлечься яхтингом уже в школе. Как и все, я пришел в детский клуб, увидел лодки, спросил, могу ли я заниматься этим видом спорта, и получил подтверждение.
– Магнитогорцы связывают развитие яхт-спорта с именем ректора МГМИ Николая Ивановича Иванова. Так ли это?
– Да, именно он привез его к нам в город. До приезда в Магнитогорск Николай Иванович жил на Волге, был увлечен яхтами и соревнованиями, а когда увидел, что парусного спорта у нас нет совсем, был очень удивлен. Как такое может быть – такой богатый город, стоит на такой мощной реке и в нем нет яхт-спорта, в то время как область проводит по нему соревнования?!
– Разве не Магнитогорск был первым из глубоко континентальных городов, кто построил свою яхту?
– Если вы имеете в виду «Магнитку», то к спорту она не имеет никакого отношения. Да, она была первой яхтой, которую построили на основе железобетонных конструкций, но нужна она была не для спорта, и в ее задачу не входило попасть в число призеров. Участникам важно было прорекламировать наш город как город больших возможностей. Было это в 1992 году. Позже уже под именем «Петр I» она ходила за полярный круг по Ледовитому океану. Эта лодка относится к международному классу. Существует еще национальный класс яхт – эти суда приспособлены для плавания в водах только одной страны.
А тогда, в середине 50-х – начале 60-х Николай Иванович смог создать лучший яхт-клуб в Челябинской области: в нем были представлены все олимпийские классы яхт, на которых спортсмены готовятся именно к участию в спортивных состязаниях. Для них важное значение имеет одинаковая скорость, поэтому такие лодки не строятся стихийно, их изготавливают на специализированных заводах.
– У нас в стране есть такие?
– Да, в Петербурге, Самаре и Москве.
– Разве можно, даже на заводских лодках, достичь стандартной скорости?
– Можно, если все лодки сделать монотипными: вывешенными до грамма и вымеренными до миллиметра. Все флэш-боты олимпийского класса изготавливаются по определенным стандартам, которые производитель обязан неукоснительно соблюдать. Соревнования на таких яхтах для всех проходят в одинаковых условиях: одна вода и одинаковый ветер. Только так можно точно выявить победителя.
Конечно, определенное различие между яхтами существует, ведь спортсмены взрослеют и с мини-класса переходят на лодку классом выше.
– Какие классы лодок используются в спортивном яхтинге?
– Их много, характеристики разнятся в зависимости от длины, ширины, осадки и других параметров и предназначаются они для экипажей от одного до трех человек. Например, яхта «Инглинг» считается идеальной гоночной лодкой для экипажа из трех женщин, а двухместный «Торнадо» – самым быстрым среди всех олимпийских классов яхт. Но для детей они слишком большие, учить на них невозможно. Для ребятишек мы использовали лодки классов «Оптимист», который распространен по всему миру, и «Кадет». На яхтах этого класса проводятся и чемпионаты России, и чемпионаты Европы, и чемпионаты мира в самых разных странах. «Оптимист» предназначен для индивидуальной гонки, «Кадет» – для команды из двух человек.
– Почему вы говорите так, будто ничего этого у нас уже не существует?
– Это на самом деле так. Сегодня ничего от того, что создавал Николай Иванович, не осталось – ни клубов, ни яхт. Еще в 1985 году закрылись все яхт-клубы на Урале, а лодки частью были сожжены, частью разошлись по частникам. В результате парусный спорт остался только на Верхнеуральском водохранилище.
– Почему так произошло?
– Потому что в Магнитогорске в последнее время развивается только один спорт. Такое складывается впечатление, что все население города любит только хоккей.
– А как можно доказать обратное?
