Противостояние магнитогорских маршрутчиков и местных властей началось незаметно для пассажиров. Минувшей зимой жители города ожидали обещанного наведения порядка на дорогах. Однако в феврале магнитогорцам пришлось мерзнуть на остановках по 30-60 минут, а по пути на работу становиться невольными участниками разборок между водителями и представителями власти. И равнодушных почти не осталось. Весной доведенные до отчаяния водители «Газелей» начали приковывать себя цепями к своим автомобилям: они хотели работать и получать зарплату у тех предпринимателей, которых знали много лет. Один из таких предпринимателей - Павел Ялинский. Его маршрутные «Газели» под именем «Стрелец» знакомы всем магнитогорцам. Почему все маршрутные такси Магнитогорска были поделены на легальные и нелегальные? Нужны ли горожанам, таксистам и самим предпринимателям «войны местного значения»? Об этом Павел Ялинский рассказывает в интервью корреспонденту Mgorsk.ru.
– Павел, каким образом все маршрутные такси Магнитогорска поделились на легальные и нелегальные, если государственные лицензии есть у всех? Или так называемых нелегалов лишили лицензии?
– Нет, лицензии нас никто не лишал, и даже наша производственная база лицензирована по всем правилам и законам: у нас есть необходимый для этого вида деятельности сертификат соответствия.
Причина разделения заключается в несовершенстве законодательства. К сожалению, федеральный закон о транспорте до сих пор лежит в Госдуме недоработанным. В сюжете НТВ, снявшем репортаж о ситуации в Магнитогорске, юрист из Москвы напрямую обращается к местным властям: «Приведите свои законодательные акты в соответствие с федеральными законами». В законе говорится: «Организация транспортного обслуживания населения является прерогативой администрации». Пользуясь этой трактовкой, нам и заявляют: «Мы будем организовывать конкурсы и диктовать свои условия». В законе о рекламе, которым руководствуется советник главы города Кирилл Маркевич, есть возможность продавать «право на заключение договора», поскольку рекламный щит стоит на муниципальной земле. А как продать такое право, если «рекламный щит» движется? Ведь уже существуют налоги на пользование дорогами и транспортные средства, которые мы исправно платим! Я согласен: обновления на рынке нужны, конкурсы нужны. Но условия последнего конкурса мы считаем кабальными. Поэтому 9 из 16 перевозчиков на этот конкурс идти отказались.
– Последнего? Значит, конкурсы на маршруты, подобные тому, что был проведен в январе этого года, уже проходили в Магнитогорске?
– Да, проходили, и мы в них участвовали. Первый подобный конкурс состоялся в 2005 году. Его организатором также выступила администрация города – управление инженерного обеспечения транспорта и связи.
– Зачем нужен был первый конкурс, если маршруты уже работали?
– Да, маршруты работали, но рынок на тот момент никем не контролировался. И администрация вышла к нам с предложение упорядочить движение маршрутных такси.
– Обиженные были?
– Были. Но возмущенных, как в этот раз, не было! Ни одна компания не ушла с рынка. Одного-двух маршрутов лишились только те компании, у которых либо не было ремонтных баз, либо они не на все машины смогли предоставить техническую документацию в полном объеме. Очень высокие требования предъявлялись к нарушениям правил дорожного движения. Тогда я сам с удивлением узнал, что у большинства моих водителей за три года не было ни одного нарушения!
Так же, как и в этот раз, сначала проходил допуск к конкурсу и рассмотрение заявок, а затем – сам конкурс по такой же балльной системе.
– Первый конкурс принес положительные плоды?
– На мой взгляд, принес, хотя жесткого квотирования машин на маршрутах по-прежнему не было. И я как профессионал в своем деле могу сказать, что порядок на маршрутах действительно необходим. Но сегодня мы выступаем против тех методов, которыми городские власти этот порядок наводят. Рынок уже сформирован. Задача власти – грамотно им управлять, а не трансформировать его в чьих-либо интересах.
– Если и вы, и администрация – за наведение порядка на маршрутах, то в чем заключаются проблемы, которые вызвал второй конкурс?
– Переговоры с администрацией у нас начались еще в ноябре 2010 года. Нас, как профессионалов, попросили прислать свои предложения по реорганизации рынка пассажироперевозок. И мы, естественно, откликнулись на эту просьбу. Но на наши письма мы не получили ни одного ответа.
Вскоре нас собрал советник главы города и объявил, что посчитал все наши доходы. Он при нас взял в руки калькулятор и умножил число пассажиров на стоимость проезда. Получилась довольно большая сумма. В связи с этим он решил, что мы должны платить в бюджет по 12 тысяч в месяц с каждой машины! По залу, естественно, прокатился ропот, ведь посчитан был только относительный валовой доход. А как же расходы – на топливо, на зарплату, на ремонт, на замену колес, амортизацию, коммунальные платежи, коэффициент выхода и так далее? В ходе переговоров он согласился снизить выплаты (помимо обычных налогов) до 4 тысяч рублей в месяц. Но, если я честно заработал 10 тысяч, почему я должен отдать почти половину? А ведь по условиям конкурса я должен развиваться: покупать иномарки, развивать ремонтную базу и т.д. Из каких денег? Кому нужно такое ярмо на шею? Именно поэтому большинство действующих перевозчиков решили не принимать участие в конкурсе.
