В последние годы в Челябинской области активно развивается джиперское движение, и Магнитогорск – один из его центров. Кто и как становится джипером? Ради чего джиперы «перекраивают» свои дорогие машины и даже делают из них «котлеты»? Чем привлекают их «Первая грязь», «Магнитка Трофи», «Шелковый путь», «Бермудский треугольник», «Скальная лаборатория»? Что им ближе – «покатушки» или тяжесть серьезных соревнований? В каких дисциплинах соревнуются джиперы? Чем удивят они нас в этом году?
– Дмитрий, когда был создан ваш клуб, и чья это была идея?
– Клуб мы – я и мои друзья – создали в 2008 году. До этого любили ездить семьями в лес за грибами. Но однажды одному из нас совершенно случайно достался внедорожник. Естественно, он захотел на нем попутешествовать и в одну из поездок позвал меня. Мы отправились на Иремель. Я был уверен, что уже вечером вернемся домой, поэтому не взял с собой никакой теплой одежды. Но лето в тот год выдалось очень дождливым, и мы застряли в грязи. Оказавшись дома к концу следующего дня, я всем объявил, что это была моя первая и последняя поездка такого рода. Однако вскоре стал подбирать машину, которая подошла бы для таких путешествий, а купив, начал готовить ее к экстремальным условиям.
– Какие критерии тогда вы оценивали как самые важные?
– Машина должна была быть большой и вместительной, с мощным двигателем. Поэтому купил Nissan Patrol.
– И какое направление вы выбрали для своего первого путешествия?
– Зюраткуль. Добирались мы до него по насыпи, оставшейся от узкоколейки. После поездки я поставил на машину колеса на 35 дюймов, лебедку и железные бампера и решил на
ней же принять участие в соревнованиях.
– В каких соревнованиях вы впервые приняли участие, и где они проходили?
– Впервые я принял участие в очень популярных в нашей области соревнованиях на Кубок Беркута в Троицке. Но не на своей машине, а на Mitsubishi Pajero Сергея Сушунова, одного из участника нашего клуба. Заняли мы тогда почетное предпоследнее место, но нисколько не огорчились, поскольку для нас главным было доехать до финиша: в отличие от прочих участников мы не имели GPS-навигатора и ориентировались только по карте. Напротив, мы поймали тот самый кураж, от которого хочется стать первым. Поэтому в следующих в соревнованиях, которые состоялись на станции «Минутка» и назывались «Магнитная аномалия», я принял участие уже на своей машине.
– А кто явился первооткрывателем подобных соревнований в Магнитке?
– «MAGWD» – «Магнитка Трофи». На мой взгляд, это были очень достойные, тяжелые соревнования.
– Что значит «тяжелые»?
– В отличие от «покатушек», куда съезжаются обыкновенные любители покататься на джипах по бездорожью, тяжелые соревнования предполагают серьезные трассы с серьезными препятствиями. В них участвуют только те, кто ставит перед собой цель добиться в них высоких результатов.
– Почему вы не остались обыкновенным участником, а создали свой клуб?
– Увлекшись соревнованиями внедорожников, мы, естественно, начали участвовать и в их организации. И однажды увидели, что людей, заинтересованных в этом, стало
довольно много. Именно в тот момент мы поняли, что пора нам приобрести официальный статус, чтобы писать пригласительные письма и общаться с местными властями.
– Почему ваш клуб стал именоваться «Леший»?
– С нами на соревнования всегда ездят наши семьи. Жены помогают печатать списки участников, записывают номера машин, выдают бортовые наклейки. А дети выступают в качестве болельщиков. На очередном соревновании одному из них очень понравился участник, которого он окрестил Лешим. Нам это имя понравилось, и мы решили назвать свой клуб «Леший», тем более что с лешими нас объединяет любовь к природе.
– Однако вы же не живете в лесу, как лешие.
– Зато практически каждый выходной выезжаем за город во всевозможные экспедиции. Да и соревнования наши тоже проходят не в городе, а где-нибудь на природе. Чаще всего именно в лесу.
– Сегодня в России клубов, объединяющих любителей внедорожников, довольно много. Вы не боитесь затеряться среди них?
– Затеряться может только тот клуб, который ничем себя не проявляет в обществе внедорожников. А соревнования, организованные нами, уже завоевали среди джиперов довольно высокий статус.
– Сколько сегодня в Магнитогорске клубов, подобных вашему?
– Четыре. В прошлом году мы организовали совместный чемпионат, чтобы согласовать трассы и даты проведения соревнований. К нам присоединился Троицк.
– А по дисциплинам вы тоже определяетесь?
– Да. Например, ребята из «MAGWD» проводят в основном «спринт» и GPS-ориентирование. Мы в 2010 году делали «линейную гонку», а в этом году готовим GPS-ориентирование и организуем «Экстрим-фестиваль». Для того чтобы грамотно распределить время, место состязаний и не повторяться в дисциплинах, мы проводим совместные совещания клубов. Вместе ездим и на соревнования в другие города. Иногда нас собирается целая колонна.
– Где вы проводите свои соревнования?
– В Башкирии. Преимущественно в районе Абзаково. А первые, в организации которых участвовал лично я, назывались «Скальная лаборатория» в Арском Камне. Это произошло в 2008 году. Такое название эти соревнования получили за большое количество камней, по которым была проложена трасса, и скальных выступов, рядом с которыми она проходила. Помимо основной работы по подготовке трассы я готовил грамоты, наклейки и все, что необходимо для судейства.
– В каких дисциплинах соревнуются джиперы?
– Их много. К примеру, линейное ориентирование, когда по кругу ставятся КП, расположенные друг за другом на одной линии. Их нужно «собрать» в той последовательности, в которой они поставлены. Трудность состоит в выборе дороги. Необходимо выбрать ту, которая приведет к нужному КП и как можно скорее.
– Для зрителей интересен такой вид соревнований?
– Конечно. Для них мы организуем специальные «коридоры прохождения». Именно они являются наиболее зрелищными, так как здесь экипажи показывают все свое мастерство.
Далее – джип-триал: на трассе ставятся «коридоры преодоления», за пределы которых выезжать нельзя без получения штрафных очков. Проводятся такие соревнования на стадионах для мотокросса, как, например, в Магнитогорске проходил «Танкодром-2009». Там же, на стадионе, один из наших клубов регулярно организует кольцевые соревнования по спринту, в которые включено много труднопроходимых грязевых участков.
Еще есть трофи-рейды. Они включают в себя GPS-ориентирование, линейное ориентирование и прочие соревнования внедорожной тематики.
– Джип может пройти по болоту?
– Здесь все зависит от опыта экипажа и технической подготовки самого джипа. Машина передвигается по вязкой поверхности болота на медленной скорости и на спущенной резине. Резина спускается, чтобы увеличить пятно контакта с грунтом, что увеличивает проходимость. Экипаж идет рядом с автомобилем и толкает его.
– Не бывает ли на трассах, проложенных для соревнований, слишком опасных для спортсменов участков?
– Когда мы выбираем место для КП, то, прежде чем отметить его на карте, осматриваем все пути подъезда к нему. В любом случае КП должен быть берущимся.
– Что это значит?
– Это значит, что любой экипаж сможет безопасно для себя подъехать к нему. Подъезд к контрольной точке может быть завален камнями или упавшими деревьями, через которые, конечно же, не стоит бездумно ломиться. Но трасса ни в коем случае не будет проходить по самому краю скалы. Участникам соревнований необходимо выйти из
машины и найти оптимальный путь до КП. А поскольку в любых соревнованиях опасность потенциально существует всегда, то экипаж, помимо того, что у него есть лебедка, обязан дополнительно страховать свой автомобиль. Для этого в каждой машине должны быть веревка или трос.
– Осенью 2010 года в Абзаково проходили соревнования, в которых участники совершали переправу через реку. Уже после двух-трех первых машин крутой подъем из реки стал непреодолимым из-за скользкой грязи.
– Мы тоже участвовали в тех соревнованиях, и этот спецучасток нам очень не понравился. Наш экипаж был единственным, преодолевшим это препятствие. Но при этом мы ударили подвеску, помяли раму и рычаг о камень, вода попала в салон… Участок был организован неграмотно, поэтому для всех остальных участников решили его отменить.
– Помимо джипов какие-нибудь еще машины принимают участие в ваших соревнованиях? Квадроциклы, например.
– Квадроциклы относятся к совершенно другому классу, поэтому они участвуют в наших соревнованиях только в случае, если представлено больше трех экипажей класса ATV. А вне зачета любой внедорожник может прокатиться по трассе.
– А что такое «котлеты»?
– Любая из них когда-то была обыкновенным джипом, в котором потом какие-то детали были заменены на другие. Хозяин что-то убрал из него, а что-то, напротив, добавил. То есть это джип, который специально готовили для спорта. Но от этого он не перестал быть джипом! Наши УАЗики тоже относятся к классу джипов, поэтому и они принимают
участие в зачете.
– Как распределяются соперники в соревнованиях внедорожников?
– По категориям. Например, все машины, относящиеся к категории «спорт», соперничают между собой.
– Как определяется категория?
– По размеру колес, по конструкции мостов и т.д. Например, в машинах категории «экстрим» предусматривается наличие лебедки, а в «стандарте» ее нет. Даже «Нива», на которую хозяин установил лебедку, в любом случае попадет в категорию «экстрим». Либо ее придется опломбировать, чтобы машина прошла в «стандарт». Категория «экстрим» предполагает размер колес до 33 дюймов, а «спорт» – выше 33, и здесь разрешено использовать две лебедки.
Перед стартом технический комиссар проверяет, соответствует ли машина той категории, на которую ее заявил экипаж.
– Кто выступает в качестве судей, и каковы критерии судейства в соревнованиях джиперов?
– Судьями являются сами организаторы соревнований, поскольку специально подготовленных людей для данных соревнований в России нет, а приглашать судей Российской автомобильной федерации дорого и не имеет смыла.
Главный критерий, по которому мы судим о правильности прохождения дистанции, является КП. По нашим правилам, все экипажи обязаны сделать фотографию на каждом
контрольном пункте. При этом в кадр должны попасть КП, машина и участник соревнований, одной рукой касающийся КП, а другой – неотъемлемой части своего джипа. Кроме этого обязательно должны быть видны либо бортовой, либо государственный номер машины. Если фотография не соответствует требованиям, прохождение КП не засчитывается.
Также участники имеют право фотографировать соперников во время нарушения какого-либо регламента соревнований. Например, если джип с категорией «стандарт» будет пользоваться лебедкой и нам предоставят соответствующий фотофакт, то экипаж-нарушитель будет дисквалифицирован. Соответственно, участникам запрещено пользоваться лебедкой без корозащитной стропы, сливать на почву масло, оставлять детали после ремонта и валить деревья. Ну и, конечно, учитывается время прохождения дистанции. Здесь речь часто идет о секундах.
– Расскажите о своих компаньонах. Кто они?
– Дмитрий Чеботарь работает в «Джипсервисе», занимается подготовкой машин к соревнованиям, с Сергеем Сушиновым нас связывают общие дела по бизнесу, Эдуард Жучко – работник ММК.
– На соревнованиях вы как-то распределяете между собой обязанности?
– В основном мы все взаимозаменяемы, но некоторая специализация у каждого все же есть. Например, Дмитрий Чеботарь чаще всего выполняет роль технического комиссара, Эдуард выступает в роли главного судьи, мы с Сергеем принимаем и оформляем заявки участников, а с 2010 года начали практику их страхования от несчастных случаев за счет заявочных взносов.
– А такие случаи бывали?
– На наших соревнованиях – нет. Но страховка лучше пусть будет.
– Кто, помимо вас, самих учредителей, может стать участником вашего клуба?
– Любой желающий. Никакой процедуры приема в клуб у нас нет. Чаще всего новички приходят к нам, когда мы, собравшись дня на три в очередную экспедицию, даем объявление на форуме.
– И все же одно условие наверняка есть – наличие машины.
– Естественно. Без нее невозможно участие ни в экспедиции, ни в соревнованиях. Но на форуме своего сайта мы общаемся и с теми, кто только планирует покупку машины. Недавно мы выезжали на водопад Атыш. Перед отъездом выложили информацию об этом для всех посетителей нашего сайта. Кто мог, присоединился к нам еще в Магнитогорске, а когда мы приехали на место и разбили лагерь, к нам подъехали джиперы из Уфы.
Часто с нами выезжают и те, у кого есть машина, не относящаяся к внедорожникам. Им, естественно, труднее проехать по тем местам, где можем проехать мы. Но если водитель – человек опытный, то он преодолеет любые препятствия. Особенно если хорошо подготовит свою машину к путешествию.
– Каковы тенденции развития джиперского спота в Магнитогорске?
– Число участников в наших соревнованиях постоянно растет. В прошлом году к нам приезжали молодые ребята из Златоуста и Челябинска. Каждое соревнование мы анализируем и делаем выводы, которые учитываем при подготовке следующих стартов. Например, в следующий раз мы хотим уменьшить перегоны, чтобы участники не уезжали слишком далеко от базового лагеря. Думаю, уже не так далеко то время, когда наши соревнования смогут приобрести статус областных.
– Какие соревнования джиперов в Челябинской области вы считаете наиболее престижными для участников?
– Мне лично нравится «Бермудский треугольник», который организуют ребята из Челябинска. Хорошо зарекомендовал себя троицкий «Шелковый путь». Интересны для нас «Магнитка-трофи» и «Первая грязь».
– «Леший» завоевывал в них призовые места?
– Неоднократно. В 2009 году на фестивале в Абзаково, в прошлом году – в «Магнитка-трофи», «Первой грязи» и в «Шелковом пути» в категории «экстрим».
– Где и когда пройдут ближайшие соревнования, организованные вами?
– Осенью в Абзаково мы планируем провести совместно с ГЛЦ «Абзаково» фестиваль экстремальных видов спорта для внедорожников: мотоциклов, квадроциклов и джипов. Он будет достаточно зрелищным для гостей ГЛЦ и интересным для участников. 13–14 августа пройдут соревнования по GPS-ориентированию «Скальная Лаборатория – V». Место проведения – лес, горы, болота в Башкирии. Думаю, зрителям будет на что посмотреть.