Город Валерия Войтова, руководитель танцевального ансамбля «Оникс»: «Для меня танец – это жизнь»

Валерия Войтова, руководитель танцевального ансамбля «Оникс»: «Для меня танец – это жизнь»

Не только коммерческими делами и работой наполнена жизнь человека. И как прекрасно, что в наше время, время денег и бизнеса, есть люди, сохраняющие для нас мир прекрасного, одно из направлений которого – танец.

Как живется таким людям в наши дни, как они поддерживают в нас неувядающий интерес к красоте танца? Почему у людей не пропадает желание танцевать? С какого возраста и как нужно воспитывать танцевальный талант в ребенке? Что для этого требуется от родителей?

На эти и другие вопросы мы попросили дать ответ человека, для которого танцы – не просто вид деятельности или способ заработать себе на жизнь, но и сама жизнь. На наши вопросы отвечает Валерия Войтова – руководитель, пожалуй, самого неординарного танцевального коллектива нашего города.

Танец – очень емкое понятие. Валерия Евгеньевна, что такое танец в восприятии современного человека? Зависит ли отношение общества к танцу от времени, политической обстановки?

– Танец всегда был и будет самовыражением нации. И, естественно, когда меняется общество, способность каждого члена общества к самореализации, меняется и отношение к танцу. В этом отношении танец выступает больше как искусство, которое отражает в себе все, что происходит с людьми: их открытость, раскрепощенность или, напротив, заботу о хлебе насущном, что мешает человеку быть самим собой. Некоторое время назад, когда все заговорили о надвигающемся кризисе, интерес к танцу заметно ослаб, занимающихся стало меньше, но основной костяк остался. Это те, для кого танец – способ жизни, а не просто возможность занять свободное время. Это те, кто остается с танцем всегда, и политическая обстановка на их восприятии танца не сказывается. Судя по тому, что желающих научиться танцевать сейчас становится все больше, кризис ушел из умов людей, они снова потянулись к прекрасному. Со временем меняется и выбор танцевальных направлений. Раньше в большой моде были бальные танцы, но эти школы стали очень дорогими. Поэтому стали развиваться другие направления: различные степы, «латиносы», восточные танцы. Даже фитнес перестал быть просто фитнесом. Он приобрел танцевальное звучание, в него все больше включают танцевальные элементы. Это связано с тем, что научиться танцевать сейчас хотят не только дети. Родители и сами с удовольствием записываются к нам на занятия. Да и взрослой молодежи стало больше. Люди не желают ограничивать свою жизнь схемой «дом-работа, работа-дом», им хочется накапливать позитивные эмоции, приобретать положительные ощущения.

Как меняется танец в зависимости от времени?

– Современный танец стал намного сложнее и динамичнее танцев прошлых лет. Даже несколько лет назад они были гораздо проще. И это ощущают не только профессионалы, но и любители. Недавно мы приехали с чемпионата России по танцевальному шоу и были просто поражены уровнем сложности и темпом предлагаемых направлений. Раньше на чемпионате необходимо было раскрыть тему номера, его идею, показать танцем некий образ, сейчас танец стал больше похож на акробатику: нужно уметь стоять на руках, крутить-вертеть и собой, и партнером. К сожалению, передача танцевального образа ушла на задний план. Физкультура, несомненно, необходима, но танец все равно должен оставаться танцем. Я думаю, мир успокоится, и это непременно скажется на танце – его накачивание сложными элементами перейдет в качество. И все же надо сказать, что классический танец останется в любое время. Русский балет, его классическая школа славились всегда. Может быть, и в танце придет некое пресыщение, и танцоры поймут, что акробатическое мастерство – это еще не весь танец. Вернется пластика, образность, внутреннее содержание, которое мы через танец стремимся донести до зрителя. И придет новый, более высокий уровень понимания танца. Ведь танец – это некое взаимоотношение между танцующим и зрителем. А новые танцы всегда будут появляться. Уже существует много уличных стилей. Первым возник хип-хоп, затем брейк. Сейчас трудно и перечислить-то все: модерны, джазы, хаузы, их смешение…

Нужны ли танцы современным людям? Что они дают танцору, зрителю?