– Но ведь «Форды» и «Фиаты» куда комфортабельнее.
– Согласен. Но в нашем городе они убыточны. Так, чтобы заправить «Форд», в день потребуется порядка 1000 рублей, а для «газели» достаточно 300 рублей. При этом стоимость новой машины типа «Форд» или «Фиат» составляет 1 миллион 200 тысяч рублей! А одно из условий конкурса обязывало нас поменять 25% автомобилей на иномарки за год! Поэтому основная тяжесть за оплату иномарок легла бы на пассажиров: если мы будем работать на «Фордах», то цена билета вырастет до 20-25 рублей. Соответственно, проезд в трамваях вырастет до 15 рублей. Но это случится в том случае, если мы проиграем.
– А вы верите в победу?
– Вся проблема заключается в том, что беспредел творится сегодня, а доказать его наличие я могу только спустя какой-то промежуток времени, необходимый для проведения судебного производства. Плюс решения суда наверняка будут обжаловаться. И снова пройдет какое-то время, за которое я могу потерять свои позиции на рынке, деньги и людей, которые найдут иную возможность зарабатывать. Но нам есть на что опереться: Орджоникидзевский районнный и областной суд уже вынесли свои решения в нашу пользу. Кроме того, нас поддерживают прокуратура и антимонопольная служба.
– Как вы в свое время предлагали навести порядок?
– Мы не только предлагали, но и делали, откликаясь на все социальные акции администрации и внося посильную лепту в безопасность движения на дорогах.
– Есть пример?
– Конечно. Один из перевозчиков по собственной инициативе оплатил установку светофора на перекрестке улиц Бориса Ручьева и Ворошилова. А наша компания финансировала установку как минимум двух светофоров. Помимо этого, мы постоянно участвовали во всевозможных благотворительных акциях.
– Вы можете обозначить недостатки рынка, который существовал до 26 января 2011 года?
– Был переизбыток «газелей». Но не такой масштабный, о каком нам говорили. У нас на тот момент действовало 1266 маршруток, администрация предлагала снизить их количество до 800. Практика показала, что этого количества «газелей» недостаточно для нашего города. Не было единого расписания движения маршрутных такси, плотного контакта администрации с перевозчиками.
– Какой была реакция администрации на ваши предложения?
– С нами разговаривал только Кирилл Маркевич. По нашим ощущениям, он смотрит на перевозчиков свысока. Более того, он отказался показать нам свои расчеты, ссылаясь на то, что не обязан нам ничего доказывать. С таким человеком невозможно вести конструктивный диалог. Именно в этом заключаются мои самые большие претензии к администрации. И тогда, и сейчас я прошу у администрации только одного: «Дайте нам для переговоров адекватного специалиста! Почему с нами разговаривает человек, который ничего не смыслит в сфере транспортных услуг?»
– Но он говорит о безопасности людей в городе.
– В одном из местных телесюжетов показали дороги, на которых две из трех полос завалены снегом. В нашем городе снег не чистили с декабря прошлого года. В результате все машины вынуждены были двигаться по одной свободной полосе. В том числе и маршрутные такси. Да, можно сказать, 70% ДТП произошли с участием маршруток. Но какой процент из этих ДТП произошли по вине самих водителей «газелей? Эту статистику никто не озвучивает, видимо, потому что она не в пользу администрации.
– Мне кажется, что сами маршрутчики не всегда жили между собой дружно.
– Да, на дорогах у нас случалось всякое: и до разборок дело доходило, и 90-е к нам возвращались. Но уже к концу 2007–началу 2008 года рынок пассажирских перевозок сформировался. Вместе с ним перевозчики установили для себя негласные правила игры, которые каждый старался соблюдать: никто не хотел передела на этом рынке.
– Какие виды деятельности вы вправе осуществлять в соответствии со своим сертификатом?
– Сертификат позволяет нам обслуживать автомобили практически всех марок, но мы специализируемся конкретно на ремонте «Газелей». Для обслуживания своих машин мы собрали бригаду первоклассных слесарей. У нас есть профессиональный агрегатчик, пгазели», но даже разобрать и собрать ее при необходимости заново.
– Но ведь на линию ваши маршрутки не выходят, поскольку у вас нет договора с администрацией?
– Выходят. Мы работали и работаем, несмотря на то, что нас постоянно останавливают и увозят наши «газели» на штрафстоянки. И будем продолжать работать, поскольку делаем это вполне законно, что докажем в судах.
– Кто участвовал и победил в январском конкурсе?
