Город Виктор Попов, маунтинбайкер, студент МГТУ: «Бывает, что после тяжелой травмы просто боишься сесть на велосипед»

Виктор Попов, маунтинбайкер, студент МГТУ: «Бывает, что после тяжелой травмы просто боишься сесть на велосипед»

В субботу, 23 июля, в ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» на озере Банное прошел Кубок Урала по маунтинбайку, который впервые носил статус международных соревнований. А в воскресенье там же состоялся Кубок России. Самое активное участие в организации этих состязаний принял Виктор Попов, многократный победитель этапов Кубка России, Урала, трехкратный чемпион страны.

Чем отличаются русские маутинбайкеры от западных? Почему даунхиллеры (даунхилл – одна из дисциплин маунтинбайка) предпочитают низкие Уральские горы? Что помогает маунтинбайкерам выигрывать гонки? Об этом – в интервью Виктора Попова сайту Mgorsk.ru.

Виктор, спортсмены каких стран на этот раз приехали к нам в гости?

– В России международные соревнования по маунтинбайку проводились впервые, турнир еще не раскручен. Поэтому к нам приехали только наши ближайшие гости из Казахстана. Мы ждали еще гонщиков из Болгарии, но, очевидно, незнакомая трасса и дальняя дорога помешали им это сделать. На соревнованиях работал судья международного уровня из Норвегии, и мы слышали от него только положительные оценки по поводу трассы и организации состязаний. Прежде чем выйти на старт и выявить сильнейших, все гонщики имели возможность тренироваться на трассе в течение недели.

Как жителю Магнитогорска и одному из самых активных маунтинбайкеров нашего города, тебе наверняка пришлось принять участие в подготовке трассы по даунхиллу.

– Да, к сожалению, пришлось. Почему говорю, что к сожалению? Такая работа требует очень много сил и времени. Пришлось в 30-градусную жару работать сначала в лесу, на трассе и только потом готовиться к выступлению. Это очень тяжело. Думаю, что это в какой-то степени сказалось на моих результатах.

Ты занял в этих соревнованиях только второе место. Это неудача?

– Я допустил ошибку, в результате чего упал и проиграл первому призеру несколько секунд. Но для меня данные соревнования – очередной этап повышения уровня мастерства и возможность пообщаться со своими друзьями. И я получаю от таких соревнований огромное удовольствие вне зависимости от занятого места.

Гонщики, прежде чем выйти на старт, изучают трассу. А ты сам ее готовил и потому очень хорошо знал. Что, на твой взгляд, явилось основной причиной твоей ошибки?

– Скорее всего то, что я ехал одним из последних. Перед началом тренировок трасса тщательно чистится. Но потом она постоянно меняет свою форму: после того, как по ней неоднократно проедет около 100 человек, появляются новые ямы, выкатываются новые камни. И надеяться, что трасса останется по-прежнему вычищенной, невозможно. В связи с этим гонщик всегда должен быть готов к тому, что прямо перед ним появится какой-нибудь сюрприз. Я ехал, когда трасса уже была хорошо разбита.

Как можно быстро реагировать на такие сюрпризы на огромной скорости?

– Это умение приходит с опытом, который достигается не столько на соревнованиях, сколько на тренировках. Соответственно, чем больше у тебя опыта, тем выше скорость. Конечно, очень многое в даунхилле зависит от велосипеда, но необходимо развивать механику и собственного тела: не просто ехать верхом на велосипеде, а быть с ним единым целым, постоянно контролировать обстановку, чтобы из любой ситуации выехать невредимым и с наименьшими потерями времени.

Всегда ли тебе это удавалось?

– Всякое случалось. Бывало, что и не везло, как, например, в этот раз. Иногда скорость, развитая до максимума, теряется из-за какой-нибудь незначительной ошибки. Главное в таких ситуациях не растеряться, потому что в момент неожиданной остановки очень сильно сбивается дыхание. А зачастую бывает и очень больно, и психологически тяжело. Здесь выиграет тот, кто по максимуму оценит в данной ситуации свои силы и правильно разложит их по трассе.

