Что такое система дополнительного образования? Чем она отличается от внешкольной работы? Как создавался Правобережный Центр дополнительного образования для детей? Что, кроме названия, изменилось в работе Домов пионеров и школьников? Будут ли все занятия в кружках платными? Как оценивают систему дополнительного образования России гости из-за рубежа? Каковы перспективы развития данной системы и как это повлияет на обучение наших детей?
Обо всем этом – в нашем интервью.
– Надежда Дмитриевна, почему вы не стали учителем начальных классов, ведь вы мечтали об этом?
– В середине 70-х годов прошлого века было очень трудно устроиться учителем в школу, поэтому после института я стала лаборантом в школе №2. Потом я узнала, что в школе №33 должны открыться дополнительные первые классы, и я устроилась туда старшей пионерской вожатой в надежде в будущем стать учителем.
– Что привело вас в систему дополнительного образования?
– Я тогда совершенно случайно встретилась с Владимиром Павловичем Ушачевым, с которым познакомилась в лагере труда и отдыха, куда я ездила от 33 школы с группой ребят. И он пригласил меня в Дом пионеров, директором которого был назначен. Но самого Дома пионеров тогда еще не было! Был только приказ о его строительстве, и в 46-й школе для его будущих педагогов выделили маленькую комнатку. Летом мы с подругами только посмеялись над его предложением, а осенью я согласилась поработать руководителем районного пионерского штаба. Но только один год. С тех пор прошло 34 года. Вот так и получилось, что пришла на год, а осталась на всю жизнь. Сначала нас в Доме пионеров было три человека, потом пять, а к концу года – 17.
– А работали где?
– По школам. Я выезжала в 57-ю школу, которая тогда относилась к Правобережному району, и в школу №4. Там проводились с ребятами занятия штаба и готовились массовые мероприятия. В это время в южной части Правобережного района шло строительство школы, впоследствии районного Дома пионеров.
– Школы? Разве не Дома пионеров?
– Строилась именно школа, так как внешкольные учреждения тогда строить не разрешалось. А когда 29 октября 1978 года в День рождения комсомола состоялось открытие этого здания, оно официально было названо Домом пионеров и школьников Правобережного района.
– Где и какие кружки работали в начале вашей карьеры?
– Тогда все кружки открывались на базе школ. И первой была принята в Дом пионеров и школьников Людмила Анатольевна Харина, руководитель комсомольского штаба, ныне заместитель директора по УВР школы №47. Кружок «Мягкая игрушка» вела Екатерина Николаевна Гунина. Римма Ивановна Сидельникова учила детей кройке и шитью. Лидия Ивановна Проскурякова руководила районным штабом «Зеленый патруль». Руководителем кружка «Цветоводы» была Раиса Ивановна Бойко, занятия проводились в теплице школы №28. На хоккейной коробке школы №66 проводились занятия хоккеистов под руководством Сафронова Виктора Леонтьевича.
– Детские клубы Магнитогорска помнят гораздо лучшие времена, чем сейчас: их снабжение было делом не только города, но и комбината. Расскажите, пожалуйста, о том времени.
– Мы никогда не находились под опекой комбината, так как Правобережный район Магнитогорска относился к тресту «Магнитострой», поэтому снабжением нас никто никогда не баловал. Я тогда по собственной инициативе пошла в управление «Металлургмеханомонтаж» и упросила их стать нашими шефами. Тогда эта организация была очень крепкой, и я до сих пор благодарна им за то, что они помогали нашему Центру. В начале 90-х годов также «самозванкой» ходила в «Прокатмонтаж». И хотя как такового шефства уже не существовало, они нам помогали.
– А сейчас?
– У Центра в настоящее время нет шефствующего предприятия, которое бы могло оказать материальную и финансовую помощь. В 70-80-е годы полки магазинов были пусты и приобрести необходимый товар для работы было невозможно. А сейчас в магазинах чего только нет! Только бери! Но из всех статей финансирования у нас защищены законом только коммунальные услуги и зарплата. Все остальное мы оплачиваем с помощью родительских средств и развития дополнительных платных образовательных услуг.
– В магазинах раньше действительно ничего не было, но в кружках-то было все! И на соревнования педагоги могли выезжать не за свой счет. Как вы пережили тот переломный момент, когда все устремились за деньгами?