– Очень просто: когда в Магнитогорске работал бассейн с 50-метровыми дорожками, наши спортсмены становились чемпионами в водных видах спорта. Сегодня пловцы вынуждены заниматься на короткой воде, поэтому и их достижения остались в прошлом. Футбол у нас тоже забыт, да и легкая атлетика лишь мечтает вновь вернуться к высоким результатам. Из лука мы теперь не стреляем, с парашютами не прыгаем, планеры в небо не запускаем… Перечислять наши потери можно до бесконечности. Сегодня, к сожалению, люди разделились на тех, кого интересует будущее России и ее подрастающее поколение, и на тех, кто готов все блага дарить только своим собственным детям: есть у меня яхта – мой ребенок будет знать, что это такое, надо ему поучаствовать в каких-то соревнованиях, я смогу себе это позволить. А все остальное меня не касается.
А ведь Николай Иванович не только вкладывал в спорт деньги, но и требовал соответствующих результатов от тренеров. На соревнования тогда выезжали большие команды детей, в клубы трудно было пробиться: на каждой лодке по три-четыре команды занималось! И наши спортсмены на самом деле хорошо показывали себя как на областных, так и на российских соревнованиях. Сегодня все это в прошлом. И даже если нам выделят участок земли у воды, на нем необходимо будет построить здание, закупить яхты для нового клуба, спасательные жилеты и прочий достаточно дорогой инвентарь. А потом, чтобы вырастить не одно поколение спортсменов, важно поддерживать все в рабочем состоянии. В настоящее время это кажется нереальным, потому что никто не готов финансировать яхт-спорт в Магнитогорске.
– Однако, насколько я знаю, вы еще в прошлом году вели бесплатную школу для детей Магнитогорска. На какие средства вы существовали, и почему в этом году школа была закрыта?
– Да, три сезона подряд мы набирали детишек для занятий яхт-спортом. Нам удалось собрать то небольшое количество яхт, на которых еще можно было проводить обучение. Все эти лодки находятся в частных руках, поэтому и занятия мы проводили на частной территории. Но для того, чтобы дети могли спокойно ходить в клуб, он должен находиться в шаговой доступности от общественного транспорта. Кроме того, чтобы спортсмен развивался, ему необходимо участвовать в соревнованиях, а для этого кто-то должен оплачивать его дорогу и проживание. Большинство родителей сделать это сегодня не в состоянии. Поэтому мы заранее знали, что рано или поздно нам придется школу закрыть. Однако даже за этот небольшой срок мы смогли вырастить спортсмена, который занял третье место по области. Так что дети перспективные у нас есть.
– Но я слышала такую точку зрения, что на наших водоемах парусный спорт не может развиваться из-за их малой величины: ветер не способен набрать определенную силу.
– Это ложные рассуждения: ветер у нас дует всегда. Но даже если он недостаточно силен, погодные условия на соревнованиях все равно одинаковые для всех, и спортсмен должен уметь любой ветер использовать себе во благо. Конечно, существуют определенные условия, при которых соревнования не проводятся. Это либо слишком слабый, либо очень сильный ветер, однако Магнитогорск не является аномальным местом для яхт-спорта. Как судья, я присутствую на всех областных соревнованиях и вслед за Николаем Ивановичем не перестаю удивляться тому, что Миасс, Озерск, Снежинск – города, которые близко не стояли с Магнитогорском по численности, – имеют свои яхт-клубы, да еще какие! При них существуют спортивные школы, их воспитанники участвуют в многочисленных спартакиадах учащихся России и области, занимают призовые места. А по наличию ветра они ничем не отличаются от нашего города!
– Может быть у современных девчонок и мальчишек угас интерес к морю?
– Нет, конечно! Посмотрите – как только лужа образовалась, они уже там. Причина лишь в том, что парусный спорт у нас никак не пропагандируется, поэтому и детский интерес угасает, не найдя возможности для развития. А где есть яхт-клубы, там и вопроса такого не возникает. Представьте себе, в Челябинске на озере стоит пионерский лагерь, а прямо у него за забором расположился яхт-клуб. Да какой мальчишка удержится от желания побывать в нем и напроситься на лодку? И ведь никто не откажет – чем больше новичков, тем легче выбрать перспективного спортсмена, чем больше перспектив, тем выше результат!
– Что нужно для того, чтобы парусный спорт в Магнитогорске все-таки развивался?
