Окончив 1978 году педиатрический факультет Челябинского государственного медицинского института, Валерий Козловский долгое время работал в детской поликлинике Магнитогорска. Затем стал исполняющим обязанности главного врача в детском санатории «Звездочка», главным врачом детского санатория хронической пневмонии, а в 1990 году, обучившись в Москве на базе одной из наркологических больниц, перешел в наркологическую службу Магнитогорска. Недавно на круглом столе, посвященном алкогольным проблемам в городе, Валерий Козловский заявил, что алкоголизм в Магнитогорске резко помолодел.
Что такое «помолодевший» алкоголизм? Какое воздействие оказывают на организм человека и на общество в целом слабые алкогольные напитки?
– Валерий Федорович, в 1985 году произошло отделение психиатрии от наркологии. Как это повлияло на решение антиалкогольных задач?
– С тех пор, как психиатрия и наркология стали самостоятельными направлениями медицины, проблемы алкоголизма и наркомании перестали рассматриваться как побочные заболевания большой психиатрии. Благодаря этому теперь, помимо психиатров, есть врачи, которые специализируются именно по наркологии. При этом обучение тех и других ведется совместно, что позволяет наркологам владеть знаниями по психиатрии, а психиатрам понимать алкоголизацию как зависимость от наркотических веществ.
– 14 октября на круглом столе, на котором рассматривались алкогольные проблемы города, вы сказали, что детский алкоголизм еще больше «помолодел». Что это значит?
– Я имел в виду еще не саму зависимость, а случаи употребления алкоголя детьми. Чтобы развилась зависимость, нужно время, а вот начало эта вредная привычка берет именно с первых проб, ведущих к серьезным последствиям. После таких «проб» ребенок попадает в больницу с алкогольным отравлением.
– И каков возраст этих «первых проб»?
– В основном это 12-13 лет, когда дети уже вполне сознательно решаются попробовать воздействие алкоголя на свой организм. А ведь еще в начале 90-х годов к нам попадали подростки не моложе 15-17 лет! Хотя сегодня среди попавших в больницу встречаются и совсем юные создания 9-11 лет! Но есть и еще более молодые пострадавшие, которых мы фиксируем без постановки на учет. Это так называемые «случайные отравления». Были случаи, когда мы получали контрольные талоны из 3-й детской больницы на двух-трехлетних детей!
– Как такое может быть?
– Взрослые, особенно подвыпившие, порой становятся совершенно беспечными, и ребенок, увидев на столе рюмку с «водой», может ее выпить. Или еще есть такие родители, которые считают, что дать ложку пива грудному младенцу «для лучшего сна» – это нормально. Однако, если учесть, что масса ребенка в 12-15 раз меньше, чем у его мамы, и при этом алкоголь на его организм действует в пять раз сильнее, то получится, что 15 граммов пива для ребенка все равно что литр пива для взрослого человека! А теперь представьте себе, какое тошнотворное оглушение испытает ребенок от «литра пива», выпитого залпом! Даже один такой эксперимент может привести к непоправимым последствиям!
– Надеюсь, что такие случаи – явление редкое. А как в основном происходит приобщение детей к алкоголю?
– Чаще всего – через наши традиции. Нередки случаи, когда культурно выпивающие родители предлагают на Новый год шампанское своим подрастающим чадам. А сколько раз нам приходилось работать с детьми, которым мамы и папы сами покупают пиво! Так приучение к алкоголю происходит в кругу семьи. Дети копируют ту среду, в которой живут. Сначала они играют в «праздник» – чокаются понарошку, тосты говорят, ходят, пошатываясь, а потом эта игра становится их жизнью!
– Какую роль в этом деле играют слабые алкогольные напитки, например, пиво и модные среди молодежи коктейли?
– Все начинается с детского шампанского, безалкогольного пива и жвачек в виде сигарет, а по нашему законодательству даже алкоголесодержащее пиво не является алкоголем, а считается пищевым продуктом! А раз это пищевой продукт, то употреблять его можно даже в детском саду!
Кто-то очень преднамеренно пролоббировал такую поправочку к закону об алкоголе. А вот согласно закону Клерамбо чем раньше человек попробовал алкоголь, тем скорее у него формируется зависимость и тем сложнее она протекает.
Кроме того, надо отметить, что наше правительство в вопросе об алкоголе ведет двоякую политику. С одной стороны, согласно закону РФ молодым людям до 21 года нельзя употреблять алкогольные напитки, а с другой стороны постановления об административных наказаниях имеют свои особенности. В них ответственность за употребление алкогольного яда зависит от того, где подросток распивал алкоголь – в общественном месте или просто на улице.
