Еще полгода назад на сайтах Магнитогорска можно было прочитать переписку между работниками треста «Водоканал», в которой они живо обсуждали дела родного предприятия. Из высказываний становилось понятным, что рано или поздно на предприятии должны произойти кадровые перемены. И они не заставили себя долго ждать: 19 апреля мэр Магнитки Евгений Тефтелев подписал приказ о назначении директором МП трест «Водоканал» Магнитогорска Дмитрия Крыжанова. Новый руководитель магнитогорского водоканала долгое время работал на аналогичном предприятии в Челябинске. Помог ли ему этот опыт на новом месте? Какие перемены готовит магнитогорский водоканал для своих работников и для города? Изменится ли подход к работе с должниками? Об этом и многом другом новый руководитель рассказал в интервью корреспонденту сайта Mgorsk.ru.
– Дмитрий Николаевич, какими вопросами вы занимались, работая на коммунальных предприятиях Челябинска? Как они были связаны с водоснабжением?
– В 1998 году я пришел на работу в челябинский водоканал инженером отдела снабжения. Затем, получив в Южно-Уральском государственном университете высшее экономическое образование, стал начальником отдела.
В 2005 году Челябинское производственное объединение водоснабжения и водоотведения возглавил Егор Ковальчук, который инициировал обновление руководящих кадров. Я попал в эту волну и стал заместителем директора очистных сооружений водопровода. Мы занимались подъемом, очисткой и подачей питьевой воды потребителям Челябинска и городов-спутников, а также техническим обслуживанием оборудования, коммуникаций и очистных сооружений водопровода.
– Что привело вас в Магнитогорск?
– Назначение на пост директора МП трест «Водоканал» и желание помочь городу. Главной своей задачей вижу снижение издержек при добыче и подаче питьевой воды в город, а также повышение ее качества за счет оптимизации производственных процессов. Прежде всего, необходимо сократить расходы на электроэнергию и максимально снизить процент изношенных сетей, для того чтобы свести до минимума потери воды при ее транспортировке.
– Каковы ваши первые впечатления о магнитогорском водоканале?
– Я постепенно вхожу в курс дела, знакомлюсь с людьми и вижу, что в большинстве своем это достойная команда, заслуживающая уважения. Люди делают все возможное для обеспечения стабильного водоснабжения и водоотведения Магнитогорска. Правда, при этом не всегда хватает денег на реализацию планов и задумок. Убежден, что при условии достаточного финансирования мы сможем выйти на качественно новый уровень развития водоснабжения города. Однозначно могу сказать, что отсидеться просто так не получится, придется много вкалывать, так как работы очень даже хватает.
– Еще полгода назад о тресте «Водоканал» говорили как о проблемном предприятии. Да и сейчас еще мало кто из жителей Магнитогорска и рабочих треста (судя по отзывам на корпоративном сайте) верит, что перемены к лучшему возможны. А вы как считаете?
– Честно говоря, я не видел ни одной серьезной публикации, в которой бы говорилось, что водоканал – разваливающееся предприятие. И этот тезис считаю либо чьим-то заблуждением, либо клеветой. И хотя могу предположить, откуда у вас эта информация, разговоры по данному поводу считаю лишней тратой времени.
– Как планируете улучшить положение работников треста?
– Не могу сказать, что работники нашего предприятия находятся в столь уж плачевном состоянии. Социальная политика предприятия давно отлажена, все свои гарантии трест выполняет. В силу объективных причин давно не было повышения заработной платы, в этом направлении и будет вестись основная работа.
– В каком состоянии вы застали состояние водных и канализационных сетей Магнитогорска?
– Проблем хватает. Самым сложным в ходе эксплуатации водопроводных сетей является их приемка в изношенном состоянии от предприятий, организаций, а также наличие «бесхозных» сетей. Этот процесс значительно увеличивает расходы МП трест «Водоканал» на их обслуживание, капитальный ремонт и замену. Для компенсации этих расходов требуется соответствующее увеличение тарифа.