– Любому человеку нужна отдушина, место, занятие, через которое он высвобождает свои эмоции, снимает напряжение современной жизни. Ребенок, да и взрослый человек, через танец ощущает окружающий мир по-новому, его характер меняется в лучшую сторону, крепнет, восприятие становится шире, ярче. Танец помогает раскрыться более полно и в обычной жизни. Даже если ребенок не свяжет свое будущее с танцами, он все равно будет более успешным в любом направлении. Взрослые же стремятся к красоте, которую дает умение танцевать. Многие молодые люди приходят к нам, чтобы научиться танцевать вальс. Первый вальс жениха и невесты – это же так важно! Юноша и девушка хотят, чтобы он запомнился им на всю жизнь! Модное веяние последнего времени – это танец в подарок. Когда есть все и сделать дорогой подарок – не проблема, на первый план выходят другие желания. Жены дарят мужьям на день рождения или день свадьбы, например, восточный танец собственного исполнения. Это же незабываемое событие! Целые женские коллективы приходят к нам обучаться танцам, чтобы сделать подарок своим мужчинам на 23 февраля! А в каком восторге были мужчины, когда их женщины сделали им такой подарок!

В танцах очень много направлений. Каким из них занимаетесь вы?

– Наше направление называется «Танцевальное шоу». В это направление входит все: и немного классики, и стилизованная народная хореография, и джаз, и эстрада… В общем это смешение всех стилей. Мы готовим номера, которые несут в себе определенную идею, в них заложена театральность. Это, к примеру, не чистая румба, а танец, в котором происходит некое развитие событий, распределение танцоров по ролям. У каждого из них свой образ, свой характер. Иногда перед выступлением приходится рассказывать зрителям либретто: что мы хотели этим танцем сказать. Мы и в конкурсах участвуем по направлению «Танцевальное шоу». Конечно, то, что мы делаем, гораздо сложнее обычных танцев, ведь надо уметь очень много: и классические танцы знать, и народные да и актером быть. Но все это делает подготовку номера намного интереснее как для хореографа, так и для танцоров. Да и зрителей такой номер, несомненно, эмоционально вовлекает больше.

Вашим учителем танцев была ваша мама, Лидия Васильевна. С чего началась ее танцевальная жизнь?

– Моя мама училась на юриста. В то время приветствовалась самодеятельность, кружки по различным направлениям. А мама всегда любила театр, интересовалась поэзией, прекрасно танцевала. В институте ее попросили вести танцевальную группу. И она так увлеклась, что бросила юридический на пятом курсе, уехала в Петербург и поступила в Гуманитарный университет им. Крупской, получила там хореографическое образование. Сейчас моя мама – заслуженный работник культуры Российской Федерации. Именно она привезла в Магнитогорск классический танец, бальную хореографию. Из ее класса вышли такие люди, как Олег Садкеев, Ильяс Мухаммедов, Елена Губская, Иван Скуридин, Вероника Болтвина и многие другие. И до сих пор она преподает детям, курирует нас, наш ансамбль. Я всегда советуюсь с ней, начиная новые номера. Она была моим единственным учителем танцев. Под ее руководством я танцую с шести лет. Учиться у нее было очень трудно: никаких поблажек, ни одного послабления. Мне часто казалось, что больше не смогу, брошу все. Но я рада тому, что выбора-то у меня не было. Как-то незаметно втянулась, преодолела себя и горжусь этим.

Когда поняли, что танцы – это то, чем вы будете заниматься в жизни?

