В Магнитогорске завершился очередной государственный техосмотр тяжелой и внедорожной техники. Из более чем 3,5 тысячи единиц зарегистрированного транспорта в этом году осмотр не прошли примерно 1200 транспортных средств. Как часто тяжелая и внедорожная техника подлежат техническому осмотру? Могут ли снегоходы и квадроциклы разъезжать по улицам города? Как зарегистрировать самодельный вездеход? На эти и другие вопросы отвечает Валерий Сабуркин, главный государственный инженер-инспектор гостехнадзора Магнитогорска.
– Когда и с какой целью создавалась служба гостехнадзора в Магнитогорске?
– В 1994 году вышло постановление правительства России о создании в городах служб, которые занимались бы государственным надзором за техническим состоянием тяжелой техники. В то время я работал старшим государственным инспектором и отвечал за весь транспорт города Магнитогорска. В том числе и при расследовании ДТП. Но так получалось, что трактора, которые часто становились участниками дорожно-транспортных происшествий, нигде не были зарегистрированы, и найти их в таких случаях было практически невозможно. А ДТП случались и с тяжелыми травмами, и даже со смертельными исходами. Кроме того, с незарегистрированного транспорта государство не получало никаких налогов. Требовалось навести порядок с тяжелой техникой. Начальник транспортного отдела Магнитогорска П. Кострыкин попросил меня организовать в Магнитогорске службу гостехнадзора. И она появилась в марте 1995 года
– Разве на тракторах до тех времен не было никаких государственных знаков?
– Не было. Например, в тресте «Магнитострой» все трактора, находящиеся в аренде у строительных управлений, помечались серией СУ и любыми понравившимися им цифрами. При этом за их техническим состоянием следило только само управление. А согласно положению от 12 марта 1996 года, утвержденному постановлением правительства РФ, вся тяжелая и внедорожная техника, принадлежащая юридическим и частным лицам, должна быть зарегистрирована.
– Какая техника перешла в ведение вашей службы?
– Негабаритная тяжелая техника с мощностью двигателя от 50 кубических сантиметров и скоростью до 50 км в час. Это трактора и их прицепы, краны, финские сваебои и вся дорожно-строительная техника: экскаваторы, трубоукладчики, автогрейдера, скрепера, погрузчики, катки, асфальтоукладчики. В том числе и прицепные устройства: компрессора, передвижные генераторы, сварочные агрегаты и т.д. А также БЕЛАЗы и карьерные самосвалы, мощность двигателей которых превышает 500 лошадиных сил. За исправность всей этой техники при проведении гостехнадзора мы, можно сказать, отвечаем своими головами. А в этом году начнем регистрировать и технику, которая работает на аккумуляторных батареях с емкостью 4-5 кВт и выше.
– Что это за техника?
– Это кары, электрические погрузчики, а также краны на самоходных шасси. Еще недавно эта техника управлялась извне. Сегодня она усовершенствовалась – как и любая другая техника имеет кабину, оборудована сигнализацией, освещением, гидравликом и другими системами безопасности движения. В ближайшее время мы начнем заниматься регистрацией данной техники.
Конечно, за безопасность работы крановой техники ответственность несем не только мы. За ней следит и Ростехнадзор, который проводит испытания тросового оборудования. Но любая проверка все равно начинается с нас, потому что все, что касается безопасности движения, относится к нашей зоне ответственности. Мы проверяем все детали и механизмы тяжелой техники точно так же, как и при техосмотре легковых автомобилей.
– Много ли таких инспекторов, как вы в нашем городе?
– В городе нас двое: я и моя помощница. И на нас приходится 3,6 тысячи единиц техники. Но так как с 2004 года мы относимся к Министерству сельского хозяйства Челябинской области, то в нашу организацию входят и те инспектора, которые работают в районах, а их около 40.
– Все ли владельцы, чьи транспортные средства относятся к вашему ведомству, регистрируют их?
