Кто такой «трудный подросток»? Всех ли непослушных детей следует считать трудными? Кто и как должен работать с такими детьми? В чем заключается основная задача отдела по делам несовершеннолетних? Кто помогает ему в работе? Как много в Магнитогорске детей, не посещающих школу? Почему хороший ребенок вдруг становится трудным? Куда может обратиться за помощью, если ему угрожает опасность? Зачем в Челябинской области введен комендантский час для детей и подростков?
– Любовь Сергеевна, в то время как обычные педагоги не очень-то стремятся к работе с трудными подростками, вы возглавляете отдел по делам несовершеннолетних. Что привело вас в эту область деятельности? Вас не пугают трудности в общении с такими детьми?
– После школы я окончила кулинарное училище по специальности повар-кулинар, поэтому о работе с подростками вовсе не мечтала. По окончанию училища уехала в Златоуст на повышение квалификации. Но так получилось, что резкая перемена температурного режима от жары у печи до холода в морозильной камере начала отрицательно сказываться на моем здоровье. Меня хотели оставить в кулинарном училище Златоуста на должности мастера. Но я решила вернуться в родной город. И меня, как молодого специалиста, отправили в горком комсомола. Там мне предложили поработать в качестве пионервожатой в 63-й школе. Было мне тогда 18 лет – самое время поступать в институт. Окончив МаГУ, я устроилась в домоуправление в качестве заместителя домоуправляющего по работе с жителями. Там я впервые познакомилась с работой участковых инспекторов. В штабе нашего домоуправления регулярно проводились прием граждан и вечерний обход по домам нашего микрорайона.
– То есть уже тогда вы начали знакомиться с истинной жизнью простых магнитогорцев?
– Да, свою сегодняшнюю работу я начала познавать с самых низов. Сначала я знакомилась с детьми во дворах, потом с их семьями. И однажды мой участковый дал мне направление в органы милиции, куда меня взяли сначала в секретариат, а потом перевели в управление внутренних дел.
– Подростки уже там были вашими подопечными?
– Нет, в органах милиции я практически не общалась с людьми. Моей задачей была работа с документацией. Именно это и позволило мне очень близко познакомиться с правовой стороной того дела, которым я занимаюсь сегодня. Но обстоятельства сложились так, что, когда мой ребенок поступал в первый класс, меня снова пригласили на работу в родную школу. Так и получилось, что 1 сентября я и мой сын пошли в первый класс вместе.
– И тогда вы начали работу с трудными детьми?
– Снова нет. Класс у меня был последний, и в него попали дети, которых по разным причинам не взяли в другие классы, однако они вовсе не были трудными. Но через два года вышло постановление о наполняемости классов не меньше 30 человек, и мой класс расформировали. А мне предложили должность заместителя директора по воспитательной работе.
– Что входило в ваши обязанности?
– В моем подчинении были социальные педагоги и психологи, вместе с которыми мы занимались именно той категорией детей, которых принято называть трудными. Уже тогда я занималась возвращением детей за парту, детьми, которые состояли на учете, и теми детьми, семьи которых находились в социально опасном положении. Летом вместе с ними мы выезжали и на сельхозработы в Первомайский совхоз и в оздоровительные лагеря. Так что прежде чем стать начальником отдела по делам несовершеннолетних, я прошла хорошую трудовую закалку, поэтому сейчас не испытываю трудностей в общении с подростками. Тем более что мне на помощь всегда готовы прийти сотрудники органов внутренних дел, с которыми я проработала больше 12 лет.
– Наверное, и опыт ваших предшественников вам тоже помог?
– Такого опыта не было: меня пригласили на работу во вновь созданный отдел в качестве инспектора по работе с детьми. До этого момента делами трудных подростков в администрации города занимался только один человек – ответственный секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних. И три человека возглавляли районные комиссии.
– Когда это было?
– Отдел был создан в 1998 году по решению областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
– С чем было связано принятие такого решения?
– С возросшей безнадзорностью детей.