Но ты ведь не первый год маунтинбайкер. Наверняка и вставать не всегда удавалось.

– Да, случалось и такое. Бывало, что и велосипед ломался, и меня на носилках уносили с трассы. Было много и переломов, и ссадин. Но мне, я считаю, везло больше, чем тем ребятам, которые, не успев залечить свои травмы, выходили на старт и снова травмировались, надеясь побыстрее проехать, но забыв при этом правильно рассчитать свои силы и мастерство. Маунтинбайк не зря считается экстремальным видом спорта – это прямое проявление характера, а иногда даже борьба за жизнь: есть такие моменты в гонках, когда ты чудом удерживаешься на грани.

И тебе не бывает страшно?

– Бывает, конечно. Очень тяжело, например, прийти снова на то место, где ты упал, и разобрать свои ошибки, чтобы в следующий раз проехать идеально. Я общаюсь с гонщиками и знаю, что психологический барьер после травмы или даже после обычного серьезного падения остается у многих. Преодолевается он только с годами. Так, в 2009 году я упал в середине сезона, и все остальные соревнования того года пропустил: было страшно не только ехать на скорости, но и просто садиться на велосипед. К счастью, в последние два года у меня нет никаких особых травм, и я нахожусь в отличной спортивной форме.

Что помогло преодолеть страх?

– Я понимаю это так: того, кто побывал в горах хоть раз, горы уже не отпустят. Я постоянно ощущаю тягу к горам, к их магическим местам. Мы ведь ездим на соревнования не только для того, чтобы кататься, но и для того, чтобы увидеть нашу необыкновенно красивую Россию. И именно с гор открываются вся ее красота.

С другой стороны, скорость – это своего рода эндорфин. И хочется постоянно поддерживать в себе это состояние.

В каких горах России ты уже успел побывать?

– Я объездил весь Кавказ, Цейское ущелье, Эльбрус, Домбай и горы Пятигорска. И, естественно, все горы вокруг Магнитогорска. А в августе этого года планирую съездить в Европу и там покорить несколько гор. Уровень развития маунтинбайка на Западе, конечно же, в несколько раз выше. Для меня это будет большим опытом. В данный момент несколько моих товарищей уже катаются там.

После гор Кавказа наши Уральские горы не кажутся тебе слишком низкими?

– Не буду спорить – наши горы, конечно же, ниже Кавказских. Но наш ГЛЦ «Банное» сейчас является одним из самых лучших мест для катания на маунтинбайках в России: у нас хорошо развита инфраструктура, удачно расположен сам горнолыжный центр и очень хороший рельеф горы, позволяющий строить много разнообразных трасс. При этом на Кавказе кататься намного дороже, чем у нас.

Зато, наверное, трассы длиннее и сложнее.

– У каждой трассы свои характеристики. Существуют и некоторые ограничения их по длине, ширине и однородности. Магнитогорск выигрывает в том, что у нас можно построить трассы любого вида в одном месте. Сегодня их около 12, чем ни один из городов России похвастаться не может.

На недавних соревнованиях трасса была очень сложной?

– Не могу сказать, чтобы трасса была очень сложной, но она позволяла проявить все качества гонщика. Приходилось показывать свой уровень владения маунтинбайком. При этом трасса была широкой, и у гонщиков был выбор способа преодоления препятствий. Например, крутые спуски и трамплины можно было объехать. Эти соревнования показали, что мы готовы войти в Кубок Европы, что, конечно, было бы очень грандиозно.

Международный уровень предполагает какой-то иной уровень подготовки соревнований?

– Конечно. Главное – безопасность. Все сложные участки должны быть оборудованы матами, рядом с ними должен находиться спасатель и большое количество контролеров, которые смогли бы сразу оказать помощь упавшему или травмировавшемуся участнику соревнований, а на финише – скорая помощь.