– Нет, не все. Но нам в этом плане помогает налоговая инспекция. В каждой организации она проверяет счет №1, к которому относятся все средства производства. Если налоговики выявляют незарегистрированную технику, то сообщают об этом нам. Эксплуатировать такую технику нельзя, потому что она не проходит ни годовые, ни прочие техосмотры. Чаще всего владельцы такой техники не оформили на нее документы по новым правилам, соответствующим постановлению 1994 года. А в 1995 году вышло постановление о паспортах самоходных машин, и кто их не получил, остался без права управления своим транспортным средством. Так многие снегоходы, которые в то время уже входили в моду, остались незарегистрированными. Сегодня их владельцы приходят к нам с просьбой сделать это, но мы уже ничем не можем им помочь.
– Какая ответственность предусмотрена для собственника, не зарегистрировавшего свое транспортное средство?
– Для физических и должностных лиц штраф – от 100 до 300 рублей, для юридических лиц – от 1000 до 3000 рублей.
– Много ли таких транспортных средств сегодня находятся у частных и юридических лиц?
- Из 3600 единиц более 900 находятся в собственности физических лиц и более 2,6 тысячи – юридических. А у государства почти ничего.
- Как много среди этой техники квадроциклов и снегоходов?
- 179 квадроциклов и 423 снегохода.
– Когда первые квадроциклы и снегоходы появились у нас в городе, и как часто магнитогорцы их приобретают?
– Уже в 1995 году они были у нас в городе. Любители побороться со стихией один на один у нас были всегда. Со временем их становится все больше и больше. Они участвуют и в соревнованиях, и в выставках. Совершенствуется и сама техника. Она становится более мощной. На машины, которые используются в состязаниях, ставятся усиленные подвески и вся ходовая часть, потому что обыкновенный снегоход или квадроцикл в условиях соревнований просто развалится. Особой популярностью в последнее время снегоходы и квадроциклы стали пользоваться у молодежи и тем более у охотников. Естественно, внедорожники старых марок их уже не устраивают. Поэтому старая техника такого вида долго у своих владельцев не задерживается, поскольку не выдерживает конкуренции с современной по выносливости, по мощности, по проходимости и скорости.
– Разрешено квадроциклам и снегоходами пользоваться дорогами общего пользования?
– Снегоходам – нет. А квадроциклам не запрещено, так как они, как и обычные мотоциклы, оборудованы и световой, и звуковой сигнализацией. А так как их владельцы сдают нам экзамены по вождению и правилам дорожного движения и получают удостоверения трактористов-машинистов с категорией А, то спортивные квадроциклы наравне со скутерами все чаще появляются на дорогах нашего города.
– А вы не увлекаетесь всевозможными «покатушками»?
– Я люблю бывать на таких соревнованиях. Очень сильно переживаю за участников: у меня дух захватывает, когда смотрю, как их внедорожники выбираются из непреодолимых для обычного транспорта луж, как сами себя они вытягивают из грязи при помощи лебедок… Но часто такая наполовину самодельная техника уже не подлежит регистрации, так как не соответствует данным технического паспорта.
– А самодельные автомобили вам приходилось регистрировать?
– У нас в городе много энтузиастов-любителей, которые способны сделать уникальные по своим данным автомобили. Например, двигатель у него стоит от легковой машины в 150 лошадиных сил, а ходовая часть взята от ГАЗ-66. Колеса у такой машины, как у трактора и, соответственно, клиренс поднимается до метра. Естественно, на такой машине и горные реки можно преодолевать, и прочие сложные участки. Но зарегистрирована сегодня только одна самодельная машина. Изменение любой конструкции легкового джипа у нас в стране недопустимо. А вот использовать узлы и агрегаты от других транспортных средств при наличии всех необходимых документов – возможно. Мы посмотрели эту машину, проверили все документы и зарегистрировали ее как внедорожник.
– Участвуете ли вы в расследованиях дорожных происшествий с участием тяжелой техники?
– Если есть такая необходимость, конечно, принимаем. И не только в дорожных. Например, однажды мы только проверили всю технику ММК. И в одном из цехов работал погрузчик. Водитель загрузил его рулонами рубероида и подъехал к стеллажам, чтобы такелажник уложил рубероид на полки. Такелажник уложил первую часть рубероида на полку, а потом подошел к ней с другой стороны и дернул один из рулонов, и полка перевернулась, засыпав и раздавив такелажника. При этом погрузчик был исправным.
Другой погрузчик подъехал к зданию, фасад которого красила женщина. Водитель вышел из кабины и пошел в здание. На руле у погрузчика есть автомат, который включает его и выключает. И водитель нечаянно при выходе из машины его задел, но не заметил этого. А погрузчик так устроен, что не начинает трогаться, пока не наберет нужное количество оборотов, поэтому водитель не увидел, как его машина поехала и придавила женщину к стене.
Серьезные аварии бывают и у трактористов. Например, автомобилисты часто обгоняют трактора и подрезают их. Однако трактор гораздо труднее остановить, нежели легковой автомобиль. При этом клиренс у него выше, и центр тяжести, соответственно, неустойчив. И если тракторист еще не очень опытен, трактор может легко опрокинуться.
Но чаще всего несчастья происходят при нарушениях техники безопасности, когда при работающем двигателе люди начинают подлезать к механизму. Например, у механизмов экскаватора есть крутящие моменты. Если к такому механизму подойти слишком близко, он может зацепить человека за одежду и закрутить его вовнутрь. Бывало и такое.
А в прошлом году один экскаваторщик попросил своего друга: «В системе тормозов воздух где-то травит. Посмотри, где, а то мне не видно». Тот пошел. Посмотрел на стороне водителя, перешел на другую сторону, а там видимости совсем нет, и экскаватор задним ходом проехал по человеку. А весит он 14 тонн! Хорошо еще ковш создавал неустойчивый центр тяжести, и колесо периодически поднималось, поэтому насмерть он его не раздавил, но ребра поломал сильно.
А однажды водитель оставил гусеничный трактор на включенной скорости и начал заводить его, стоя на гусеницах, что запрещено. И трактор, автоматически включившись, пошел задним ходом. Позади него стоял большой экскаватор. А гусеничный трактор – это большая мощь. Он и экскаватор опрокинул, и уже на будку шел, в которой находились люди. Хорошо, они увидели его и успели выскочить. Тяжелая техника – тяжелые последствия! Ее мощность значительно превышает мощность легковых и даже грузовых автомобилей, ведь она предназначена для чрезвычайно тяжелых работ.
– Как часто такая мощная техника подлежит осмотру?
– Ежегодно и ежедневно! Ежегодный осмотр проводится у нас с февраля по июль. Но помимо нас на каждом предприятии есть механики, которые несут личную ответственность за выпуск на линию исправной техники. Все механики прекрасно знают, что нужно проверять, чтобы не случалось то, о чем я только что рассказывал, и чтобы инспектору не пришлось задавать вопросы типа: «Что проверялось? А на что обращалось внимание на выпуске? А прошел ли водитель врача?» И т.д.
– Диагностика легковых автомобилей уже проводится при помощи электроники. Не планируется ли проводить ее подобным образом и на тяжелой технике?
– Как тяжелая техника, так и внедорожники настолько разнообразны, что создать под каждый вид свою диагностическую линию пока для нас слишком дорогое удовольствие. Поэтому основной «инструмент» на наших техосмотрах – опыт механиков и инспекторов. А техника, которая не прошла осмотр в указанные сроки, просматривается нами уже на линии.
– Как завершился осмотр тяжелой техники в этом году?
– Около 30% всей тяжелой техники технический осмотр не прошло. Главной причиной этого является то, что основной объем работ для такой техники предоставляет комбинат. А строительство к середине июня текущего года на нем значительно сократилось, и многие организации начали выходить из комбината в поисках новых работ в городе. Но и в городе сейчас немного работы. А так как техника стоит, то и смысла в прохождении техосмотра нет. Но организация все равно сдает нам заявление с указанием причины отказа от техосмотра вместе с госномером.