Урал впитал в себя культуру многих народов, в том числе и тех, кто является носителем исламской веры. В чем же особенность этой религии? Кого можно считать истинным мусульманином, а кто – всего лишь этнический мусульманин? Почему именно ислам порождает так много террористов? Что дает ислам женщине, а что – мужчине?
На эти и другие вопросы, простые с одной стороны и сложные – с другой, мы искали ответы в беседе с имамом Абдуллой.
– Как история ислама связана с Уралом?
– На территории Урала мусульман было много испокон веков, а когда Иван Грозный покорил Казань, позиции ислама в нашем крае стали еще крепче за счет беженцев из Поволжья. Поэтому именно в Оренбурге в 1789 году Высочайшим Указом императрицы Екатерины II было образовано Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) как Оренбургское магометанское духовное собрание. Был назначен муфтий. Вообще на территории России у мусульман всегда был один духовный лидер. Уходил один, на его место назначали другого. Мирное существование закончилось с приходом советской власти. Мы, мусульмане, всегда разделяли и разделяем судьбу всех россиян. Поэтому ислам, как и христианство, иудаизм, другие религии, подвергался гонению после Октябрьской революции. Я знаю много историй, передаваемых из поколения в поколение, о том, как убивали наших служителей, разрушали мечети, отнимали религиозные святыни у простых граждан, наказывали их за то, что не захотели отказаться от своей веры.
– Кто сегодня посещает мечети города?
– Распространенное заблуждение многих – это относить определенную нацию к определенной религии. На самом деле это не так. Мы все знаем о нагайбаках – крещеных татарах. Башкиры тоже не все мусульмане. Как и не все русские – христиане. Мы, богословы, не причисляем отдельную нацию к конкретной религии, не делим людей по национальному признаку. В нашем городе есть русские мусульмане. И есть башкиры, посещающие церковь. Конечно, среди народов России есть такие, где мусульмане представляют большинство. Это чеченцы, башкиры, татары, дагестанцы, казахи, ногайцы и другие. Наш город всегда был многонациональным, поэтому в мечеть приходят разные люди.
– Мировой ислам сегодня расколот на два основных лагеря. Сказывается ли это на российских верующих? К какому лагерю причисляет себя магнитогорская община?
– Два больших лагеря – это сунниты и шииты. Но все они – мусульмане. Каждая группа признает, что Аллах один и Мухаммед (галяйхис–салям) – его пророк. А пророк Мухаммед сказал: «Кто признает единство Аллаха и мое пророчество – тот мусульманин». Поэтому и сунниты, и шииты – мусульмане. В нашем городе есть и те, и другие. Все они приходят по пятницам в мечеть. Имам проводит намаз, все верующие – и сунниты, и шииты – стоят в одном ряду и вместе читают намаз. И если, к примеру, имам поднимает руки до ушей, то кто–то поднимает руки только до груди. Но это не принципиально. Для Бога все едины. А что касается вопросов веры, поклонения… Понимание Корана меняется в зависимости от времени. Каждый век привносит что-то свое, новое.
– Ислам до сих пор считается закрытой религией, хотя число верующих достигает на настоящий момент около 20 млн человек только в России. В чем простота и сложность религии ислам?
– В исламе, конечно, есть свои тайны и загадки. Внешне ислам некрасив: очень строг, имеет определенные законы. В Коране прописано более 70 больших грехов, которые ставятся под запрет любому мусульманину. Поэтому человек, принимающий ислам, должен измениться внутренне, он должен изменить свое поведение в обществе, образ жизни. И если рассматривать ислам с этой стороны, то да, он сложен. Кроме того, каждый мусульманин в своей жизни должен совершить пять вещей: шахада, салят, закят, саум, хадж – в этих пяти незамысловатых словах и кроется сущность ислама. Эти столпы исследователи ислама часто именуют «символами веры», ибо именно по их соблюдению можно сказать, верит ли данный человек в Аллаха или нет, и чего не хватает в его образе жизни для того, что бы полностью считаться правильным и не противоречащим нормам исламской религии. Это пять непреложных истин, которые мы соблюдаем свято.
Основополагающим считается исповедание – это первый столп. Признав Аллаха единым Богом, а Мухаммеда (мир ему) его пророком, можно стать правоверным, которому предписаны ежедневные молитвы (намаз) – это совершение определенных движений – второй столп. Каждый мусульманин раз в год обязан соблюдать тридцатидневный пост – третий столп. Подача милостыни бедным – четвертый и обязательный хадж к святым местам – пятый. Но с другой стороны, ислам охватывает всю жизнь человека – от его рождения до смерти. Он предусматривает все, вплоть до того, как и чем кормить младенца, как его пеленать.