Серьезные требования предъявляются и к ширине трассы. Делать узенькую тропинку – уже прошлый век. Поэтому приходится долго и упорно работать, чтобы подготовить трассу шириной порядка пяти метров, которая позволит участникам проезжать тот или иной участок по любой траектории. Сегодня мы стараемся каждый раз идти на шаг впереди установленных регламентов.

Кто из магнитогорцев принял участие в международном Кубке Урала?

– Из нашего города было шесть человек. Это сильнейшие гонщики Магнитогорска: из «элиты» – Артем Ивахно и Сергей Капуста, из «мастеров» – Денис Трухин, который завоевал и Кубок Урала, и Кубок России, и наш прогрессивный «юниор» – Михаил Матвеев. Через пару лет он перейдет в «элиту» и наверняка будет оправдывать надежды магнитогорцев.

Кто стал победителем в этой категории на этот раз?

– Гонщик из Москвы Николай Пухирь, с которым мы бок о бок гоняемся уже в течение шести лет. Очень опытный гонщик.

В каких еще гонках, помимо даунхилла, ты участвуешь?

– Есть очень сложная дисциплина – «4Х». В отличие от даунхилла трасса для нее готовится при помощи специальной техники. Длина трассы составляет от 380 до 550 метров. На ней строится большое количество поворотов и трамплинов. А изюминка ее состоит в том, что на такую трассу выезжает сразу четыре человека. Борьба ведется между ними. В среднем таких четверок набирается от 4 до 8. Из каждой четверки двое, финишировавшие первыми, переходят в ¼ финала и т. д. до того момента, пока не останется последняя четверка. Физически и эмоционально такая гонка гораздо тяжелее даунхилла, так как длится до нескольких часов. Зато для зрителей она очень зрелищна.

Тебе удавалось выигрывать в таких гонках?

– Да. Я выиграл чемпионат России в 2007 году. В 2012 году снова планирую принять участие в «4Х» и надеюсь попасть в призеры. Однако моей основной дисциплиной все же является даунхилл.

В каких еще дисциплинах соревнуются маунтинбайкеры?

– Их много. В России развиты некоторые из них. Это кросс-кантри, который стал олимпийским видом спорта, езда по пересеченной местности и новая дисциплина дер-джампинг – прыжки на трамплинах. Я в соревнованиях по этим дисциплинам не участвую, но практикую их для собственного удовольствия. Кроме того, дер-джампинг помогает мне научиться красиво прыгать и правильно приземляться.

Меня удивил тот факт, что сразу после соревнований ты приступил к тренировкам. Разве не хотелось отдохнуть?

– После такой большой нагрузки организм стремится расслабиться. Если ему это позволить, потом будет тяжело привести себя в форму. Хорошая нагрузка после соревнований не утомляет, а, напротив, помогает полностью реабилитироваться. Тренировки являются важной составляющей побед. Особенно в межсезонье: бег, лыжи, а в хорошую погоду и езда на велосипеде. Мышцы должны постоянно оставаться в тонусе, только это позволяет легко восстановить все навыки с наступлением нового сезона.

Западные гонщики наверняка имеют определенную фору перед нашими?

– Происходит это за счет того, что в странах, где маунтинбайк уже достаточно развит, все гонщики соревнуются в командах. При этом в работу гонщиков включены только гонки и тренировки. Для остальных дел у них есть тренеры, механики и врачи. Гонки на Западе – это способ заработка, а нашему гонщику приходится всем заниматься самому.

Ты уже готовишься к выпуску из МГТУ. Что дальше?

– Я не думаю, что в ближайшее время даунхилл станет в России коммерческим видом спорта, поэтому мне, скорее всего, придется думать не о карьере спортсмена, а о работе на производстве. Но как хобби маунтинбайк останется со мной еще на долгие годы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления