В конце мая предпринимателей Магнитогорска ждет настоящий сюрприз от управления экономики администрации города: вместо традиционной выставки, посвященной Дням малого бизнеса, для них будет организована конференция, на которой они узнают много нового и поучаствуют в деловых играх.
Сколько на сегодняшний день в Магнитогорске представителей малого и среднего бизнеса? Какое направление деятельности они считают предпочтительным? Об этом рассказывает куратор по вопросам предпринимательства администрации Магнитогорска Ирина Рындикова.
– Ирина Анатольевна, а вы сами были связаны с бизнесом до того, как стали его куратором?
– Да, я пришла в администрацию из бизнеса – была руководителем небольшого предприятия, занимающегося переработкой сырья. Мне известно, с какими трудностями сталкиваются предприниматели, какие вопросы им приходится решать с госструктурами. Это помогает не только хорошо понимать бизнесменов, но и разъяснять им законодательную базу.
– С чем связана необходимость таких разъяснений?
– Прежде всего с довольно частым изменением законодательства, принятием новых нормативно-правовых актов. С тем, что уровень знаний у магнитогорских представителей малого и среднего бизнеса пока еще недостаточно высок. Хотя, по сравнению с 90-ми, ситуация, конечно, изменилась. Тогда российское законодательство было неустойчивым, помощи начинающим бизнесменам никакой не оказывалось, и им приходилось самостоятельно осваивать новое пространство. Сегодня российский бизнес шагнул далеко вперед. Большинство предпринимателей хорошо знают не только свой бизнес, но и своих конкурентов, занимаются маркетинговыми исследованиями, внедрением новых технологий и форм работы.
– Ваше управление способствует их становлению в качестве бизнесменов?
– Конечно. Мы проводим для начинающих предпринимателей большое количество бесплатных семинаров, курсов и тренингов, консультаций по различным направлениям их деятельности. Сегодня малому и среднему бизнесу оказывается серьезная поддержка, которая идет от президента вниз по вертикали. И в то же время дается достаточно много свободы и защиты от различных контрольно-надзорных органов. Например, согласно 294-му федеральному закону сокращено количество проверок, оговорено, кто и когда может их проводить. Вспомните, еще несколько лет назад одно и то же предприятие за день могло проверить сразу несколько контрольно-надзорных органов. Сейчас проверки проводятся планово, раз в три года по согласованию с прокуратурой и непланово – по письменному обращению граждан.
– Для кого конкретно администрация Магнитогорска проводит бесплатные бизнес-семинары?
– К нам может прийти любой человек, который либо уже стал предпринимателем, либо только собирается это сделать, или узнать что-то новое. Объявления о таких семинарах мы публикуем в самых разных средствах массовой информации, в том числе и на официальном сайте администрации города.
– Какие темы рассматриваются на таких семинарах?
– Чаще всего они отвечают на вопросы «Как открыть свое дело?», «С чего надо начинать?» или связаны с налогообложением. Зачастую мы приглашаем представителей налоговой инспекции, которые пошагово объясняют, куда нужно идти и что делать. Приходят к нам и специалисты из Пенсионного фонда, страховых компаний, инспекции труда, центра занятости населения и т.д. Банковские работники рассказывают, какую финансовую помощь могут оказать малому бизнесу. Мы даем информацию о поддержке малого бизнеса со стороны государства, области и города, об изменениях в законодательной базе. Часто, формируя тему семинара, ориентируемся на вопросы, поступающие от предпринимателей.
– Сколько в Магнитогорске представителей малого и среднего бизнеса?
– Более 22 тысяч.
– К каким сферам относится их деятельность?
– В основном это потребительский рынок: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, всевозможные услуги, переработка сырья, производство.
– Кто сегодня представляет малый и средний бизнес?
– Чаще всего это молодые люди от 25 до 35 лет с высшим образованием.
– А каким направлениям они отдают предпочтение?
– В частности, торговле. Норматив обеспеченности торговыми площадями на каждую тысячу человек – 558 квадратных метров, а у нас – почти 800, то есть около 150% от нормы.
– Это хорошо для покупателей или нет?
– Хорошо, так как создает здоровую конкуренцию между магазинами: чем их больше, тем свободнее выбор у нас с вами. Таким образом формируется естественный отбор рыночных услуг.
– Что отличает человека-предпринимателя от представителя рабочего класса?
– Риски.
– В чем они заключаются?