– Я даже не заметила, когда это произошло. Еще с шести лет подружки просили меня показать некоторые элементы танцев, я показывала и в какой-то момент почувствовала, что мне это нравится. И уже никогда не сомневалась, что именно с танцами будет связана моя жизнь. Хотя я и не получила специального образования, как моя мама. Окончила наш педагогический университет как социальный педагог. Уехать куда-то не было возможности, а научиться хореографии заочно нельзя. Но недостаток знаний начинаю ощущать только сейчас, когда появилась необходимость их систематизировать. Нужны семинары, школы, где можно было бы узнать новые стили, направления в танцах. Без них приходится буквально выуживать новое из фильмов, передач. Недавно подсмотрела в «Заметках путешественника» африканскую свадьбу и на ее основе создала номер. Специальные семинары могли бы дать системность, уложить знания «по полочкам». А вот научиться чувствовать танец невозможно. Это либо есть, либо нет. Есть замечательные танцоры, которые не умеют передать свои знания ученикам, есть педагоги от бога, которые сами в конкурсах не участвуют, но мыслят хореографическими образами.

Танцы – это хобби, ремесло или спорт?

– Возможно, все вместе. Здесь трудно отделить хобби от работы. Ведь для меня танец – это жизнь, и на меня смена времени и правительства в этом отношении не влияет. Я танцую, сколько себя помню. Сейчас это, может быть, даже и спорт. Ведь в танцах все больше спортивных элементов, а мы от жизни не отстаем. Раньше шпагаты в номер не включали, использовали только в качестве разминки, но время вносит свои коррективы.

Раньше в школах танцы были почти обязательным предметом. Потом их отменили. И сейчас, несмотря на все возрастающий интерес, танцы в школу не вернулись. Как думаете, что давали занятия танцами школьникам? Вы бы внесли обучение танцам в обязательную программу?

– Я считаю, что это необходимо сделать. Ведь танцы – это наша культура. И в широком понимании тоже. Люди становятся более воспитанными. Сейчас родителям некогда заниматься детьми, и те все больше времени проводят за компьютером. И в этом есть что-то неправильное. Я вспоминаю время, когда в лицее у Савицкого раз в неделю, по субботам, детям давали эстетический курс. В расписание были включены, в том числе, и танцы. Ребята ходили с удовольствием. Многим театральный кружок, занятия танцами, другие предметы из этого цикла добавили в характер такие качества, которые помогли им состояться в будущем. Я часто встречаюсь с выпускниками. Каждый из них вспоминает то время с огромной благодарностью, с особыми чувствами, отдавая должное эстетическому курсу. Становясь старше, они все выше оценивают полученные навыки по достоинству. И жаль, что сейчас ушло в прошлое воспитание культурой. Я думаю, что недалеко то время, когда чиновники, пресытившись деньгами и бизнесом, все больше начнут думать о душе, о красоте.

Как и когда был создан коллектив «Оникс?» С чего все начиналось?

– В 1967 году Лидия Васильевна закончила университет культуры и привезла в наш город бальные танцы. Вот тогда на базе единственного в то время Левобережного дворца по ее инициативе и был создан «Оникс». Их коллектив участвовал в агитбригадах, выступал на комбинате, давал концерты на Банном. Выездов было много, они объездили практически всю Россию, даже посетили подводную лодку «Магнитогорский комсомолец», были и в Венгрии, и в Болгарии. Бесконечные конкурсы по всей России. Сценарии мероприятий тех лет сохранились до сих пор. Были деньги, была возможность ездить с выступлениями. Желающих танцевать было очень много. Это были и школьники, и студенты. Чуть позже стали принимать и детей. Всего было около двухсот человек. И пока коллектив принадлежал металлургическому комбинату, деньги были на все: и на поездки, и на костюмы. Все закончилось года три назад. Кризис и нас не обошел стороной. Сейчас мы работаем в системе профтехобразования. С деньгами уже не так просто, как раньше. Приходится собирать деньги с родителей, где-то обходимся своими силами, получая деньги за выступления, ищем спонсоров. Большое спасибо Дому учащейся молодежи «Магнит», в котором мы сейчас работаем, за помощь, которую он нам оказывал и оказывает до сих пор.

Есть какие-то уровни достижений, на которые ваши воспитанники могли бы ориентироваться?

– Ребенок, занимаясь в коллективе первый год, может быть задействован в концертах. И уровень его мастерства заключается в умении улыбаться во время выступления, в запоминании более-менее сложных композиций. И только потом его победы отслеживаются на конкурсах, в которых принимает участие весь коллектив. В зависимости от сложности этих конкурсов, меняется и наше отношение к победам в них. Например, на чемпионате России мы заняли шестое место и очень, очень этим довольны. На соревнованиях попроще мы уже стабильно занимаем первые места. Участвуем в конкурсах хореографии – «Горящие фонари», «Зимний бал», «Студенческая весна», есть фестиваль стильной хореографии с номинациями по «Антре», «Кабаре страсти». Концертная деятельность у нас очень большая. Выступаем и на городских мероприятиях, и елки под эгидой мера обслуживаем, дни города. Недавно прошло вручение медалей золотым медалистам – для них танцевали.

В современном мире все зависит от денег. Так ли это?

– К сожалению, это так. Любой проект требует денег. Если раньше достаточно было пошить красивые костюмы, то сейчас все больше входят в моду декорации, а это стоит дорого. Поэтому приходится и костюмы самим шить, и многое другое уметь делать. То есть можно сказать, что наш танцевальный коллектив становится постепенно коммерческим предприятием, или, как это сейчас принято говорить, быть на самоокупаемости. Это очень сложно, потому что день на день не приходится. Существует некоторый дисбаланс в нагрузке. Если перед Новым годом по пять-шесть выступлений в день, то летом наступает затишье. А костюмы нужны постоянно, к каждому выступлению. Поэтому перейти на полную самоокупаемость у нас не получится, без спонсоров не обойтись.

С чем вы связываете исчезновение меценатов в России?

– Меценаты, может быть, и не исчезли, просто они стали очень далеки от искусства.

С какого возраста нужно учиться танцевать? Могут ли полюбить танец совсем маленькие дети? Можно ли узнать будущего чемпиона в новичке?

– Сейчас в общей сложности в нашем коллективе 50 человек. Приводят даже четырехлеток. В первый год узнать чемпиона невозможно. Дети еще не понимают, чего они хотят больше – просто играть или танцевать. Приходится быть и учителем танцев и воспитателем одновременно. И только спустя какое-то время – год или два – ребенок может проявить или не проявить интерес к танцам. И большое спасибо родителям за их терпение. И хочу пожелать им этого терпения как можно больше. Только оно из обычного ребенка поможет вырастить талантливого танцора. А мы всегда готовы помочь.

Как разобраться во множестве танцевальных коллективов города? Куда лучше отдать молодого гения, если родители настроены серьезно?

– Из детских коллективов мне очень нравится «Дети Магнитки» в ДПШ, а вообще, прежде чем отдать ребенка в какой-то танцевальный коллектив, походите по концертам, присмотритесь и решите, каким танцам вы хотите обучать своего ребенка. Если говорить о нашем коллективе, то у нас очень разноплановая хореография. Мы даем возможность развиваться в различных стилях. Да и заработать, пусть и небольшие деньги, но своими танцами, у нас есть, что немаловажно в наше время. Мы даем ребятам понять, что и такое направление деятельности возможно.

А занятия у вас платные?

– Группы у нас платные до определенного момента. Как только ребенок начинает участвовать в концертной деятельности, занятия для него становятся бесплатными. Сейчас очень востребованы платные уроки танцев для взрослых. Из-за плотного расписания в нашем дворце у нас они пока проводятся редко, но на следующий год планируем открыть и их. Так что приходите, научим и свадебный вальс танцевать, и любой другой танец.

А, кроме танцев, есть любимые занятия, которым вы уделяете время?

– Танцы. Только танцы. Если не говорить о бытовых моментах жизни.

Красота спасет мир… Как вы трактуете это выражение?

– Танцуя, рисуя, человек забывает о плохом, из его головы уходят мрачные мысли. Он становится добрее, а мир вокруг него – теплее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления