Влияет ли связь поколений на качество производства? А если влияет, то что делать, чтобы это влияние оставалось положительным? Чем отличаются люди науки от производственников? Возможно ли объединить эти отличия в одном человеке? Почему и в чем мы отстаем от Запада, когда речь идет о связи науки с производством? Способна ли наша наука с опережением готовить людей для нового оборудования металлургической и других отраслей народного хозяйства России и других стран? Какова роль факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов в процветании России?
– Александр Борисович, вы осознанно пошли учиться в МГТУ или, как говориться, за компанию?
– После окончания школы в 1988 году я вполне осознанно решил поступать в МГМИ на технологический факультет. Сейчас – факультет технологии и качества МГТУ. Для меня это было принципиально, поскольку те прокатные станы, которые работали тогда на комбинате, сегодня заставляют меня и удивляться, и восхищаться, и обращать на себя пристальное внимание.
– То есть вы, когда поступали, были уже хорошо знакомы с производством?
Я тогда, конечно, еще не мог разбираться ни в прокатных валках, ни в типах станин, ни в их преимуществах, но мне было интересно, и я хотел во всем этом разобраться. Я видел, что на комбинате есть несколько прокатных станов (а тогда их уже было более 10), и считал, что наверняка смогу найти себе применение на одном из них.
– И тем не менее вы остались в вузе, поступили в аспирантуру. Вам удалось поработать на комбинате, ближе познакомиться с его производством?
– Мой отец работал в управлении ЖДТ комбината с 60-х годов и прекрасно знал весь комбинат, поскольку железная дорога обслуживает все производство. У меня же была возможность приходить после школы к отцу, и он рассказывал мне обо всем. Бывал я и на мамином рабочем месте в организации ГПКИ «Проект–автоматика», которая тоже была тесно связана с металлургическим производством. Ко мне с детства доброжелательно относились все сотрудники моих родителей, и я видел, что люди вкладывают в производство душу. Все это сыграло в моей жизни большую роль. Кроме того, у нас, пока я учился, было несколько прекрасных производственных практик. Я имел возможность стоять возле клетей, мы разбирали и собирали валки при их демонтаже, укладывали охлажденный и выправленный металл. Уже тогда я понимал: чтобы жить интересно и жить хорошо, нужно что-то делать.
– Вы еще довольно молоды. Как вы восприняли свое назначение на роль декана факультета, где учатся в основном люди, умудренные практикой и опытом?
– Ситуация в стране менялась достаточно интенсивно, и, естественно, это не могло не коснуться образования. В связи с этим возникала необходимость в людях, которые соединяли бы производство и образование. Обычно ученые увлечены своими идеями, а производственники целиком погружены в свое дело. И не всегда одни могли понимать других, даже несмотря на то, что вторые вышли в свое время из первых. Происходило это из–за разницы в задачах. Основная идея производства – уметь. Производственник не обязательно должен знать, почему происходит именно так, но он должен уметь сделать все в соответствии с поставленной задачей. А в вузе на первое место ставятся знания. Ученый может не уметь воплощать свои идеи в жизнь, но он должен знать, как добиться желаемого результата.
– Наверное, это потому что практики в вузах маловато.
– Я согласен с вами: в вузах действительно меньше практики, чем в сузах. Тем не менее необходимость соприкосновения двух передовых частей общества – производства и образования – очевидна. Особенно сейчас, когда производство развивается в сторону высоких технологий. В результате начали появляться отраслевые союзы, которые ставят своей задачей решение производственных вопросов с помощью образования и регулярного повышения квалификации – под стать тому темпу развития производства, которое мы имеем сегодня.
– Мы сильно отставали?
– Я бы даже не стал придавать этому вопросу прошедшее время. Но мы отставали и отстаем не в науке, а во внедрении наших научных решений в производство и в доведении их до конкретного рубля. Об этом сегодня говорят и правительство России, и сам президент. Именно для решения этой проблемы были созданы бизнес-инкубаторы. Я считаю, что внедрение научных открытий в производство – это общегосударственный вопрос.
– Часто внедрение изобретений застопоривалось на межпроизводственных договоренностях, когда два или несколько производств не могли решить, кто, что будет делать и что каждое из них будет за это иметь.
– Я думаю, что сегодня такие вопросы должны решаться на уровне не договоренностей, а законов.
– Такие законы уже есть?
– Они готовятся. Мы хорошо продвигаемся в этом вопросе, но я пока не видел процедур, которые были бы прозрачны и понятны для всех. И такие отраслевые союзы как НП Международный Союз Производителей металлургического оборудования «Металлургмаш», призваны решить эту задачу. Директором «Металлургмаша» является профессор кафедры ОМД Олег Николаевич Тулупов. Он очень хорошо объясняет, как важно заниматься не только модернизацией производства, но и параллельно – повышением квалификации тех людей, которые будут работать на новом оборудовании.
– Обучение даже, наверное, не параллельно должно вестись, а с опережением?
– Да, есть такой термин – «с опережением». Связан он с перераспределением востребованных рабочих мест на рынке. Обучение и стажировка на новом оборудовании должны происходить уже на этапе подписания контракта о покупке оборудования, когда уже известны его основные характеристики и где стоят аналоги. Но у нас, к сожалению, часто получается так: то проект заморозили, то деньги закончились… Вот здесь-то и нужна какая-то общегосударственная программа, поддерживающая производственников и в модернизации оборудования, и в опережающей возможности обучения.
– Не каждый рабочий сможет сегодня позволить себе повышение собственной квалификации. Идет ли навстречу желанию учиться руководство комбината?
– К сожалению, повышение квалификации, как и дополнительное, и даже основное образование все в большей степени перекладывается на плечи самих желающих получить образование. И здесь надо понимать то, что повышение квалификации, если оно правильно организовано и проведено, открывает новые возможности и, соответственно, новый уровень достатка.
– Но разве само руководство ОАО «ММК» не заинтересовано в повышении квалификации своих работников?
– Заинтересовано. И у нас есть хорошие проекты, связывающие наш факультет с комбинатом, а также целевая подготовка специалистов, которой мы занимаемся уже более семи лет. Каждый год представитель отдела кадров комбината появляется в МГТУ и отбирает для себя желающих после обучения пойти работать на комбинат. Те, кто прошел отбор, получают у нас дополнительное образование, которое оплачивает комбинат.
– Повышение квалификации предполагает наличие высшего образования?
– До настоящего времени повышение квалификации в МГТУ предполагало повышение квалификации с высшим и средним профессиональным образованием. С этого года, когда мы объединились с сузами и университет стал комплексом, у нас появилась возможность повышать квалификацию и рабочих с начальным профессиональным образованием.
– Где они проходят обучение?
– На базе сузов, входящих в комплекс МГТУ. Повышение квалификации рабочих проводится на договорной основе с предприятиями города с использованием современных тренажеров, программное обеспечение для которых разрабатывали ученые МГТУ и специалисты комбината. В конце ноября, например, сдавала экзамен группа рабочих сортопрокатного производства. Чтобы попасть в такую группу, рабочему ОАО «ММК» достаточно подать заявление своему руководителю. Мы говорили о производственной необходимости опережающего обучения. Но, с другой стороны, вузы тоже должны быть готовы к условиям современного производства. То есть тоже повышать свою квалификацию. Причем делать это раньше, чем производство затребует новых знаний от своих сотрудников.
– То есть разбираться в производстве не меньше самих производственников?
– Естественно. Ученые должны быть не кабинетными работниками, а внедренными в производство, часто бывать в командировках и на повышении квалификации. Для осуществления этой задачи у нас есть система хоздоговорных работ и достаточно крепкие связи между МГТУ и ОАО «ММК». Через НП Международный Отраслевой Союз «Металлургмаш» мы имеем возможность объединять и производителей производственного оборудования, и его потребителей, и образовательные учреждения. И когда «Металлургмаш» начал завозить к нам людей с различных предприятий страны, повышающих квалификацию, ему потребовался человек, который представлял бы интересы и МГТУ, как вуза обучающего, и самого Международного Союза. А так как Олег Николаевич Тулупов был моим руководителем по диплому и мы стали близкими по духу коллегами по работе, то он попросил меня поучаствовать в данном проекте наравне с другими кафедрами МГТУ. Через эту работу я вошел в контакт с очень многими преподавателями нашего вуза. И когда вслед за новой волной модернизации производства пошел хороший поток слушателей на факультет повышения квалификации, появилась необходимость в заместителе декана. Решением ректора два года назад им был назначен я. А в начале этого года – деканом. Я был готов к этому назначению.
– Вы сказали о своей связи с Союзом и кафедрами МГТУ. А как же комбинат?
– Я связан не только с ним, но и с целым рядом металлургических производств России. С 1993 года я работаю на кафедре, прошел от ассистента и старшего преподавателя до доцента, а теперь уже профессора. У меня есть целая плеяда выпускников, которые сейчас работают начальниками на прокатных станах и в ЦЛК ОАО «ММК». Ряд из них входят в постоянно действующую Сортовую Школу кафедры обработки металла давлением. Мы регулярно встречаемся, решаем научно-производственные и хоздоговорные задачи. По линии «Металлургмаша» у нас прошли обучение свыше 150 человек с Серовского металлургического завода…
– Но ведь комбинат – это не только сортопрокатный стан.
– Есть такое понятие как ротация кадров. Сейчас идет тенденция к тому, что, если человек стал руководителем стана, то это не означает, что он будет руководить только сортопрокатным станом. Достаточно часто начальников цехов, среди которых тоже есть мои ученики и аспиранты, переставляют по цехам. Поэтому знать они должны не только сортовое производство, но и любое другое.
– В какое время и в какой ситуации создавался факультет повышения квалификации? В чем заключались его основные задачи?
– Основной задачей факультета было и остается реализовать желание производственников в повышении своей квалификации. Это касается не только металлургии. Ведь чтобы построить стан, надо его спроектировать. Это задача строительного факультета. Когда стан построен, надо его запустить, а также просчитать соотношение производительности от печки до хвостовой части стана. Здесь уже подключаются энергетический и механический факультеты. А когда все это начинает работать, необходимо правильно работать с портфелем заказов. Это уже факультет экономики и права. Таким образом, все решается в комплексе. Но если в 1992 году еще оставалась плановая, привычная для нас экономика, то сегодня каждый руководитель самостоятельно решает, на что он потратит деньги, и найти деньги на повышение квалификации стало тяжелее. Соответственно, и нам приходится решать вопросы рентабельности. Поэтому сегодня мы готовы работать с любым клиентом и стараемся как можно плотнее сотрудничать с производственниками. И второе основное изменение в задачах – это техническое оснащение кабинетов и методическое обеспечение курсов повышения квалификации. Соответственно, изменились и требования к преподавателям, которые сегодня должны не только уметь работать с техникой, но и хорошо понимать производственников.
– Факультет, насколько я понимаю, занимается не только повышением квалификации, но и профессиональной переподготовкой и образованием, дополнительным к высшему. В чем здесь заключается различие?
– Повышение квалификации начинается с 72 часов. По окончанию курсов слушатель получает либо удостоверение, либо свидетельство государственного образца. За 1,5 года курсов профессиональной переподготовки слушатель получает диплом, дающий ему право на ведение новой профессиональной деятельности. А дополнительное к высшему образование, как правило, получается параллельно с обучением на дневном отделении вуза и продолжается 2,5 года.
– Оно считается вторым высшим?
– Я думаю, что оно даже лучше, чем второе высшее, для получения которого слушателю потребуется минимум пять лет.
– Зато второе высшее, как правило, другого профиля, а это возможность смены профессии.
– Вы правильно сказали о профиле. Любое специальное образование включает в себя общеобразовательные дисциплины и профильные. А что такое переподготовка? Это как раз таки блок профильных дисциплин, которые даются на базе уже имеющихся знаний. Поэтому переподготовку можно проводить и на базе среднего специального образования. Это еще не диплом о высшем образовании, но уже возможность занять руководящую должность. А вот образование дополнительное к высшему дается только на базе уже имеющегося высшего образования, которое предполагает более объемные знания по общеобразовательным и специальным дисциплинам.
– При этом второе высшее получается один раз, а переподготовку можно проходить всякий раз, как возникнет в этом потребность?
– С этим, кстати, связано подтверждение категорий практически во всех отраслях. В том числе и в самом образовании.
– В чем заключается стажировка, которая проводится на вашем факультете?
– Стажировка – это наблюдение за работой более опытных преподавателей из другого вуза. В качестве примера приведу договор между МГТУ и специализированным Центром Казахстана. У них есть федеральная программа, согласно которой преподаватели имеют возможность выехать за рубеж и посмотреть, как преподаются дисциплины на родственных кафедрах, как учатся аспиранты и т.д. В данное время у нас на кафедре ПКиСУ находится стажер из Казахстана. Она приезжает к нам, наблюдает, получает задания, выполняет их, пишет отчет и применяет полученные знания в своем вузе. Стажировка взаимно обогащает все вузы, работающие в одном направлении, поскольку каждый вуз имеет свою специфику работы, свое видение на одни и те же процессы.
– Речь здесь идет только о преподавателях или о производственниках тоже?
– Когда на комбинате проводилась коренная реконструкция, были заменены практически все сортопрокатные станы. Эту замену можно сравнить не со сменой старого 412–го «Москвича» на новый, а со сменой «Москвича» на, к примеру, «Мерседес». В момент этой реконструкции были созданы три производственные группы, которые должны были «пересесть» с «Москвича» на «Мерседес». Но если в новой машине удовольствие получаешь от того, что автоматика все делает за тебя, то на стане, напротив, ты сам должен всем управлять. В связи с этим была организована стажировка в Италию, где находятся производители оборудования «Daniele», и в Англию, где в то время уже успешно функционировали итальянские станы. Этот проект был достаточно большой, и МГТУ тоже принял в нем участие.
– Кто является основным «потребителем» вашей «продукции»?
– Если говорить о повышении квалификации, то это, в основном, строительные организации. В горном направлении это, в большинстве случаев, горно-обогатительные производства Учалов, Сибая и Казахстана. И надо отдать должное Казахстану в том, что он идет в обучении своих специалистов именно на опережение. Что касается металлургического направления, то это, конечно же, ОАО «ММК» и металлургический завод имени А.К.Серова, производственные мощности которого связаны еще с именем Екатерины. Серовцы планируют установить новую производственную площадку литейно-прокатного комплекса в Тюмени.
– Какие специальности сегодня наиболее востребованы в городе?
– По–прежнему одной из таких специальностей является «экономика и управление предприятием по отраслям». Окончив такую специальность, слушатели, которые в свое время окончили наш вуз по техническим специальностям, становятся достаточно уникальными специалистами.
– За счет чего?
– Технарям, когда они упираются в особенности технологии и оборудования, иногда не хватает знания по экономике. Они не видят, как важен результат, выраженный в деньгах: любое производство должно приносить прибыль. И, наоборот, когда экономист не понимает технологии, он складывает чугун со сталью, сталь с холоднокатаным или с горячекатаным листом и не понимает, что это по сути один и тот же металл. А наши выпускники хорошо разбираются и в экономике, и в производстве.
– А среди специальностей, дополнительных к высшему, какие востребованы больше всего?
– Переводчики. Начиная с третьего курса, наши студенты параллельно с основной, осваивают и эту специальность.
– Вам когда–нибудь делали заказ на подготовку специалистов редких профессий?
– Да, однажды нас попросили подготовить двух водолазов, но мы отказались от заказа, поскольку даем себе отчет в том, что не можем решить все проблемы образования в городе. Кроме того, обучение одного специалиста обходится заказчику в ту же сумму, что и подготовка группы слушателей.
– Расскажите, пожалуйста, о новом проекте МГТУ по созданию Центра повышения квалификации кадров для горно-металлургической отрасли. Почему такой Центр не был создан раньше?
– Мы достаточно давно озадачены этим вопросом и активно продвигаем его на разных уровнях. Он уже озвучен на четырех международных форумах, в том числе и в Челябинске, и в Москве. Аналог его существовал ранее. Но сегодня Центра повышения квалификации для горно–металлургической отрасли как такового в России нет. Это неправильно. Но сегодня уже сложилась объективная необходимость и со стороны образования, и со стороны науки, и со стороны производства создания такого Центра в Уральском регионе. Естественно, это должно случиться там, где есть и сильные производственники, и сильные научные кадры. То есть – в Магнитогорске. И здесь возникает вопрос о том, куда делся уровень подготовки «специалист», которого нет в многоуровневом образовании.
– Действительно, куда делись специалисты, которые в свое время поднимали тот же ОАО «ММК»?
– Специалисты сегодня – это люди, которые проявили себя на производстве, и его руководство готово вложить деньги в повышение их квалификации либо на факультете, либо в институте повышения квалификации, в который мы в ближайшее время будем трансформироваться. А если говорить об этом в связи с горно–металлургической отраслью, то это и есть Центр повышения квалификации.
– Как много времени уйдет на его создание?
– Это вопрос одного-полутора лет. И это, на наш взгляд, должно произойти в рамках МГТУ.
– Какова, на ваш взгляд, роль вашего факультета в дальнейшем процветании нашего города?
– Сегодня у нас формируются обучающие программы, согласованные между СПО и ВПО. Это укороченная траектория обучения, в которую непременно войдет, как элемент этой траектории, и наш институт повышения квалификации. Так как высшее образование поделилось на уровни, то не каждый сегодня может себе позволить обучение в магистратуре. А уровень бакалавриата многих не устраивает. В связи с этим востребованность в дополнительном целевом образовании набирает обороты. В связи с появлением саморегулируемых организаций растет спрос и на профессиональную переподготовку. В том числе и у руководителей фирм разного уровня. Я считаю, что факультет повышения квалификации является достаточно важным звеном, позволяющим реализовать широкий круг желаний и потребностей жителей нашего города.
– Тем более что влиться в этот процесс можно в любой момент.
– Совершенно верно. К нам приходят и школьники, и студенты, и обучающий персонал сузов, и люди с высшим образованием, и самые разные люди, желающие, повысить свою квалификацию настолько, насколько им это необходимо.