– Чтобы какой-нибудь состоятельный человек стал его энтузиастом. Такое в нашей области уже практикуется. Например, в Миассе. На озере Тургояк частный яхт-клуб постоянно воспитывает призеров. А вот в Озерске таких же высоких результатов добивается бюджетный клуб. Я тоже не теряю надежды: обращаюсь и в управление по физкультуре и спорту, и к заместителю города по социальным вопросам. Мы же не в пустыне живем: наша река достаточно широкая для того, чтобы добиваться высоких результатов. Однако месяц назад я вернулся из Миасса с российской спартакиады учащихся, в которой Магнитогорск никем не был представлен.
– А участников из других городов много было?
– Очень. На старт вышло 90 лодок класса «Оптимист». Такое количество яхт в одном месте даже трудно себе представить! После спартакиады состоялся Кубок имени Федора Конюхова. Лучший результат, который показал спортсмен из Челябинской области, – 8 место. Этому мальчишке из Миасса сейчас всего восемь лет!
– С какого же возраста начинают тренироваться яхтсмены?
– Самое раннее – с семи, а оптимальное – с 8-10 лет. В этом возрасте дети осваивают навыки управления лодкой, после чего начинают постигать специфику соревнований на яхтах. Таким образом, они овладевают не только материальной частью яхтинга, но и правилами, которые необходимо знать, чтобы побеждать. И когда смотришь на этих детишек, каждый из которых в одиночку ведет лодку, справляясь со всеми ее механизмами (при этом не просто управляет ею, но еще и ведет серьезную тактическую борьбу), испытываешь настоящее умиление. Причем среди участников есть не только мальчишки, но и большое количество девочек, многие из которых показывают отличные результаты, оставаясь при этом стройными и красивыми.
– Есть ли какие-то ограничения по возрасту в этом виде спорта?
– До недавнего времени не было никаких: в яхт-спорте человек может развиваться бесконечно. Только совсем недавно установили возрастные границы для участников олимпиад, чего не было раньше, но выступать в различных международных регатах по-прежнему может спортсмен любого возраста.
– А вы принимали участие в каких-либо регатах?
– В Волжской, Онежской и Черноморской – на кубок каждой из них.
– У нас есть тренеры, готовые обучать яхтсменов с семилетнего возраста?
– Есть. Например, Сергей Кольчин окончил институт физкультуры по специальности «яхт-спорт», Игорь Смолей и я тоже готовы этим заниматься и занимались до прошлого года.
– За что вы любите яхт-спорт?
– За его доброе отношение к спортсменам: человек постоянно находится рядом с природой, развивается и технически, и физически, но при этом не ломает себя, свою физиологию. Главное условие, которое необходимо для победы – огромное желание прийти первым и воля к победе.
– И все спортсмены наверняка должны уметь плавать?
– Конечно. Они перед соревнованиями даже расписки пишут, что умеют это делать.
– Может ли яхта перевернуться во время соревнований?
– Это происходит постоянно. Но наши воспитанники относятся к этому стоически: поднимаются, отчерпывают воду и идут дальше. Помощь в таких случаях оказывать нельзя – дисквалифицируют.
В подготовку специалистов по парусным видам спорта входит изучение программ, которые должны освоить их ученики. Когда все эти программы освоены, дети получают права на управление лодкой и соответствующую категорию. Ее они обязаны подтвердить перед началом соревнований.
– Мне кажется, что все яхтсмены мечтают об океанских просторах. А вы?
– Да, есть люди, которые стремятся самостоятельно построить яхту и путешествовать на ней по миру. Я бы тоже хотел этого, но у меня сейчас другие задачи. Я мечтаю о парусной секции, в которой существовала бы смена поколений. Я уверен, что будущее за парусным спортом, что магнитогорские дети и тренеры не хуже миасских. Есть люди, которые готовы помочь нам в этом, готовы открыть школу олимпийского резерва в Магнитогорске. Но такая школа повышает мастерство, а не обучает, следовательно, она должна существовать на базе начальной подготовки. И этой базой может быть только спортивная секция для девчонок и мальчишек.