Кроме того, раньше в городе для водоснабжения применялись только стальные трубы, сегодня их износ составляет более 72%, это вызывает повышенные потери воды – более 20% – в водопроводных сетях.
Основные проблемы, связанные с эксплуатацией канализационных сетей, – это высокий износ стальных канализационных напорных коллекторов и разрушение сводов железобетонных самотечных коллекторов диаметром от 500 до 1500 мм. Кроме того, отсутствует полноценная система связи технологических трубопроводов правобережной и левобережной систем водоотведения города, позволяющих перераспределять потоки из одной части города в другую. Строительство такой системы позволит повысить надежность и оптимизировать режимы работы систем водоотведения обеих частей города.
– Где и какие водозаборы работают сегодня в Магнитогорске? Как влияет их состояние на качество поступающей в квартиры воды?
– Водоснабжение города базируется на трех месторождениях подземных вод, где размещены водозаборы: Мало-Кизильский, Верхне-Кизильский и Янгельский. Со скважин водозаборов вода поступает в резервуары чистой воды, в которых осуществляется обеззараживание жидким хлором, затем из резервуаров чистой воды насосными станциями второго подъема вода подается в город потребителям по водопроводным сетям, на которых установлены подкачивающие водопроводные насосные станции для обеспечения давления в соответствующих точках.
Водоочистные сооружения в городе отсутствуют, так как качество воды, получаемой из скважин после обеззараживания жидким хлором, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Фактический среднесуточный суммарный водоотбор на сегодня в среднем составляет 150 тысяч кубических метров в сутки.
– Планируется ли когда-либо поменять хлорирование воды на какой-либо иной способ дезинфекции?
– По мнению многих экспертов, хлорирование воды – это самое крупное изобретение в медицине, а точнее в профилактической гигиене XX века, принесшее огромную пользу человеку.
В последнее время появляются новые методы обеззараживания воды. Но они пока еще дороже хлорирования и не гарантируют защиту от заражения уже обработанной воды после того, как она пошла по трубам, а потому отказываться от хлора еще рано. Во всяком случае, когда от хлора отказались в Перу с целью сокращения числа раковых заболеваний, это привело к тяжелой вспышке холеры.
– Какие объекты вы считаете наиболее важными для инвестиций?
– Мы планируем активно использовать государственно-частное партнерство, то есть долгосрочное взаимодействие муниципального предприятия и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Наиболее вероятным объектом для инвестиций может стать строительство станции обезжелезивания питьевой воды на Верхне-Кизильском водозаборе.
Также велика вероятность привлечения инвестиционных средств для модернизации очистных сооружений.
– В чем заключаются особенности Верхне-Кизильского водозабора?
– Водоснабжение Левобережья давно является одной из основных проблем водоканала. Жалобы на качество воды в левобережной части Магнитогорска возникают регулярно. Стоит где-то случиться аварии или сбою в электроснабжении Верхне-Кизильского водозабора, в системе происходит нарушение режима водоснабжения, что негативно отражается на конечном потребителе. Снижаются органолептические показатели качества питьевой воды, и из крана горожан бежит вода не того цвета. При этом она фактически безвредна, химический состав воды не изменяется.
Причины аварий понятны даже дилетанту в водных вопросах: Карадырский водовод, снабжающий живительной влагой основную часть потребителей левого берега, морально устарел. В свое время город буквально выстрадал этот трубопровод протяженностью в 19 километров. Строительство его началось на заре перестройки, а завершилось только в 1997 году. Таким образом, он запускался в эксплуатацию, будучи прилично разъеденным ржавчиной. В принципе, срок службы стальных труб колеблется в диапазоне от 20 до 25 лет, и в российских реалиях водовод в сегодняшнем виде мог функционировать еще не один год, если бы не особенности Верхне-Кизильского месторождения. Вода из этого источника богата железом и ее транспортировка по трубам значительно ускоряет коррозийные процессы.