Если на улице, то работники полиции никак не могут воздействовать на него. А если это произошло в школе, то нужно еще учесть Устав этого учебного заведения. При этом, насколько мне известно, школа не имеет права составлять протоколы и накладывать какую-либо административную ответственность. А ведь именно слабые алкогольные яды потому и являются главным врагом нашего здоровья, что они слабые. Так, если ребенок случайно хватанет глоток водки, то у него обязательно сработает рвотный рефлекс – тошнота и рвота. Пиво же и сладенькие коктейли пьются спокойно, провоцируя желание ребенка пробовать все новые и новые вкусы. Так происходит быстрое развитие зависимости от алкоголя.
– Является ли алкоголь разрушающим организм человека ядом, как это указывалось в прежних российских законах, или это действительно напиток?
– Это однозначно яд, который разрушает клеточки коры головного мозга, отчего человек постепенно становится все более и более слабоумным. 100 граммов водки разрушает 8000 клеточек! От этого страдают все мыслительные процессы.
– Но в наших церквях даже младенцев причащают кагором!
– А делать этого категорически нельзя!
– Если следовать логике «от слабого к более крепкому», то недалек путь и до наркотиков…
– Дети, употребляющие алкоголь, относятся к группе детей с девиантным поведением. В таких группах происходит достаточно быстрый переход от пива к более сильным наркотикам. При этом дети часто пользуются такими отравляющими веществами, которые трудно диагностируются, а потому и лечение начинается часто слишком поздно.
Отрицательный вклад в помощь своим детям, попавшим в беду, часто оказывают и сами родители, не желающие видеть проблемы своего ребенка. Нашим сотрудникам приходилось видеть, как на комиссии по делам несовершеннолетних родители начинали кричать, топать ногами, обвинять всех подряд в несправедливости, когда им говорили, что их ребенок алкоголезависимый.
Видя поддержку родителей, ребенок продолжает уничтожать самого себя. И только спустя время, убедившись в правдивости комиссии, родители приходят к нам сами.
– Но ведь не все дети, употребляющие сегодня алкоголь, имеют девиантное поведение.
– Спровоцировать ребенка на употребление алкоголя в 12-13 лет может что угодно: желание не слыть белой вороной в компании сверстников, конфликтные ситуации в семье и в школе, ссора с родителями или с подружкой и т.д. Но чаще всего – любопытство.
– Проводите ли вы какую-либо профилактическую работу по предупреждению алкоголизации детей?
– Все фельдшеры нашего кабинета активно участвуют в жизни Магнитогорска: сотрудничают со всеми детскими учреждениями, с отделом образования администрации города, с правоохранительными органами, с Центром социальной защиты населения, с ТОСами, которые организуют встречи с жителями районов, с клубами, участвуют в комиссиях по делам несовершеннолетних.
В частности, 18 ноября в Доме творчества молодежи в программе для учащихся профтехобразования была организована программа, которая называлась «Жизнь прекрасна!». В ней принимала участие самая опытная сотрудница нашего кабинета – фельдшер Зухра Тахировна Арсентьева.
– Как реагируют родители подростков на профилактические встречи с наркологами?
– Я бы сказал так: на родительские собрания чаще всего ходят нормальные родители нормальных подростков, соответственно их реакция на услышанное тоже нормальная. А те родители, которые сами нуждаются в нашей помощи, на родительские собрания не ходят, и их дети в плане знаний об алкоголе не защищены. Поэтому для работы с такими родителями мы подключаем Центр социальной защиты населения, отдел образования, отдел внутренних дел полиции и отдел здравоохранения.
– Почему же при таком количестве органов, работающих на сохранение здоровья наших детей, количество подростков, зависимых от алкоголя, растет?
– Доступность алкоголя и низкая культура общества в целом – основные причины данного явления.
– В последние годы в нашем городе довольно резко увеличилось количество умственно отсталых детей. Как связано это с употреблением алкоголя – того же пива – будущими родителями?
– Дело в том, что алкоголь, в особенности пиво, очень сильно воздействует на репродуктивные органы человека: мужчины постепенно становятся импотентами, у которых потомства не бывает, а у женщин нарушается менструальный цикл, что затрудняет зачатие, а значит, у них появление потомства тоже маловероятно. И происходит постепенное вымирание населения России. Но даже если зачатие произошло, то алкоголь воздействует в первую очередь на плод, особенно в первые недели, когда происходит закладка его органов.
Последствия употребления алкоголя во время зачатия и беременности – это и всевозможные уродства, и умственная отсталость, и физическая ослабленность ребенка. И слава богу, что пиво со следующего года тоже будут относить к алкоголю.
– Я слышала такую поговорку: «Первые умеренно, вторые уверенно, а третьи окончательно». Вследствие чего, на ваш взгляд, родилась такая поговорка?
– Время показывает: если дедушки начинали пить, то их дети пьют уже много и убежденно, а внуки спиваются. И мы видим, как лавинная реклама пива в 2000–2005 годах сегодня уже сказывается на подрастающем поколении.
Бутылка пива раз в месяц – это уже физическая зависимость от алкоголя, та первая стадия алкоголизма, которая большинством еще считается нормой, а на самом деле уже является хронической. Это та фаза, в которой дети уже должны лечиться у нас. И оправдания подростка «родители мне сами купили», «а почему я не имею права выпить на день рождения» говорят об активном формировании этой стадии.
Физическая зависимость формируется быстро и с трудом поддается исцелению. А способом ее профилактики могут быть только знания, которые давали бы в школах наравне с физкультурой и прочими предметами. Когда беременная на седьмом месяце мама пришла к Макаренко за советом, когда необходимо начинать воспитывать ребенка, он ответил ей, что она опоздала на семь месяцев. А на мой взгляд, наши девочки у же в 12-13 лет должны готовить себя к тому, что они – будущие мамы, и поэтому алкоголь им употреблять ни в коем случае нельзя!
– Сколько сегодня приходится алкогольной отравы на подростков Магнитогорска младше 18 лет?
– Точных подсчетов по этому вопросу никто, конечно же, не проводил. Но Зухра Тахировна как-то разговаривала с продавцами пива. В день, по их словам, они продают не менее пяти ящиков этого яда. Помимо этого большое количество полутора-, двух- и даже пятилитровых пластиковых бутылок! А два литра пива равны двести граммам водки, причем переполненной сивушными маслами браги, поскольку пиво – это продукт брожения.
Могу привести такой пример: однажды к нам поступила девочка 14 лет, которая в день выпивала до пяти литров пива, а использовала она его для запивания водки! Конечно, такое случается редко, но наблюдающиеся у нас подростки в большинстве своем выпивают по 2-3 литра пива в день!
– А в Златоусте, тем не менее, недавно открылся новый алкогольный завод. Как вы к этому относитесь?
– К сожалению, там, где крутятся большие деньги, там мозги не работают. Один западный политик ведь прямо сказал: нужно на Земле оставить только 30 миллионов населения, чтобы они служили мировой элите, а остальных необходимо уничтожить. Так что любой алкогольный завод – это машина по уничтожению «лишних» людей – то есть нас с вами!
– Все ли дети, нуждающиеся в лечении, попадают в ваш кабинет?
– Нет, не все. Но те из них, которые под воздействием профилактики приходят к осознанию того, что с ними происходит, могут выздороветь и без нашей помощи.
– Все ли ваши пациенты выздоравливают?
– Дело в том, что при достижении 18-летнего возраста дети уже считаются совершеннолетними и переходят во взрослый наркодиспансер. Поэтому, если ребенок начал отравляться алкоголем в 17 лет и пронаблюдался у нас только год, вероятность его выздоровления уменьшается, поскольку согласно нашим законам, хотя 21 года ему еще нет, приобретать алкоголь он уже может! А объявления на киосках типа «До 21 года не продаем!» являются на самом деле скрытой рекламой!
– Есть ли шанс выздороветь у той 14-летней девочки?
– Конечно. Но никто не может дать гарантии, что через несколько лет она не сорвется.
– Что будет, если отношение к алкоголю нас, взрослых, не изменится и не станет резко отрицательным?
– В таком случае мы уже в скором времени будем жить в обществе слабоумных, физически неполноценных людей. Это и будет конец света! Вспомните, еще недавно у нас в городе была всего одна школа для умственно отсталых детей. При этом, согласно анкетным данным, это заболевание в основном вызвано было какими-то наследственными причинами, но не глупостью родителей, отравляющих своих будущих детей алкогольным ядом. А теперь практически в каждой школе создан коррекционный класс! При этом анкетирование родителей выявляет тот факт, что хотя бы один из родителей таких детей либо алкоголезависимый, либо зависимый от иных наркотических веществ.
– Как нам переломить эту устрашающую ситуацию?
– Прежде всего, необходимо ввести в школах уроки трезвости и к алкоголю относиться так же, как к запрещенным наркотикам, а к его распространителям так же, как к наркодилерам. И наказывать их не только рублем, но и при помощи уголовного кодекса. А пока такие законы готовятся, вменить в обязанность продавцам спрашивать паспорта у всех людей, независимо от того, на какой возраст они претендуют.
– Скоро Новый год. Как можно обойтись в этот праздник без традиционного шампанского?
– Очень просто. Сегодня можно и тамаду пригласить, и самим веселый праздник устроить: разыграть спектакль, сказку, составить концертную программу, придумать конкурсы, игры, пойти на городскую елку. Такой Новый год запомнится не только детям, но и взрослым! А выросшие дети наверняка передадут эту, а не питейную традицию своим детям.