Забота ислама о человеке начинается еще до его рождения. В Коране вы найдете описание, как и что должна делать беременная женщина, ее правила гигиены. Надо сказать, что гигиена, чистота в Исламе – основное. Мы не придумываем ничего. На любой вопрос вы найдете ответ в Коране, суннах пророка. В них описан каждый шаг, каждое действие, и мусульманину остается только следовать описанию. И поэтому, когда человек проникается духом ислама, начинает жить по его законам, ему становится очень легко. И в этом смысле ислам можно назвать очень простой религией. Вот как раз за счет простоты следования ислам и находит массу последователей. Приведу пример. Один мусульманин купил квартиру в девятиэтажке. Он и жена одеты по–мусульмански, девочки на улице в платках играют. И первое, что он почувствовал – негатив, который шел от соседей по площадке. Отторжение. Дело в том, что в России еще существует стереотипное восприятие мусульман как ваххабитов-террористов. Наш мусульманин очень переживал, ведь Пророк Мухаммед (мир ему) сказал: «Ты не сможешь войти в рай, если тебе сосед не разрешит». Они с женой стали ходить к бабушке–соседке в гости с едой. Себе готовят и ей несут. Постепенно подружились. А через год бабушка им сказала: «Я хочу принять вашу веру». Один из этнических мусульман однажды пришел в мечеть помолиться за своих предков, а в это время шла пятничная молитва. Человек послушал проповедь и решил остаться. И таких случаев много. Женщинам нравится, что мусульмане не пьют. Одна женщина пришла к нам, потому что ее отец пил, бил маму, а соседи-мусульмане всегда жили в мире.
– Неужели все мусульманские семьи живут дружно? Разве характер зависит от веры?
– Характер человека меняется от веры. К примеру, если вспыльчивый мужчина читает Коран, читает слова пророка Мухаммеда, он видит, что там написано: «Когда ты гневаешься, если ты стоишь – сядь, если ты сидишь – ляг, если и лежа не проходит, пойди, умойся».
– Разве Ислам не агрессивен по своей природе? Разве он не завоевывает мир?
– Завоевание мира не является основной целью Ислама. Я бы сказал, что Ислам – это альтернативное видение, особый образ жизни.
– Как ислам относится к вегетарианству?
– Как раз с такой едой у нас нет никаких проблем. Это и еда кришнаитов в том числе. Они употребляют только растительную пищу, поэтому нам можно есть все, что они готовят. Конечно, в современном обществе с его модифицированной продукцией трудно бывает найти то, что можно есть истинному мусульманину. Поэтому приходится тщательно изучать содержимое продуктов, их состав. Чтобы верующим было проще обеспечить себя питанием, у нас в городе открыты мусульманские столовые. Каждый желающий может прийти сюда и недорого пообедать и даже заказать еду домой.
– Вы говорите о том, что в Коране прописано все, что касается жизни человека, но остается ли при этом простор для его индивидуальности?
– Конечно. Возьмем одежду. Коран говорит о том, что мужчина не имеет право открывать тело от пупка до колена. Эта часть тела должна быть закрыта. И это строго. Но чем мужчина ее прикроет – его выбор. Женщина закрывает все тело. Но стиль одежды, ткань, из которой она сшита выбирает женщина.
– А мода? Существует ли она в мусульманском мире? Как женщина может самовыразиться?
– Мусульмане не следят за модой в общем понимании этого слова. Но внутри ислама существует своя мода. Есть мода арабских стран, которые придерживаются традиционных стилей. Есть европейский стиль. В России все больше возвращаются к той одежде, которую носили до революции: к длинным платьям, юбкам, которые могут быть очень разнообразны. Наши женщины тоже не прочь похвастаться новинками. Культура ислама многогранна, но в то же время она, определенно, базируется на вере и религии. А религия диктует правила одежды и поведения в обществе, является советчиком в разрешении любых семейных и правовых споров.
– Расскажите о положении женщин в исламе. Довольны ли они им? Как это увязывается с современным представлением о возможностях женщин? Почему мужчины ислама ущемляют своих женщин? Это признак их силы или слабости?
– Наверное, говоря о правах сторон, лучше сначала упомянуть об их обязанностях. В наших семьях существует строгое разделение обязанностей. Женщина-мусульманка отвечает перед мужем и перед Всевышним только за одно – это рождение ребенка. Все остальное – обязанность мужчины: материальное обеспечение, еда, кров. Женщина только помогает своему мужчине, к примеру, в уборке помещения, приготовлении пищи…
– Что даже уборка помещения лежит на муже?
– Да. Женщина помогает в стирке одежды мужчины, воспитании его детей. В мусульманских семьях дети принадлежат мужчине. За это женщина получает столько награды от Всевышнего, как если бы она читала молитвы, читала намаз, Коран. Поскольку у мужчины больше обязанностей, то и прав у него больше. Ведь он добытчик, он, можно сказать, директор своей маленькой организации.
– Но сейчас нередко бывает так, что женщина способна заработать больше своего мужа. Как быть в таких случаях?
– Это неправильно. Жена не должна работать. Ее обязанность – рожать детей. 5, 7, 10 детей, если мало. Если женщины начнут рожать детей, каждому мужчине найдется работа. Все мусульманские страны живут по таким принципам. Это в России об этом странно слышать.
– Конечно, странно, ведь русская женщина сильна духом. И что это за мужчина, который не способен выдержать конкуренцию с женщиной! Да и продолжительность жизни «сильной половины человечества» гораздо короче. Что делать, если муж заболеет или умрет?
– Если муж умер, женщина имеет право выйти замуж второй раз. Может быть, даже стать второй женой. Конечно, не только русские женщины против этого, но и женщина любой другой национальности и веры. Но никто женщину и не заставляет. Не хочешь – не иди, живи одна. Да и ислам допускает многоженство только в определенных случаях. В нашем городе мусульман, у которых есть вторая жена, можно по пальцам пересчитать. Во-первых, это желание женщины. Во-вторых, и это обязательное условие, равноправие в материальном обеспечении каждой. Если ты жил с одной женой и тратил на нее 20 тысяч, то на вторую жену ты должен тратить столько же, но никак не делить 20 тысяч на двоих. При этом и жены, и дети должны знать друг друга. Мужчина не имеет право встречаться со второй женщиной тайно. В-третьих, дети от каждой женщины должны получать равное внимание отца. И еще одно обязательное условие – это получение разрешения на венчание. Женщина и мужчина не могут договориться один на один о совместной жизни. Без свадьбы жить вместе нельзя. Свадьба – это договор, при котором присутствует мулла, жених, невеста и двое свидетелей.
Эти пять человек являются свидетелями установления прав. В исламе женщина не может написать заявление о разводе. Прошение о разводе мулле может подать только муж. Но во время свадьбы муж и жена могут договориться о том, что часть права на развод будет у одного, а вторая часть – у другого. После свадьбы мужчина и женщина связаны между собой тремя нитями. Когда они разойдутся в первый раз, первая нить рвется, хотя они продолжают быть мужем и женой. Если они разойдутся второй раз – вторая нить рвется. И в этом случае они еще могут вернуться к семейной жизни. При третьем разводе они уже, даже если захотят, жить вместе не имеют права, пока женщина не побывает замужем за другим мужчиной. Если взять ситуацию, когда муж не исполняет своих обязанностей, жена имеет право пожаловаться на него в мечеть. При исламском шариате ему могут даже сорок палок назначить. В нашей стране этого нет, и женщине остается обращаться только в милицию или в суд. Мы в мечети можем прочитать проповедь для воздействия на него, не указывая на лица.
– Были ли в истории ислама великие женщины, можно ли встретить мусульманских женщин на руководящих постах?
– Бывают такие случаи. Все зависит от того, как муж и жена договорятся. Если женщина хочет помочь мужу или для себя денег заработать, в этом для нее запрета нет. Это чисто семейное решение. Что касается великих женщин, то стоит вспомнить иранскую лыжницу, которая участвовала в женской эстафете на олимпиаде в Турине. Фаузия Байрамова – депутат думы в Татарстане. В нашем городе я лично с такими женщинами не знаком, но знаю, что они есть.
– Расскажите, как складываются взаимоотношения общины магнитогорских мусульман и города?
– У каждого главы города есть свои взгляды на происходящее, свое определенное мнение. Бывший мэр города встречался с Верховным муфтием Талгатом Таджутдином. Они сумели договориться об открытии мусульманского центра, что и произошло в 2006 году. Сейчас при нем работает единственная в России бесплатная мусульманская библиотека, созданная нашими силами. И мы ею по праву гордимся, потому что вы не найдете такой библиотеки даже в Москве. Кроме библиотеки в центре работает кафе халяль, в котором можно поесть, не беспокоясь о том, из чего состоит еда. У нас есть собственная типография, издательство, где мы выпускаем газету «Тљп йорт» («Отчий дом»). Уже третий год, как при центре действует начальная школа. Сейчас мы добиваемся возможности для наших учеников (а это 30 детей) получения российского аттестата зрелости, ведь они изучают все предметы, которые включает в себя обязательная школа. Каждому настоящему мусульманину необходимо научиться не просто понимать арабский, он должен уметь читать и грамотно писать на арабском. Нельзя прочитать намаз на другом языке. Молитвы в Коране написаны на арабском. Поэтому наши ребята с первого класса изучают арабский язык. Он дается им легко, хотя по грамматике он намного сложнее английского…
– Ваши прихожане с населением города не конфликтуют?
– Нет, у нас очень мирный город, и его населяют добрые, толерантные люди.
– Но так было до сих пор. Совсем недавно произошли теракты в Москве. Уже выявлены организаторы этого безумного поступка. Среди населения растет напряжение, недоверие к тем, кто придерживается иных взглядов на жизнь, и больше всего это относится именно к исламу.
– Террористы, которые это сделали, – не мусульмане. Это люди, нанятые для разжигания конфликта и специально для этого надевшие мусульманскую одежду. Не берусь даже гадать, кто их нанял, – это дело правоохранительных органов. Насчет названных женщин… Я не верю, что это сделали они. Просто директор ФСБ сказал, что надо искать на Северном Кавказе, вот их там и нашли. По этому поводу есть анекдот. Сталин позвонил Берии: «Я часы потерял», – и положил трубку. Через пять минут перезванивает: «Я нашел часы». «Как! – восклицает Берия, – а мы уже трех человек расстреляли: они признались в краже!