В 2008 году, будучи студенткой пятого курса отделения культурологии филологического факультета МаГУ, Мария Петрова стала администратором магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина. Уже через год она была назначена заместителем директора по работе со зрителем. А в марте 2011 года ей предложили попробовать свои силы в должности директора театра с испытательным сроком до 1 сентября. Театральный сезон начался, а Мария Владимировна по-прежнему исполняет обязанности директора. Как живет сегодня драматический театр им. А. С. Пушкина без прежнего директора Владимира Досаева, возглавившего Челябинский оперный театр? Чем порадует в новом сезоне наш любимый театр своих зрителей? Об этом и многом другом – в интервью Марии Петровой сайту Mgorsk.ru.
– Мария Владимировна, ваша жизнь как-то была связана с театром до того, как вы пришли в него работать?
– Когда я только-только поступила в университет, преподаватели сразу сказали, что драматический театр должен стать нам вторым домом. И мы, будучи студентами, ходили на все его постановки. Когда зрители расходились, для нас организовывали творческие встречи с актерами и режиссерами. Именно тогда я многое узнала о том, как создаются спектакли, как актерам удается так хорошо вжиться в свои роли. В День города я дважды участвовала в карнавальных шествиях, которые мне очень нравились. А пока существовал «Театр без границ», принимала участие в организационной работе фестиваля.
– Каким образом?
– На фестивали приезжали актеры из других городов и даже стран, и мы, студенты, с ними работали. В нашу задачу входило встретить их, помочь им сориентироваться в театре, проводить до гримерки после спектакля.
– Когда и как началась ваша настоящая работа в театре?
– В 2008 году, когда я стала в нем администратором, а потом заместителем директора по работе со зрителем. Я работала со студентами и школьниками – организовывала для них встречи с актерами. Для этого созванивалась с заместителями директоров школ, рассказывала им о нашем театре и его репертуаре, на какие спектакли и встречи мы можем их пригласить. Ведь театр – это место, которое позволяет человеку отвлечься от повседневности и окунуться в иную жизнь. И мне очень хотелось, чтобы как можно больше школьников приходило к нам в театр.
В МГТУ и МаГУ есть Центры по внеучебной работе, через них мы устраивали для студентов экскурсии по цехам театра, которых у нас очень много. Для них это всегда было интересно, ведь одно дело – видеть актера на сцене, и совсем другое – побывать в тех цехах, где зарождается будущий спектакль.
– А какие цеха есть в театре?
– Столярный, слесарный, костюмерный, реквизиторский, декорационный, пошивочный, бутафорский. Посещая их, наши зрители могут своими глазами увидеть, как готовится спектакль. Когда ты воспринимаешь его только из зрительного зала, где и свет, и звук, и декорации, и актеры нацелены на общую картину, которую режиссер уже собрал в единое целое – это одно, а когда видишь отдельно работу и режиссера, и художника, и осветителя – это совсем другое. Начинаешь понимать, как действуют программы, позволяющие в тот или иной момент включить нужный звуковой трек или необходимое освещение, как готовятся костюмы и декорации.
– Почему вашим вторым домом стал именно драматический театр, а не оперный или кукольный?
– Мне нравится кукольный театр, периодически я хожу и в театр оперы и балета. В это время я с интересом наблюдаю за происходящим на сцене, замечаю находки режиссеров, красивую пластику актеров. Но почему-то именно драма вызывает во мне особые чувства. Именно на драматических спектаклях я испытываю особое эстетическое удовольствие – катарсис, когда у меня отключается голова и включается сердце.
– В таком случае вы наверняка смотрели все спектакли своего театра. Вы ассоциируете себя с каким-нибудь героем?
– С каким-то конкретным – нет. Но какой бы спектакль я не смотрела, я нахожу в нем что-то общее со своей жизнью. Я плачу или смеюсь на каждом спектакле, когда какой-то момент меня зацепляет. Мне, например, очень нравится наш спектакль «Без правил», в котором поднята, на мой взгляд, очень интересная, волнующая всех тема.
В спектакле занято всего два актера – Андрей Бердников и Татьяна Бусыгина – и проходит он на малой сцене, которая находится на одном уровне со зрителями, непосредственно рядом с ними. В спектакле к главному герою приходит смерть в виде всех тех женщин, которые в его жизни были. И в этот последний миг герой переосмысливает свою любовь, дружбу, реализацию себя, – это то, что волнует каждого.
Мне очень нравится наш проект, который называется «Театральный город». В соответствии с ним билеты на спектакль каждый вторник продаются всего по 70 рублей. Это дает возможность посещать наш театр широкому кругу зрителей. В этот день мы часто показываем комедию «Изобретательная влюбленная», который идет у нас уже больше 11 лет. Я смотрела ее бесконечное количество раз, и каждый раз смеюсь снова и снова, потому что даже если смотришь один спектакль два дня подряд, то это могут быть абсолютно два разных спектакля.
– Один и тот же спектакль? От чего это зависит?
– От настроения актеров, от реакции зрителей. Я вижу, как во время спектакля актеры и зрители образуют некий симбиоз – совместное творчество. Наши актеры играют великолепно даже при неполных залах, за это я их очень уважаю и ценю, но когда они чувствуют тепло зала, то вдохновляются все больше и больше!
– Самим актерам не надоедает играть много лет подряд одни и те же спектакли?
– Я об этом могу судить только как зритель. А как зритель я вижу, что какой бы спектакль они не играли – премьерный или тот, который идет в нашем театре уже много лет, они играют его с полной отдачей своего таланта и мастерства. Они каждый вечер отдают часть себя зрителям. И им очень важно знать мнение своих зрителей. Я помню, как они читали книгу отзывов! Они делали это взахлеб! Им важно было знать абсолютно все о том, как их зрители воспринимают тот или иной спектакль, ту или иную сцену, того или иного героя!
– Где сегодня учатся будущие актеры?
– На базе Магнитогорской консерватории есть факультет, где готовят актеров театра и кино, и уже со второго курса они проходят практику в нашем театре и участвуют во многих спектаклях. Например, в новогодней сказке «Волшебное зеркало» большую часть героев играли студенты второго курса консерватории. В нашей последней премьере «Темные аллеи» тоже задействовано трое студентов. В конце сентября у нас выйдет премьера спектакля «Ромео и Джульетта», в котором помимо нашей труппы заняты и все студенты актерского отделения консерватории. К слову, наши же актеры преподают студентам актерское мастерство и другие дисциплины.
– Но разве могут все студенты данного факультета работать в нашем театре, когда труппа ограничена количеством мест?
– Наша труппа не укомплектована. Из необходимых 40 человек в ней числится только 25. И бывают случаи, когда актеры выходят на сцену с высокой температурой, потому что знают, что их некому заменить. Кому-то может показаться, что работа актера – это игра, аплодисменты, цветы, а на самом деле помимо вечерних спектаклей у них постоянно идут репетиции. И это очень трудоемкий процесс.
– Мария Владимировна, вы еще очень молоды. Не каждый в этом возрасте рискнет повести за собой большой коллектив!
– Так сложилась ситуация, что когда Владимир Александрович Досаев покинул стены нашего театра и уехал в Челябинский оперный театр, заменить его было некем, потому что кто-то отказался, кто-то не подошел из-за отсутствия соответствующего образования. Таким образом выбор пал на меня. Время покажет, что будет дальше. Но пока для всех, кто у нас работает, самым важным является то, что я не новый человек в нашем коллективе и достаточно хорошо знаю все, что связано с нашим театром.
– Было такое в истории театра, что его закрывали из-за отсутствия финансирования. Какие времена переживает наш драматический театр в этом отношении сегодня?
– Не секрет, что культура не только в нашем городе, но и в нашей стране финансируется по остаточному принципу. На первом месте сейчас стоят здравоохранение и образование.
Нам тяжело в том плане, что в театре давно не было капитального ремонта, и многие элементы здания уже изрядно обветшали. Конечно, стены еще не рушатся, но скоро настанет момент, когда хочешь – не хочешь, а делать что-то надо будет. Но я не могу сказать, что театру сегодня хуже всех: тяжело всем, кто связал свою жизнь с культурой.
– И тем не менее Магнитогорский драматический театр хорошо знают не только в России, но и в других странах.
– Да, Владимир Александрович сумел поднять его имя на такой уровень, что брендом Магнитогорска сегодня считается не только хоккейная команда «Металлург», но и драматический театр имени А. С. Пушкина, который обладает такой наградой, как «Золотая маска», являющейся самой престижной театральной премией в России. Мы получили ее весной 2008 года, после чего труппа смогла выступать не только во многих городах нашей страны, но и за границей.
В Чили, например, так говорили о гастролях магнитогорцев: «Мы 20 лет до вашего приезда не имели возможности побывать на спектаклях российских театральных коллективов, и теперь не знаем, когда еще представится такая возможность». Наши актеры выступали в Южной Корее, в Финляндии, этим летом побывали в Израиле. Не каждый театр, а тем более не областной, может похвастаться такими поездками!
– Что сделал Владимир Александрович, чтобы коллектив именно нашего театра смог добиться столь высоких успехов?
– Он целеустремленный и харизматичный руководитель с очень сильным характером. Он смог создать очень сплоченный и работоспособный коллектив, большая часть которого живет театром. Это относится и к актерам, и ко всем цехам – каждый болеет за театр душой, что хорошо чувствуют наши зрители. И именно поэтому они любят свой театр.
– Какие планы на будущее есть у нашего драматического театра?
– Сейчас мы работаем над новым проектом – спектаклем «Ромео и Джульетта». Его премьера состоится с 30 сентября по 2 октября. В сентябре к нам с гастролями приедет Челябинский академический театр оперы и балета, и у нашего зрителя появится возможность посмотреть два балета и оперу и послушать живую симфоническую музыку.
В октябре к нам приезжает Челябинский ТЮЗ, в ноябре мы планируем поездку в Самарский драматический театр со спектаклями «Бег» и «Гроза». В это же время этот театр приедет к нам со своими постановками. Вскоре после этого начнется новогодняя кампания. А сразу после Нового года выпустим современную комедию «Примадонны». Есть еще несколько интересных задумок, но сегодня все наши мысли сосредоточены на «Ромео и Джульетте».
– Уже не первый год наши актеры участвуют в певческих конкурсах. Не планируете ли вы ставить на сцене драмтеатра оперетты и мюзиклы?
– Наши актеры на самом деле очень хорошо поют. Например, на фестивале актерской песни им. К. Шульженко в Челябинске актрисы Лариса Гущина и Татьяна Бусыгина заняли первое место в номинации «дуэт». В наших спектаклях есть сцены, где актеры поют. И многие зрители отмечают, что у артистов хорошо поставлены голоса. При этом наши актеры не только поют, но и танцуют. Но оперетты и мюзиклы в ближайшее время мы ставить не планируем. Идея, конечно, хорошая, но театр наш все-таки является драматическим.
– Сейчас в театре нет главного режиссера. Как можно все запланированное осуществить без него?
– Главными действующими лицами в любом театре являются актеры. А главный режиссер, на мой взгляд, – это тот человек, который их объединяет, решает их проблемы, ведет за собой. Поэтому, конечно, театру нужен главный режиссер, и мы верим, что однажды к нам придет такой человек, за которым с удовольствием пойдут наши замечательные актеры.