– Бизнес, как правило, строится на свои деньги. Стоит где-то просчитаться и можно остаться ни с чем: неправильно составил конкурентную карту, ошибся в кадровом резерве, подвели поставщики и т.д. и т.п. Поэтому, в отличие от обычного представителя рабочего класса, предприниматель не может, отработав положенные восемь часов, прийти домой и расслабиться, он чуть ли не ежеминутно должен продумывать стратегию своих дальнейших действий, просчитывать каждый шаг. Предпринимателю приходится постоянно отслеживать конъюнктуру рынка, чтобы хоть чуточку быть впереди своих конкурентов.
– И многие не выдерживают напряжения, уходят из бизнеса?
– Всякое бывает. Конечно, кому-то дано быть предпринимателем, а кто-то рожден быть высококвалифицированным токарем или строителем, что не менее важно для нашего города и страны в целом. И вполне естественно, что далеко не все склонны к экстремальному образу жизни. При встрече с молодежью, представителями студенчества, я вижу, что сейчас в их среде растет тенденция к тому, чтобы быть государственными служащими. И это свойственно не только России, но и всему мировому сообществу. Причин тому много. Основные из них – фиксированная заработная плата, стабильность, гарантированный социальный пакет, карьерный рост.
– Какими чертами и качествами должен обладать предприниматель?
– Умением принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, генерировать идеи, превращать их в новые технологии с целью получения дохода, не бояться рисковать, брать на себя ответственность.
– Способствует ли рост предпринимательства укреплению стабильности нашей экономики?
– Сам по себе рост предпринимательства – это уже укрепление стабильности экономики. Тем более в таких городах, как Магнитогорск, где крупных предприятий не так много, и поэтому остаются ниши, которые заполняет именно малый и средний бизнес.
– Чем государство, область или город помогают малому и среднему бизнесу в плане финансов?
– В основном субсидиями на возмещение различных затрат, понесенных при открытии дела. Еще существуют гранты для тех, кто составил и защитил свой бизнес-план. Здесь приоритетными являются обрабатывающее производство, производство художественных промыслов и ремесленных изделий, инновационная деятельность, сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, здравоохранение и предоставление социальных и бытовых услуг, услуги внутреннего туризма, а также физической культуры и спорта. А вот работникам торговли, вопреки общественному мнению, никаких субсидий не дается.
Информация о всех вышеперечисленных программах есть на сайте управления экономики администрации. А если кто-то в чем-то не разобрался, он может прийти к нам в 474 кабинет и получить консультацию по конкретному вопросу.
– Какую еще помощь вы можете оказать тем, кто стремится развить свой бизнес?
– Информационную поддержку общей направленности при участии СМИ города: в газетах и журналах публикуются материалы о состоянии и проблемах малого бизнеса, телевидение снимает сюжеты о предпринимателях города. Каждый из них может принять участие в конкурсах профессионального мастерства и таких как «100 лучших товаров Урала и России», «Золотой Меркурий», а также в выставках-ярмарках – сельскохозяйственных, промышленных, строительных, товаров народного потребления.
Порой даже мы удивляемся разнообразию производимых магнитогорцами товаров, которое видим на таких мероприятиях. Я считаю, что участие в них – один из лучших способов показать себя, свою работу широкому кругу потенциальных покупателей.
Однажды к нам за помощью обратился начинающий предприниматель, который занялся ручным изготовлением валенок-самокаток. Получил субсидию, начал свое дело, а через полгода снова приходит и говорит, что возникли трудности с реализацией валенок. Мы посоветовали ему показать свои прекрасные изделия на форуме малого бизнеса. После этого у него пошли заказы.
Чтобы бизнес развивался, о нем необходимо рассказывать!
– В конце мая обычно проводились Дни малого бизнеса. Что вы планируете организовать в этом году?
– 24 мая мы решили провести не выставку, как раньше, а конференцию. Это связано с тем, что новые знания и методики работы сегодня более актуальны, чем обычный просмотр экспозиций. К нам приедет бизнес-тренер из Москвы с темой «Развитие бизнеса. Возможности и угрозы». Проведем деловую игру, мастер-класс «Как сделать так, чтобы клиент выбрал нас», расскажем о рисках в бизнесе, о том, как создать, обучить и удержать команду. Кадровая проблема сегодня является одной из самых главных в предпринимательстве – специалистов много, а профессионалов мало.
– Каким вы видите развитие малого предпринимательства в Магнитогорске?
– Новаторским и социально ориентированным. Уже сегодня многие предприниматели болеют за чистоту своего города, проводят благотворительные акции, помогают детским домам, садикам, пожилым людям, ветеранам. Перемены к лучшему заметны и в некоторых магазинах, где вас встречают вежливые, внимательные продавцы, предлагаются дисконтные карты.
В преддверии праздника – Дня российского предпринимательства – хочу поздравить всех представителей малого и среднего бизнеса Магнитогорска. Желаю им устойчивости, процветания, удачи и успехов в реализации перспективных проектов!