– В каком состоянии находятся канализационные коллекторы города?
– Предприятие обслуживает 580 километров канализационных сетей. Несколько десятков из них – это железобетонные самотечные коллекторы, срок службы которых 25 лет. Некоторые коллекторы большого диаметра были введены в строй в 50-х годах прошлого века.
Работы по замене аварийного коллектора по проспекту Ленина, на участке от улицы Труда до улицы Калмыкова, начнутся уже в этом году. Замена же всех коллекторов, срок службы которых закончился, будет стоить сотни миллионов рублей.
– В этом году планируется отремонтировать около 20 километров сетей. В каком районе это произойдет?
– Капитальные плановые ремонты проводятся по всему городу, поэтому нельзя сказать, что в 2012 году мы займемся Ленинским районом, а в 2013 – Правобережным. В течение года проводится мониторинг и диагностика состояния всех сетей, по результатам которых и определяется фронт работ.
– Где город сможет найти те сотни миллионов рублей, которые требуются для замены остальных 560 километров?
– Достижение поставленных целей потребует огромных финансовых затрат, поэтому считаю, что особое внимание стоит обратить на привлечение денег из областного и федерального бюджетов. Опыт такой работы есть, поэтому уверен, что сможем решить поставленные задачи. При этом сразу хочу отметить, что мы готовы отчитаться за каждый привлеченный и вложенный рубль. Структура расходов предприятия будет максимально прозрачной.
– Как вы планирует строить отношения с управляющими компаниями ЖКХ?
– Как партнерские. На сегодня одной из главных проблем водоканала являются должники. Львиная доля из них – это именно управляющие компании ЖКХ. Но при этом мы не хотим скандалов и поэтому будем вместе с ними решать вопросы задолженности. Называть какие-то конкретные компании, которые являются злостными неплательщиками, мы не будем, потому что работаем в одной сфере и долги – это наша общая проблема
– Насколько чистая вода течет сегодня в реках?
– Состояние рек нас интересует лишь опосредованно, так как используем исключительно подземные источники питьевой воды, в них вода проходит многоступенчатую фильтрацию, и именно поэтому магнитогорская вода является лучшей в области.
– Можно ли отследить самовольную врезку канализации в каналы водостока?
– Главная проблема в отношениях поставщика воды и потребителя в частном секторе – самовольные подключения как к водопроводу, находящемуся в ведении треста, так и к канализации. У некоторых «врезчиков» срок незаконного потребления ресурса доходит до трех лет и более. Основной способ борьбы с самовольщиками – немедленное отключение их от сетей до того времени, пока врезка не будет узаконена. При этом виновник должен оплатить все расходы треста, которые предприятие понесло в ходе выявления и отключения-подключения любителя дармовщинки.
Для пресечения подобных действий на корню на базе МП трест «Водоканал» созданы мобильные бригады, в состав которых входят представители службы учета и реализации воды, службы экономической безопасности и работники аварийно-диспетчерской службы. Незаконные врезки, счетчики, неопломбированные или с нарушенными пломбами, установленные в неположенном месте водомеры – неполный список проблем, обнаружением и устранением которых занимаются эти структуры. Все выявленные нарушители будут привлекаться к административной ответственности и наказываться крупными штрафами.
Люди должны научиться цивилизованно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Согласно пункту 18 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ» «При отсутствии <…> договора пользование системами коммунального водоснабжения и канализации считается самовольным».
– Зимой из-за сильных морозов жители частного сектора по несколько дней сидят без воды. Возьмет ли водоканал под свою опеку частные коммуникации?
– К сожалению, трест «Водоканал» не может безвозмездно оказывать услуги по ремонту частных сетей. Финансовые затраты на обслуживание сетей, не стоящих на балансе у предприятия, попадают под статью «Нецелевое использование денежных средств» и сурово караются законом.