– Таких детей стало больше в конце девяностых?
– Они, конечно, были и до этого времени, но в конце девяностых возросло количество преступлений, совершенных такими детьми. И встал остро вопрос о том, что данной категорией детей надо заниматься вплотную. Поэтому и был создан наш отдел.
– С чего вы начали свою работу?
– С приема населения. Поток желающих попасть к нам на прием был очень большим. Все шли с просьбой о помощи.
– С какими вопросами?
– С самыми разными. Но в основном они касались обучения. Детей либо отчисляли из школы, либо в категорической форме настаивали на том, чтобы родители забирали документы. И самым главным здесь было наладить работу в соответствии с законодательством, ведь речь шла о защите прав детей. Поэтому первым делом мы приступили к изучению нормативной базы, налаживали связи с надзорным органом – прокуратурой, который контролирует нас и, естественно, работает вместе с нами.
– В чем заключается такой контроль?
– Как только в прокуратуру поступает новый документ о проверке, нам оттуда звонят, и мы составляем единый план проверок всех органов системы профилактики.
– В ходе проверок выявляются серьезные проблемы?
– В начале нашей деятельности очень серьезные проблемы у нас возникали с системой образования. Мы выявляли большое количество детей, не посещающих школу. В конце 90-х годов – в начале нового тысячелетия у нас в Магнитогорске мы каждый год насчитывали более 500 детей, которые не сидели за партой. И это только официальная цифра. А что было на самом деле, мы не знаем. Вместе с нашим большим помощником Людмилой Константиновной Палкиной, инспектором-методистом управления образования (ранее она работала начальником управления образования администрации Орджоникидзевского района), мы составляли все необходимые документы для таких детей и решали их вопросы.
– В чем вы видите основную помощь управления образования?
– В небезразличном отношении к судьбам детей. Людмила Константиновна – именно такой человек. Когда родителям отказывали в приеме их ребенка в школу или, увидев у ребенка проблему с учебой и не выяснив ее причин, отчисляли его из школы, она всегда передавала информацию о такой семье нам, и мы совместно принимали меры по решению проблемы.
– Каковы сегодня результаты вашей работы в этом направлении?
– Детей, которые либо не посещают школу, либо посещают ее нерегулярно, у нас сегодня около двадцати. Очень много нами было разработано методических рекомендаций и пособий для всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хотя, конечно, когда мы приходим в школы с прокурорской проверкой, замечания все равно бывают, но они все решаемые. И того хаоса, который мы наблюдали в конце 90-х, уже нет. Сейчас мы очень четко выполняем статью 19 Закона «Об образовании», в которой рассматривается вопрос об отчислении либо о переводе ребенка в другое образовательное учреждение. Выросла и наша материальная база: в каждом образовательном учреждении есть компьютеры, в которых хранится вся нормативная база, касающаяся подростков. И все структуры системы профилактики работают как единая команда.
– Какие структуры входят в систему профилактики нарушения родителями прав ребенка и подростковых правонарушений?
– Управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и физкультуры, по делам молодежи и, конечно же, органы милиции. Для всех этих структур мы готовим необходимые нормативные документы, чтобы они работали только на их основании.
– Какие методы профилактики вы используете в своей работе?
– Самые разные. Например, с 1 по 30 сентября у нас пройдет акция «Образование всем детям». Мы будем выходить не только в школы, но и непосредственно в семьи, которые состоят у нас на учете как социально опасные и находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это семьи, в которых дети должны пойти в школу в первый класс, но их мамы не помнят об этом или не считают обучение ребенка своей обязанностью. В нашей акции будут задействованы практически все структуры системы профилактики: милиция, органы образования, соцзащиты, здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних. Губернатор выделил многодетным и малообеспеченным семьям, в которых есть первоклассники, материальную помощь. Совместные мероприятия мы проводим и со спорткомитетом УФКСиТ. Они направлены на здоровый образ жизни. К ним мы привлекаем детей «группы риска». Например, в рамках Дня физкультурника мы ездили в Атлянскую воспитательную колонию, в которой содержатся 24 подростка из нашего города. Мы провели очень большое спортивное мероприятие. Вместе с нами выезжала наша подростковая футбольная команда, чтобы провести там дружеский матч. А 26 августа мы подвели итог городских спортивных мероприятий среди дворовых команд по мини-футболу. Лучшие из них будут награждены грамотами и призами. В течение года вместе со спорткомитетом мы работаем по двум программам: по профилактике безнадзорности и по противодействию наркомании.
– За какие правонарушения подросток попадает в колонию?
– В основном за систематические правонарушения. Это могут быть и разбой, и грабеж, и случаи жестокого обращения. Как правило, такие правонарушения подростком совершаются спонтанно, но бывают и спланированные преступления. Еще один очень действенный метод профилактики – информирование подростков об их правах. Для этого мы постоянно сотрудничаем со всеми средствами массовой информации, в том числе и в Интернете. Органы милиции проводят встречи с подростками, на которых объясняют им, как они должны вести себя в трудных ситуациях, рассказывают о горячей телефонной линии службы доверия, которая работает круглосуточно. По этому телефону ребенок может позвонить в любое время и в органы соцзащиты, образования, и мне лично.
– По каким вопросам чаще всего звонят дети?
– Очень конкретно сегодня ставятся вопросы домашнего насилия, фактов жестокого обращения со стороны сверстников и родственников. Недавно мы провели заседание городской комиссии, на котором рассматривали вопрос о мерах профилактики преступных посягательств сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Мы подробно разбирали каждый факт такого посягательства, который совершился в нашем городе. Такие факты у нас, к сожалению, есть, в этом году их количество увеличилось. И речь часто идет уже даже не о случайности, а о постоянном насилии над ребенком. И на совещании перед Управлением образования, здравоохранения, социальной защиты населения были поставлены конкретные задачи об оказании квалифицированной медицинской и психологической помощи не только самим детям, но и всей семье. Кроме того, мы подготовили большую статью о домашнем насилии, где указали все телефоны доверия.
– Вы сказали о профилактике наркомании. Как часто вам приходится работать с детьми-наркоманами?
– К сожалению, в нашем городе среди взрослого населения растут как алкоголизм, так и наркомания. Сказывается это и на детях. Но начнем с того, что наркомания является закрытой для общественности темой, и даже в школах нет списков детей, состоящих на учете в наркодиспансерах. Основная профилактическая работа в этом направлении – это создание дефицита наркотика. Госнаркоконтроль у нас работает настолько хорошо, что люди все чаще обращаются за помощью по снятию с них зависимости от наркотиков. Благодаря этому дефициту детская наркомания в городе пошла на спад. Мы работаем с такими детьми так же, как и с другими трудными подростками. Во всех образовательных учреждениях трудятся обученные нами волонтеры по предупреждению заболеваний зависимости от химических веществ. Они вовлекают детей в свои игры, тренинги, круглые столы. В соответствии с нашей программой мы проводим среди образовательных учреждений конкурс на лучшую систему профилактики и противодействия наркомании.
– Во многих странах лучшей профилактикой преступлений, связанных с детьми и подростками, является запрет нахождения на улице ребенка без присмотра со стороны взрослого.
– Поэтому я думаю, что руководство Челябинской области вынесло правильное решение по введению подросткового комендантского часа. Согласно ему, дети имеют право находиться на улице без сопровождения взрослых не позже 22:00. Изменился и статус наших городских комиссий по делам несовершеннолетних. Их председателями теперь являются заместители главы города. Ленинскую комиссию возглавляет Виктор Николаевич Нижегородцев, правобережную – Владимир Алексеевич Ушаков, Орджоникидзевскую – Валерий Александрович Измалков. А председателем городской комиссии является Сергей Иванович Кимайкин. Такой высокий статус серьезно отразится как на работе самих комиссий, так и на отношении к ним правонарушителей.
– Сколько сегодня подростков стоит у вас на учете?
– 1100 человек. Заметно снизилось количество бродяжек в нашем городе. Если в прошлом году у нас было 145 детей, самовольно оставивших госучреждение или семью, то в этом году – 42. Единственное, что нас беспокоит – социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Туда помещаются дети, ожидающие присвоения им социального статуса: либо он сирота, либо его родителей лишают родительских прав, либо у него что-то произошло в семье. Если мать ребенка лишают родительских прав и его передают в госучреждение, то ребенок часто убегает домой, к матери, которая дорога ему любая, какой бы она ни была. И у нас фиксируется розыскное дело.
– Я не думаю, что всех тех детей, которые по каким-либо причинам не посещают сегодня школу, можно назвать трудными. Кого же все-таки считать трудным подростком?
– Мы вообще стараемся не акцентировать внимание на определении «трудный», хотя в школах каждого провинившегося подростка стремятся подвести под эту категорию. Приходишь в школу с проверкой, и перед тобой выкладывают длинные списки таких детей. Спрашиваю: «А что это их у вас так много?» И мне начинают объяснять: этот не пришел в школу, этот подрался, этот нагрубил… Но ведь это подростки! Переломный возраст! В каждой школе есть психологи, социальный педагог и другие службы, которые должны работать с ними. Почему мы должны ставить детей за любую провинность на педучет? Мало того – на учет в инспекцию, хотя никакого серьезного правонарушения еще не было. Сделать это можно только после составления административного протокола, который рассматривается на районной комиссии с приглашением законных представителей. Только по решению комиссии ребенок ставится на учет.
– Почему дети становятся трудными? Какую роль в этом играют значимые для него взрослые, сверстники, социальная обстановка, положение государства в мире?
– Часто бывает очень трудно разделить, что в большей мере повлияло на поведение подростка. Хотя, конечно, чаще всего, все начинается с семьи. Но и общество тоже играет немалую роль в формировании мировоззрения ребенка. Дети все происходящее вокруг них впитывают как губки – и хорошее, и плохое. Поэтому даже в положительных семьях подростки совершают преступления. Что их побуждает на это? Возможно, он обиделся на что-то или пережил какой-то стресс.
– Мне кажется, что сегодня нашим детям очень не хватает любви.
– Да. Особенно это касается неполных семей и тех, где воспитанием ребенка занимается одна мама, которая работает на двух, а то и на трех предприятиях и в силу своей занятости не успевает оказать своему ребенку должного внимания. А то и просто лишний раз погладить его и поцеловать.
– Что вы можете посоветовать родителям, у которых не получается найти общий язык со своим подростком?
– Главное, с ним надо разговаривать на его языке, поставив себя на один уровень с ребенком. Неблагополучные дети очень колючие, они считают, что все хотят их обидеть, унизить, причинить им какую-то боль или предложить им неподходящую для них форму поведения. К нам чаще всего приходят дети, у которых душа уже изранена. И с ними должны работать специалисты. А родители даже у нас на приеме продолжают во всем винить ребенка. Иногда к нам заведующие детских садов обращаются по фактам жестокого обращения родителей с детьми. В судах такие факты достаточно сложно доказать, поэтому я советую заведующим сначала зафиксировать факт телесных повреждений в «Айболите», а потом только вызывать родителей. А если говорить о госучреждениях – о тех детях, которые остались сиротами или без попечения родителей, то это в основном та категория детей, у которых рано или поздно срабатывают родительские гены, и они начинают повторять судьбу своих родителей. Даже если их усыновляют в очень раннем возрасте. И именно такие дети беспокоят нас сегодня больше всего.
Городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: 49-04-57.
Телефон доверия Управления внутренних дел: 29-80-02 (круглосуточно).
Телефон доверия Управления социальной защиты населения: 41-55-41 (круглосуточно).
Телефон доверия Центра «ЭГО» в Управлении образования: 26-76-46 (круглосуточно).
МУ «Центр социальной помощи семье и детям»: 20-79-11.