– Всего несколько компаний, некоторые из которых не могли до этого пробиться на рынок из-за отсутствия, например, ремонтной базы или оборудованного медицинского кабинета. Другие же рассчитывали на то, что водители, имеющие в своем арсенале 1-2 «газели», перейдут от своих прежних работодателей к ним.
– Почему вы и другие перевозчики, не принявшие участие в конкурсе, не считаете себя побежденным?
– Потому что все решения суда, которые вынесены до настоящего моменты, говорят о нашей правоте.
– Какие нарушения суд усмотрел в действиях администрации?
– Заявки на участие в конкурсе подавались без указания дат и были оформлены с двойной нумерацией. У заявителей не хватало транспортных средств. Например, «Класс» выиграл конкурс на восемь маршрутов при наличии всего 20 машин из 160 заявленных! Точно так же ТНТ, имея 150 «газелей», выигрывает конкурс на 400 машин! Кроме того, не были осмотрены производственные базы участников конкурса. Но рынок состоялся, рынок работает, рынок приносит деньги. Такой «пирог» привлекает многих.
– Почему перевозчики соглашались подписывать заявки задним числом?
– Потому что они уже заплатили задаток порядка 300 тысяч рублей за каждый маршрут.
– Несколько маршрутных такси были сожжены в ходе «баталий». Кто и зачем, на ваш взгляд, это делал?
– Точно я этого не знаю, но могу привести несколько примеров по этому поводу. Одна сгоревшая маршрутка была взята в лизинг, значит, была застрахована по полному каско. Другая маршрутка сгорела у предпринимателей, которые уже не раз были замечены в страховом мошенничестве.
– А разве не все маршрутки страхуют?
– Страхуют все, но далеко не все по полному каско.
– Откуда вам известны такие подробности?
– В свое время администрация подавала в суд на одного предпринимателя, который хотел забрать чужие маршруты, и просила меня выступить в арбитражном суде в защиту администрации. Тогда мы совместно с администрацией выиграли дело.
– Сегодня вы ощущаете поддержку общественности?
– Конечно. За нас болеют коллеги из Оренбурга, Челябинска, Иваново, Омска, Снежинска и других городов. Причем нас поддерживают не только горожане, но и телевидение, и представители среднего и малого бизнеса.
– Как и когда вы начинали работать с маршрутками?
– В 2000 году появились первые предприниматели, решившие перевозить людей на маршрутках. Во всем городе тогда действовало только две линии – маршрут №7 и маршрут №21. Другие направления казались нерентабельными. Но мы решили создать новый маршрут и рискнули купить для начала одну «газель». Так появился в Магнитогорске маршрут, который сегодня магнитогорцам известен под №31. Тогда все – и друзья, и конкуренты - убеждали нас, что люди не будут пользоваться этим маршрутом, но мы упорно ездили по нему, потому что были уверены: такой маршрут магнитогорцам необходим. И со временем он стал чуть ли не самым востребованным в городе.
– Вам кто-то помогал разрабатывать маршруты, ремонтировать машины, оформлять документы, договариваться с властями или вы все делали сами?
– Сначала мы искали помощи и поддержки в городе. Пришли в «Автобусный парк» и предложили его руководству сотрудничество на договорной основе. Согласно нашим задумкам, мы должны были платить «Парку» определенный процент от своей прибыли, а они, в свою очередь, обеспечить нам легитимность. Но руководство «Парка» отказалось от сотрудничества, дав нам четкий и однозначный ответ: «Вы нам не конкуренты». И мы вынуждены были развиваться самостоятельно.
– В чем заключалось развитие?
– Мы старались улучшить качество перевозок. Вскоре смогли купить еще две «газели» и объединиться в группу единомышленников с другими предпринимателями. И, естественно, у нас сразу возникло общее мнение: если бизнес строить, то не однодневку, а надолго и всерьез. После принятия такого решения мы начали присматривать для своего бизнеса ремонтную базу, поскольку все машины имеют свойство ломаться. В результате получили производственную базу площадью шесть тысяч квадратных метров с теплыми боксами и мойкой.
– Но, как я понимаю, для работы на любом транспорте, тем более пассажирском, водитель должен проходить медицинский осмотр.
– И не только. В каждом таксопарке обязательно должен быть еще и диспетчер, который координирует движение всех машин. Поэтому у нас есть и диспетчерский пункт, и медицинский – все то, чего нет у нынешних легальных перевозчиков, некоторые из которых выписывают маршрутные листы прямо во дворах своих жилых домов. Здесь же, во дворах, стоят и их маршрутки.
– Какую задачу вы собираетесь решать в первую очередь?
– Добиваться выполнения решений суда от администрации, поскольку федеральный закон все же первичен по отношению к муниципальному. Мы планируем отстоять свой бизнес и спокойно работать, повышая комфорт и безопасность перевозок. Уверен, нынешней транспортный коллапс – временное явление.