Система оздоровительных упражнений «Белояр» еще мало кому известна: согласно официальным датам, ей не исполнилось и 20 лет. Что такое «Белояр»? Каково происхождение этой оздоровительной системы? Какие учения легли в ее основу? Как влияет заболевание на целостность нашего организма? Какие заболевания можно вылечить с помощью коррекционных упражнений? Что утратила физкультура в сравнении с древними системами оздоровления? Кто сильнее – спортсмен ушу или ученик системы «Белояр»? Можно ли заниматься по системе «Белояр» без тренера?
Обо все этом читайте в нашем интервью.
– Олег, кто вы по профессии? Как сейчас официально называется ваша должность?
– По профессии я педагог, учитель труда. Почти 20 лет работал в школе и параллельно занимался «Белояром», но потом сделал выбор и ушел в систему. Уже порядка 14 лет я преподаватель системы «Белояр» в городах Челябинской области и в Екатеринбурге. В каждом из этих городов есть обученные мною ведущие групп. В мою задачу входит их обучение и контроль за правильностью выполнения упражнений.
– Когда вы познакомились с системой?
– Это случилось 18 лет назад. В конце 1991 года жители моего родного города Озерска Станислав Жуков и Владимир Ярошенко привезли ее домой из Питера, который является родиной системы «Белояр».
– Выходит, что «Белояр» – российское изобретение?
– Не совсем так. Да, ее создавали пять питерцев, но в основу «Белояра» легли как древние, так и современные знания об управлении человеческим телом. Мы ничего нового не открыли. Мы лишь вспомнили забытые открытия Бехтерева, Лурии – основоположников нашей психиатрической школы, физиолога Сеченова, знания современной психологии и оформили их в систему. Недавно вышла книга Станислава Жукова «Белояр»: миф и реальность», в ней автор достаточно подробно рассказывает о зарождении системы «Белояр».
– Как много у вас учеников?
– Много. Очень много. Я был одним из первых учеников Станислава Жукова и сейчас являюсь старшим тренером системы «Белояр»: имею право принимать сертификационные экзамены, выдавать патенты от имени основателя системы и следить за тем, чтобы система оставалась системой.
– То есть?
– В ней не должно содержаться дополнительных, противоречащих основной идее, упражнений.
– Какая идея заложена в «Белояр»?
– Прежде всего, это действительно система. Знания, которые заложены в нее, используются во многих оздоровительных течениях и йогах, но в них потеряно основное звено: принцип натяжения и цельности движений. Этот принцип внедрен нами во все наши упражнения. С его помощью легко проверить правильность выполнения любого движения: является оно естественно натянутым или нет.
– Каким образом это проверяется?
– С помощью специальных тестов. Если упражнение выполняется правильно, то все тело работает как единое целое: все его мышцы и органы действуют согласованно. Если же в упражнении допущена какая-то ошибка, то во время теста человек становится «хрупким», его легко «разрушить».
– Вы, когда начинали заниматься, легко «разрушались» во время тестов?
– Конечно. Я и пришел-то в систему только потому, что врачи поставили мне диагноз «церебральный арахноидит». Это воспаление сосудов паутинной оболочки мозга. Тогда эта болезнь практически не лечилась, да и сейчас лечится довольно тяжело. Я был еще молодым парнем, а врачи мне уже хотели дать инвалидность. Я, естественно, не хотел с этим мириться и начал искать что-то, что мне помогло бы поправить мое здоровье. Попробовал заниматься йогой – не пошло. Цыгун – не то. Ушу – не мое. Вполне вероятно, что мои преподаватели сами не обладали полным знанием об этих науках, поэтому и мне они ничем помочь не могли, ведь человек, не понявший всей глубины учения, несет людям искаженные знания. Но ищущий да обрящет, а задавший вопрос всегда получит ответ. И однажды мой друг привел меня в «Белояр». Через год у меня прекратились головные боли, тошнота и головокружения.
– В современном мире такие симптомы наблюдаются чуть ли ни у каждого второго горожанина.
– И это естественно, ведь современный мир предполагает более оседлый образ жизни: мы сидим на работе, мы сидим за компьютерами, за телевизорами…
– И это начинается со школьной скамьи.
– Да. Уже в школе мышцы шейного отдела ослабевают, голова начинает чуть-чуть съезжать вперед, и шейная артерия, которая питает головной мозг кровью, передавливается. В результате нарушается режим питания мозга кислородом, сужаются кровеносные сосуды и возникают головные боли. Причин этому может быть несколько. Но одна из них – неправильная осанка. Мозг управляет всеми процессами, и за его питанием, естественно, необходимо следить. Но чтобы почувствовать результат, заниматься нужно, конечно, не от случая к случаю, а именно в системе. Только тогда, когда вы поймете, что наша правильная осанка является продуктом нашего целостного мировосприятия, тогда вы и себя будете воспринимать пусть как маленькую частицу мира, но частицу целостную. И вы вдруг увидите, насколько люди вокруг искажены.
– Как понять – «искажены»?
– Искажены их образы самих себя. Это люди без образа – «безобразные». Их мышление не целостное, а мозаичное. Они разобраны на части, как суповой набор: их ноги двигаются как бы сами по себе, руки и туловище – сами по себе.
– Нас и лечат так – все части тела по отдельности.
– Да, к сожалению, сейчас нас в основном лечат именно так: если болит голова, лечат только голову, если болит печень, лечат только печень и т.д. Хотя если у человека болит сердце, причиной болей может послужить, например, сколиоз. Поэтому многие думающие медики с разочарованием принимают современный симптоматический метод лечения болезней.
– Насколько полно использует древние и современные знания о теле школьная физкультура?
– Как педагог, могу сказать, что методика преподавания физкультуры в школах неплохая. Но от нее осталась только внешняя форма. Утеряно основное – внутреннее содержание. Сам термин «физическая культура» я могу понимать, только если эта культура становится частью мироощущения всей нации, поскольку тяга к здоровому образу жизни – это уже культура. Но дети называют урок физкультуры «физрой». В данном варианте речи о культуре уже не идет. Многие ученики ходят на такой урок из-под палки, предполагая, что от них будут требовать определенных результатов. У них не сформировано желание быть здоровыми именно через движение. Думаю, есть в наших школах педагоги, которые доносят до своих учеников идею активного образа жизни, но современная система воспитания в нашей стране мало уделяет внимания этому вопросу.
– Когда вы ведете свои занятия, вы часто употребляете слово «сознание».
– Каждый нормальный родитель желает здоровья своему ребенку и требует от него, чтобы он занимался спортом. Но, как говорится, «хочешь изменить мир, начни с себя». У ребенка выбор носит неосознанный характер, он копирует взрослых. А родители уже должны делать осознанный выбор. Если они начнут делать зарядку по утрам, то ребенок тоже будет ее делать. У нас же даже на уроках физкультуры многие педагоги не показывают упражнение, а лишь рассказывают, как это делается. Я сам наблюдал такую сцену: полная женщина – преподаватель физкультуры, объясняет детям, как нужно сделать кувырок, потому что сама не может этого сделать! Этот пример еще раз доказывает, что вся нация должна быть подтянутой, быть в тонусе. А у нас многие люди ходят скрючившись. Хотя другая часть нашего общества ищет в спорте свою жизненную философию.
– Если сравнить «Белояр» и физкультуру, чем они отличаются?
– В «Белояре» мы осознанно включаем как можно больше мышечных волокон в движение. В простой гимнастике этого нет. Мы постоянно проговариваем, что наш мозг управляет процессами, протекающими в нашем теле – сжатием и растяжением мышечных волокон, включением этих волокон в определенный род деятельности. Соответственно, через упражнения мы развиваем свой мозг, заставляя его воспринимать большее количество сигналов, которые к нему поступают из тела. Естественно, многие в начале занятий буквально перестают понимать, что же они делают. Это как тот случай с сороконожкой, которая начала думать над тем, как ходит, и упала. Но у этого случая есть продолжение: гусеница научилась управлять своим телом и стала двигаться более грациозно.
– Вы постоянно используете в своих упражнениях образы, которые помогают вашим ученикам правильно выполнять упражнения. Как вам удается подобрать верные образы?
– Образ – психологическое понятие. И здесь очень важно понять, как тот или иной образ формируется в сознании человека в процессе его жизни. Ребенок родился. У него в голове есть только те «файлы», которые обеспечивают ему жизнь. Постепенно он начинает набирать информацию об окружающем его мире. Для этого он сначала включает тактильные ощущения (трогает, ломает, рвет), потом пробует все на вкус и т.д. И все, что попадает в поле зрения его мозга, остается в нем навсегда. Потом приходит мама и круглый сладкий предмет называет яблоком. Так мама кодирует этот предмет определенным смысловым текстом. Так вот набор ощущений в совокупности с кодировкой и является образом. После того как образ сформирован, человек начинает искать ему объяснение. Так формируется понятие. Из образов и понятий складывается мироощущение человека. У каждого человека, как вы уже поняли, оно свое. Моя же задача найти такие образы, которые в наибольшем количестве случаев совпадут. Иначе мы просто не поймем друг друга, и тогда упражнение будет сделано с искажениями.
– Но не у всех людей хорошо развито именно образное мышление.
– В таком случае мы включаем логику, выстраивая логическую цепочку. Я ни разу не встречал людей, у которых развито либо только ассоциативное мышление, либо только логическое. Тренеру системы «Белояр» необходимо обладать умением использовать и тот, и другой метод объяснения. Но в процессе занятий постепенно обе системы мышления у людей выравниваются.
– Как это влияет на результат занятий?
– Прежде всего, это влияет на восприятие мира. Оно становится более полным. А это, в свою очередь, влияет на качество всей жизни человека. Современная наука уже доказала, что все наши проблемы отлагаются на теле. Например, если человека гнетет груз проблем, он ссутуливается, и у него развивается впалая грудь. Если человек сильно обижен на кого-то, особенно на родителей, у него наблюдается лордос спины. Если человек сжат страхами, его плечи приподнимаются, грудная клетка не работает. В процессе занятий все эти вещи можно исправить. Особенно если человек начинает понимать, откуда у него возникли проблемы с телом и приступает к осознанной работе со своей психикой. То есть на первом этапе идет работа со следствием, а на втором – с причиной.
– Является ли «Белояр» одним из видов боевых искусств?
– Любое знание можно применить в любой области. Так и любое движение может быть как боевым, так и терапевтическим. Весь вопрос в том, куда направить сознание. Соответственно «Белояр» имеет три аспекта: развивающий, оздоровительный и боевой. У меня есть группа ребят, которые интересуются боевыми искусствами, но пока мы не приведем сознание в устойчивое состояние, о боевых движениях мы с ними даже не начинаем говорить.
– С какого и до какого возраста занимаются у вас люди?
– Заниматься оздоровлением можно в любом возрасте. С детьми мы просто играем, поскольку к осознанию целей упражнений они еще не готовы. У меня в Новокузнецке занимается мальчик, которому всего четыре года. Он повторяет движения за папой с мамой, и у него все получалось очень хорошо. Мой сын, которому сейчас 19 лет, с детства копировал мои движения. И когда он пришел ко мне в боевую группу, ребята удивлялись тому, насколько он цельно и собранно двигается. А однажды к нам в группу пришел чемпион России по ушу. В результате занятий выяснилось, что его тело движется не цельно, а мозаично, и это не позволяло ему выдерживать те мышечные нагрузки, которые выдерживали все остальные. При этом характер его мозаики позволяет ему добиваться определенных спортивных результатов.
– Как в таком случае вы относитесь к профессиональному спорту?
– Уважительно. Среди моих знакомых есть пятикратная чемпионка мира по прыжкам с парашютом, чемпион мира по скоростной ходьбе на сверхдлинные дистанции. В «Белояр» их привело понимание того, что любой профессиональный спорт приводит к всевозможного рода травмам. А любой человек, даже если он чемпион мира, хочет быть здоровым. И если человек начинает заниматься собой, это замечательно. И не важно, по какой системе он будет это делать. Главное – подходить к занятиям творчески. Но однажды в Новосибирске мы проводили тренинг для специалистов физкультуры. Десять человек из пришедших 80 приняли новый способ оздоровления на ура, а остальные сказали: «Нам это не надо, потому что мы привыкли работать так, как нас научили». То есть и среди спортсменов тоже есть как творческие люди, так и обыватели.
– Упражнения «Белояра», на мой взгляд, не так сложны. Может ли человек заниматься этой системой самостоятельно?
– Может. Для этого мы выпускаем методички и диски. Но коррекция определенная ему все равно потребуется, потому что у каждого человека есть свои особенности. Те упражнения, которые не связаны с его психологическими и физиологическими проблемами, он может повторить легко и без ошибок, а какие-то у него вызовут затруднения. Здесь потребуется понимание того, что именно нужно исправить. Поэтому я и езжу по разным городам, помогаю людям правильно осваивать систему.
– Какие заболевания способен вылечить «Белояр»?
– Практически все заболевания мышечной системы, двигательного аппарата, сбои функциональной системы, например, раннюю стадию рака, сахарный диабет второй степени, различные воспалительные процессы. Человеческий организм – это фабрика, которая при правильном функционировании должна вырабатывать именно то количество полезных веществ и аминокислот, которые помогут ему избежать болезней. Если же происходит какой-то сбой, искажается вся система.
– Выходит, если человек всю жизнь будет заниматься «Белояром», то проживет здоровым до 100 и больше лет?
– Такое вполне возможно. Но есть такой человеческий грех, который может все испортить – гордыня. Если человек начинает гордиться своими результатами – это уже путь к регрессии.
– В «Белояре» можно говорить о достижениях?
– Я редко видел людей, которые пришли в «Белояр» развиваться. Чаще всего приходят поправить свое здоровье. И когда люди реально получают улучшение, это уже достижение для человека. Но есть и такие ученики, которые начинают воспринимать себя как единое целое с Космосом, добиваются результатов в спорте или в учебе. Кто-то начинает картины писать. У нас есть группы детей с девиантным поведением. Их психика выравнивается. К нам ходят дети с ЗПР. У них тоже наблюдается прогресс: улучшается память, речь становится более связной. Каждый человек – драгоценность, и наша задача – помочь им раскрыться.
– Есть ли какие-то противопоказания к занятиям по системе «Белояр»?
– Любое заболевание в фазе обострения, диабет первого типа. Мы проводим специальные тренинги для медиков, наши тренеры должны хотя бы в общих чертах знать анатомию.
– Почему ваша система носит название «Белояр»? Читается как белый яр.
– Название «Белояр» – продукт мозгового штурма. Через название изобретатели системы стремились передать ее суть.
– И в чем она заключается?
– В человеке всегда присутствует два потока энергии: сверху вниз и снизу вверх. Это рождает жизнь. В мифологии славян Белояр – бог возрождения. Кроме того белояр – это апрель, месяц, когда вокруг возрождается вся природа. Конечно, это не значит, что только славяне знали о двойственности потоков. Например, в китайской философии эти знания отражены в инь и янь. Но китайская философия не так близка русскому человеку, как славянская. Я уважаю людей, которые, занимаясь йогой, изучают китайский или индийский язык, но иностранные слова не вызывают в их телах необходимых ощущений: наш мозг не умеет использовать чужие образы.
– Что связывает систему «Белояр» с йогой?
– Все, кто разрабатывал эту систему, занимались либо йогой, либо боевыми искусствами, либо психологией, либо психиатрией. Поэтому если вы назовете «Белояр» психологической йогой, вы не ошибетесь.