Город Наталья Веремеенко, ректор Магнитогорской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ, профессор: «Все творческое в человеке – это дыхание божье»

Наталья Веремеенко, ректор Магнитогорской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ, профессор: «Все творческое в человеке – это дыхание божье»

Магнитогорская консерватория – одно из лучших заведений, дающих высшее музыкальное образование. В нем постоянно царит таинственно-сказочная атмосфера предстоящего праздника. Как и кем создается эта атмосфера, какие творческие события происходят в залах этого вуза? Почему наш город не всегда можно назвать провинциальным, что дает нам возможность сравнивать его с самой Москвой? Как можно растрогать до слез целую приемную комиссию?

О том, с какими талантливыми людьми общаются преподаватели и учащиеся консерватории, в каких интересных конкурсах может поучаствовать каждый магнитогорец, мы предлагаем беседу с замечательной женщиной, чья музыкальная жизнь тесно переплетена с жизнью Магнитогорска. Наталья Веремеенко – руководитель, который создает музыкальный имидж города.

Наталья Николаевна, можно ли получить полноценное музыкальное образование вдали от Москвы?

– В России есть ряд старейших вузов, таких, как, например, Уральская консерватория, Нижегородская, Саратовская, Новосибирская – это крупные музыкальные вузы с богатейшей историей и хорошими традициями. Другое дело, что музыкант учится не только в классе, он учится в концертных залах. Конечно, в Москве ты можешь выбирать из 6-10 концертов в один вечер. Москва дает возможность быть в гуще событий. И это касается любого вида искусства. А для музыканта важен слуховой опыт. Он должен слышать, например, тембры духового оркестра.

В этом смысле Магнитогорск и любое другое провинциальное заведение проигрывают. Но музыканты учатся не столько в музыкальном заведении, сколько у конкретной персоны, ведь наше дело передается из рук в руки. И если выдающийся музыкант преподает в провинциальном городе, то поедут учиться туда, где он живет, а не в Москву. В Ростове-на-Дону в свое время преподавал выдающийся баянист Семенов, так я знаю москвичей, которые ездили учиться к нему в Ростов-на-Дону. Конечно, в Москву стекаются лучшие музыканты. Тот же Семенов, в конце концов, переехал в столицу. Но наш город не похож на любой другой провинциальный город, потому что он обладает столичной художественно-музыкальной инфраструктурой. У нас есть филармония, театр оперы и балета, и, конечно же, консерватория.

В чем особенность нашей, магнитогорской консерватории?

– Уникальность магнитогорского музыкального вуза в том, что он первым был открыт даже не в областном центре. Сейчас по нашим стопам пошли многие, например, Тольяттинский институт искусств. Образование музыкального вуза в Магнитогорске было вызвано рядом причин. Во-первых, историей музыкальной Магнитки. Она так же легендарна, как и история самой Магнитки. У ее истоков стояли уникальные люди. Мы строили город-сад, город большой культуры. Нельзя умалять значение того энтузиазма, огромного стремления создать великое будущее, которыми были наполнены сердца строителей города. Все это делало невозможное возможным. Во-вторых, системой художественно-музыкального образования, созданной за эти годы в Магнитогорске. И, конечно же, личностью, которая сумела осознать те перемены, которые необходимы были нашему городу в плане музыкального просвещения, и совершить эти перемены. И этим человеком стал Александр Николаевич Якупов. В то время он был директором музыкального училища. Именно по его инициативе произошли преобразования в нашей системе обучения.

Как же история определила возникновение музыкального вуза в Магнитогорске?

– История развития музыки в Магнитогорске началась в музыкальном бараке на левом берегу. Это был действительно барак – длинное деревянное помещение. Но сюда приехали преподавать люди, окончившие московскую консерваторию. Я в то время училась в музыкальном училище, с концертами объездила «красные уголки» всех цехов комбината, других промышленных предприятий. Наши музыкальные бригады несли искусство повсюду. Первые преподаватели музыки заложили крепкие профессиональные корни в магнитогорскую музыкальную культуру. И в этом не было ничего провинциального. Наше магнитогорское отделение музыкального общества по количеству людей, регулярно посещавших концерты, приравнивалось к московскому и ленинградскому. И это определяло уровень преподавательского состава и образовательного процесса.

А система художественно-музыкального образования, о которой вы упомянули, – из чего она состоит и что дает музыкантам и городу?