– Было страшно видеть измалеванные в черный цвет с красными разводами детские клубы города. Многие помещения, в которых раньше занимались дети, были отданы под магазины и другие частные предприятия. Полуподвальные помещения в основном сохранились для детей. Но сейчас надзорными органами выставляются жесткие требования по отношению к помещениям, в которых занимаются дети. Выполнить все их предписания для нас проблематично. Системе дополнительного образования было очень тяжело в 80-90-е годы. Но мы знали одно: разрушить легко, а восстанавливать трудно. Поэтому мы общими усилиями начали искать новые интересные направления и формы работы для детей. И в своем поиске мы уже отталкивались не от идеологии, как это было раньше, а от потребностей самого ребенка.
– Что новое открылось у вас тогда?
– Совместно со школой №66 была открыта «Школа радости». Вместе с директором НОУ «Арт» Леонидом Августовичем Савинковым была открыта «Дошкольная гимназия», в которую стали набирать детей от 5 до 6 лет, для подготовки детей к школе. А сейчас социальный заказ родителей направлен на еще более раннее и более качественное развитие детей. Все идет к тому, чтобы начинать обучение детей уже с трех-четырех лет. Поэтому мы открыли программу раннего развития ребенка «Растишка». Программа рассчитана на адаптацию дошкольников, на развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей. Занятия проходят в форме игры. Для старшеклассников создан «Профи-клуб» – объединение по профессиональному самоопределению и допрофессиональной подготовке. По инициативе директора школы №33 Федоровой Галины Петровны создали Школу эстетики и здоровья. Тогда нас за это критиковали, а недавно вышел Закон о федеральных государственных образовательных стандартах, в котором предлагается то же, что мы делали в 90-е годы прошлого века. Согласно новому закону каждый ребенок начальной школы должен заниматься не менее десяти часов в неделю дополнительным образованием. Сейчас в нашем городе начинают действовать экспериментальные площадки по реализации этого закона. Совместно со школой №7 разработана программа «Мастер-град».
– Как будет работать эта программа?
– После занятий в школе дети приходят в Центр, где будут мастерить своими руками, делать сувениры и поделки, заниматься спортом.
– Долгое время шли споры о возможности предоставлять платные услуги в системе дополнительного образования? Как я поняла, эти споры разрешились положительно?
– Долгое время действительно было неясно, как организовать дополнительные платные образовательные услуги. Сейчас разработана нормативно-правовая база по организации дополнительных платных образовательных услуг и работа в Центре ведется в соответствии с этой базой.
– Как сейчас проходит набор кружковцев?
– Система набора у нас очень простая: 1 сентября мы проводим день открытых дверей Центра, о котором знают все жители города. В этот день и дети, и родители могут познакомиться со всеми кружками и педагогами. В течение года дети имеют право переходить из кружка в кружок. Многие ребята занимаются по нескольку лет: из «Школы радости» переходят в «Дошкольную гимназию», затем выбирают кружок или секцию по интересам, а, обучаясь в старших классах, могут заниматься в «Профи-клубе».
– Это потому что у вас все в комплексе и дети имеют возможность знакомиться друг с другом?
– Да. Помимо занятий в кружках и секциях, дети участвуют в различных мероприятиях: турслет «Весенние тропы», традиционный итоговый праздник в конце учебного года «Мы зажигаем звезды», новогодние праздники и т.д. Ребята любят соревноваться, ежегодно для них проводятся «Веселые старты», первенство Центра по плаванию, шашкам, шахматам, армрестлингу и др. Лучшие воспитанники Центра награждаются стипендиями (от 500 до 1000 рублей), почетными грамотами Центра. И эти грамоты ребята сейчас очень ценят. Многие из них создают портфолио – папку личных достижений. Мы надеемся, что в будущем достижения воспитанников в области дополнительного образования будут учитываться наряду с успехами в школе при поступлении в вузы. В этом году мы отправили материалы о лучших обучающихся и педагогах Центра для публикации в энциклопедии «Одаренные дети – будущее России». А Николай Прокопьев из хореографического коллектива «Уличные танцы» (рук. Остроглядов С. А.) был удостоен стипендии главы города в рамках городской программы «Одаренные дети». Он стал призером всероссийского конкурса современной хореографии.
– Как можно сформулировать основную цель дополнительного образования прошлых лет? Чем она отличается от той, что вы ставите перед собой сегодня?
– До 90-х годов мы работали в соответствии с Положением о Доме пионеров и школьников. Основным в этом Положении значилось воспитание через пионерскую организацию будущих строителей коммунизма. Если раньше все цели образования и воспитания были направлены на развитие общества («Раньше думай о Родине, а потом о себе»), то сейчас акцент сместился на личностное развитие и самоопределение. Все, что было положительного в пионерской организации, наш педагогический коллектив старается сохранить. Например, День пионерии – 19 мая – мы проводим и сейчас как День творчества. Работает историко-краеведческий музей, в котором собираются ветераны комсомольского и пионерского движения. Лучшим коллективам присваивается звание «Образцовый детский коллектив Центра». Их заносят в Книгу почета Центра. В этом году звание «Образцовый детский коллектив Центра» присвоено клубу авторской песни «Феникс», которым руководит Яна Станиславовна Морозова, и коллективу «Уличные танцы», руководитель Сергей Александрович Остроглядов. У нас есть и коллективы, которые являются образцовыми на более высоком уровне. Изостудия «Солнышко» (рук. Тихомолова Вера Степановна) является «Образцовым детским коллективом Российской Федерации».
– Какие направления действуют в вашем Центре?
– Эколого-биологическое, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, научно-исследовательское, социально-педагогическое, культурологическое и естественно-научное. Кроме образовательной деятельности организуется также методическая и культурно-досуговая.
– Какое из них вам больше импонирует и почему?
– Как методисту мне ближе, конечно, методическая работа. Но как директор я занимаюсь всеми направлениями. И, конечно, без глубоких знаний содержания дополнительного образования и современного менеджмента было бы трудно работать. Кроме того, необходимы знания психологии, так как педагоги дополнительного образования – это народ особый. К каждому нужно найти подход. Педагог сегодня – это и методист, и аналитик, и программист, и воспитатель.
– У вас есть опыт общения с директорами зарубежных школ дополнительного образования?
— В конце 80-х годов к нам приезжала американская делегация из трех женщин. Я тогда уже была директором, и мы с ними тесно общались. Они говорили, что у них есть волонтерское движение, педагоги-энтузиасты, которые сами учат детей чему-то, но систематизированного внешкольного обучения у них нет. И они восторгались нашей системой дополнительного образования, хотели бы создать такую систему у себя. В городе Магнитогорске функционирует десять учреждений дополнительного образования детей. Система дополнительного образования нашего города одна из самых сильных в Челябинской области.
– Что здесь подразумевается под системой?
– В дополнительном образовании образовательный процесс строится в соответствии с уровнями: первый (начальный) – досуговый; второй (репродуктивный) – практико-ориентированный; третий (эвристический) – дифференцированный и четвертый (креативный) – творческий. Основными целями и задачами дополнительного образования являются формирование ценностных ориентаций у воспитанников, общей культуры, адаптация к жизни в обществе и взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей.
– А как быть с теми детьми, которых называют «трудными»?
– Мы с ними работаем: ведем учет их, сейчас набираем трудовой отряд из таких детей для работы по благоустройству города. «Трудный» ребенок в школе может оказаться вполне успешным у нас в дополнительном образовании. Такие дети, как правило, трудолюбивы, любят спорт, туризм, их нужно только в нужное русло направить.
– Что бы вы хотели изменить в системе дополнительного образования?
– Определить обязательства муниципалитета по финансированию дополнительного образования. Определить документы государственного образца для выпускников учреждений дополнительного образования детей. Учитывать при поступлении в вузы достижения обучающихся в области дополнительного образования. Повысить заработную плату педагогам дополнительного образования.
– Чем занимаются педагоги дополнительного образования летом?
– Большой популярностью среди детей и их родителей пользуется лагерь дневного пребывания «Самоцветы» на базе Центра. Этим летом в лагере отдохнет около 500 детей. Будет работать трудовой отряд «Искра» для подростков. 55 человек сходят в туристические походы. Пройдут небольшие ремонтно-хозяйственные работы по подготовке здания к новому учебному году. Продолжат работу кружки и секции. В июле будет работать плавательный бассейн.
– Каким вы видите будущее дополнительного образования для детей в Магнитогорске и в России в целом?
– Я думаю, что система дополнительного образования, конечно же, будет претерпевать изменения. С подвальными клубами, скорее всего, придется расстаться. Родители привыкнут к тому, что дополнительное образование будет частично платным. Я думаю, что по окончании обучения у нас дети начнут получать документ, который будет, как и ЕГЭ, засчитываться при поступлении в вуз. Продолжится интеграция общего и дополнительного образования.
– Если бы вам сейчас предоставилась возможность стать, как вы хотели по окончанию вуза, педагогом начальных классов, пошли бы?
– Я по характеру такой человек, который не может долго заниматься одной и той же работой. Поэтому думаю, что судьба правильно распорядилась, направив меня именно в систему дополнительного образования, где ни один день не похож на другой. А в целом моя мечта сбылась – я же работаю с детьми.