– В конце 80-х-90-х годов мы обратили внимание на то, что половина наших выпускников, а то и больше, не хотят продолжать свою деятельность по избранной специальности. Представьте лауреата международных конкурсов, которого мы готовили к серьезным выступлениям и которому на распределении говорим: «Поезжай-ка ты в Пласт или в Карагайку преподавателем музыки за 4 тыс. без предоставления жилья или хотя бы ну какой-то минимальной помощи». В свое время Петр Иванович Сумин создал в Челябинской области систему поддержки молодых преподавателей. Они получают единовременные подъемные и затем ежемесячно – 40 процентов надбавки к своей заработной плате. Но это не распространяется на педагогов музыкальных и художественных школ! Почему?! Это непонятно. Мы, руководители консерватории, поставили перед собой цель – помочь закрепиться начинающему педагогу на рабочем месте. Началась работа по профессиональной ориентации со студентами. Была введена практика предварительного распределения в детские музыкальные школы. Студенты, проработав в коллективе два-три года, врастают в него, обрастают учениками, пропитываются духом проделанной работы и уже не хотят уходить из коллектива.

Кто сегодня определяет уровень творческого процесса в консерватории?

– У нас создано очень много творческих коллективов, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Существование симфонического, камерного, народного, джазового оркестров, хоров разных по жанру – это лицензионные требования. Я с огромным удовольствием говорю об этой стороне нашей деятельности, потому что все коллективы у нас заслуженные и всеми коллективами руководят заслуженные люди. У нас действуют два хора. Ими руководят наши выпускники. Наш выпускник возглавляет камерный оркестр. Хор мальчиков «Соловушки» – детище Александра и Марины Никитиных. Оркестром народных инструментов руководит заслуженный артист России Сергей Брык. Это любимый коллектив горожан, его многие знают. А сколько у нас лауреатов! Например, трио баянистов: Ибрагимов Геннадий, Гайнулов Евгений и Галимзянов Илья. Я говорю об этом коллективе только потому, что они вернулись буквально вчера ― горяченькие, как пирожки. Ребята стали победителями в третьем Всероссийском туре отбора чемпионов мира, который состоялся в конце июня в Москве. Они победили одни (!) на всю Россию и теперь рекомендованы к участию в 63-м международном конкурсе «Кубок мира» в октябре в Хорватии. Им полностью оплатят участие в этом конкурсе. В самый урожайный год у нас было 57 лауреатов международных конкурсов.

Расскажите о подразделениях консерватории

– Наше младшее подразделение – «Нотка» – это чудо. В нее мы принимаем детей с 3-4 лет. Когда к нам приезжают высокие гости, комиссии различного уровня, мы приводим их в «Нотку». Члены аттестационной комиссии плачут от восторга, глядя на наших детей. И большое за это спасибо педагогам и музыкантам, которые там работают. Это совершенно удивительные люди, специалисты высокого уровня. Они разработали уникальную, сбалансированная программу ранней диагностики и развития творческих способностей ребенка. Мы не можем знать, в каком направлении проявится талант малыша, поэтому в нее включены и ИЗО, и танцы. Но основную, самую мощную часть, конечно же, занимает музыка. За несколько лет существования «Нотки» в этом детском саду набралось многочисленное количество детей–лауреатов международных конкурсов. Представляете! Но «Нотка» – это еще даже не первая ступенька. Первая – лицей. Для него нами лицензированы две музыкальные программы. Одна – для обычной музыкальной школы. После нее можно или успокоиться и больше не продолжать свое музыкальное образование, или поступить в колледж. В этом случае ученик проучится девять лет в школе плюс четыре – в колледже. Вторая программа – для талантливых музыкантов и рассчитана на десять лет и десять месяцев. Выбор программы – процесс не одного дня.

Я сколько угодно могу назвать случаев, когда в первые годы кажется, что ничего из ребенка не получится. Только что закончила вуз моя ученица Анечка Художникова. Когда она пришла в лицей, я сомневалась, брать ли ее вообще. Ее одаренность проснулась, когда она училась уже в консерватории! На мой вопрос: «Где ты прятала свой талант раньше?» – она мне ответила: «Я не знала, что музыку играю. Просто механически заучивала произведения». С ребенком надо всегда идти рядом, не тянуть, не напрягать его. Просто чуть-чуть подталкивать. И талант, если он есть, сам проснется. После колледжа учащийся может получить распределение в музыкальную школу или продолжить обучение в вузе. Наиболее талантливые могут поступить в ассистентуру и аспирантуру. Это два разных направления послевузовского образования. Аспирантура, как и в обычных вузах, длится три года. По ее окончании защищается диссертация. Ассистентуру называют по-разному, например, «творческая стажировка». Она всегда существовала в вузах искусств России. Именно в ней совершенствовалось исполнительское мастерство. Обучение в ассистентуре длилось два года и заканчивалось защитой дипломной работы. К сожалению, в какой-то момент наших российских преобразований из закона выпали слова «ассистентура» и «стажировка».

В нашей консерватории обучаются иногородние ребята?

– Да, и, к сожалению, больше, чем мы можем себе позволить, и меньше, чем хотели бы. Дело в том, что мы несем ответственность перед Челябинской областью, обучая детей на губернаторские деньги. Специалистов для других областей бесплатно мы готовить не можем. Поэтому все, кто учатся у нас заочно, обучаются только платно. А ведь любой музыкант, обучаясь у нас пять лет, все эти годы определяет атмосферу вокруг себя, определяет уровень нашего учреждения, он работает в творческих коллективах, поет в хоре, играет в оркестре… А потом уезжает. Но ведь часто происходит и так: проникаясь нашей атмосферой, он остается в городе. Кто-то даже на кафедрах работает. Например, руководитель нашего камерного хора Дома музыки – специалист, в свое время приехавший к нам учиться из Свердловской области. Мы не закрываем двери для талантливых людей, хотя иногда приходится объяснять, почему за деньги нашего губернатора мы обучаем ребят из других областей. Я считаю, нужно не двери закрывать, а, напротив, создавать условия, чтобы таланты оставались здесь, у нас. Есть у нас и иностранцы. Они тоже обучаются платно.

Как дела обстоят в консерватории с защитой авторских прав? Ведь у вас есть композиторское отделение.

– Да, у нас есть композиторы. Но в защите нуждаются не только они, но и любой автор. Что касается недавно принятого закона, то очень хорошую поддержку в его исполнении оказывают нам наши юристы.

К юбилею Магнитогорска среди поэтов города был объявлен конкурс на написание гимна. Талантливых людей оказалось очень много. Но ведь гимн – это не только стихи.

– Чтобы провести конкурс на должном уровне, была создана комиссия. Я вхожу в эту комиссию. Первое, что меня потрясло, – количество представленных работ. Это говорит о том, сколько талантливых людей в нашем городе, а также о том, насколько наши люди любят свой город. Я всегда знала, что у нас существует некая магнитная аномалия. Все работы произвели на меня неизгладимое впечатление, и я предложила оформить их в отдельный выпуск. Однако если произведение названо гимном, то оно не может быть создано в стиле «шансон» или авторской песни. У жанра свои законы, свои критерии. Вот по этим законам музыкантам и поручили сделать первоначальный отбор.

Они подошли к своей задаче чисто с профессиональной точки зрения, оценивая только соответствие произведения жанру. Параллельно шла работа с текстом. Стихи, к которым музыки написано не было, в конкурс включены не были. Таким образом, из 40 представленных работ было отобрано девять. Сейчас нам предстоит новая задача: каждого из участников мы хотим поставить в равные условия. Дело в том, что авторы сами записывали свои произведения, и не у каждого из них была возможность сделать это качественно. Поэтому все девять произведений будут распределены по творческим коллективам и ими исполнены. Возможно, мы сделаем серию концертов. К концу сентября мы будем готовы объявить результат.

Расскажите немного о себе. В какой атмосфере создавался и рос ваш талант музыканта?

– Моя мама – коренная ленинградка. Самый тяжелый год блокады она прожила в Ленинграде. Война началась, когда ей было 16. В тот год она должна была поступать в консерваторию. Ее эвакуировали в Магнитогорск, где она, в конце концов, поступила в музыкальное училище. Долгое время работала директором музыкальной школы. Папа – разносторонне одаренный человек, всю жизнь проработал на комбинате. Самый главный его талант – это любовь к жизни. Мы просыпались под его счастливое пение. Ко мне с малых лет относились как к человеку, у которого свое мнение, свое желание имеют право быть. Моя семья – это атмосфера глубочайшего уважения друг к другу. Я выросла в счастливой обстановке. Мама привела меня в музыкальную школу, где меня приняли в класс Григория Ивановича Писаренко. В 1965 году поступила в музыкальное училище. Я вспоминаю те годы с огромной благодарностью, всех своих учеников, которые прошли через мой класс. Талантливые ученики привносят новое в восприятие музыки.

Как вам после всей концертной жизни вдруг осесть в кресле ректора консерватории?

– Сейчас я еще не привыкла к административной деятельности. Но она дает другие, новые радости.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления