Город Татьяна Цигипало, логопед: «Если ребенка лечить с месячного возраста, к году у него практически не будет патологий»

Татьяна Цигипало, логопед: «Если ребенка лечить с месячного возраста, к году у него практически не будет патологий»

Она очень редкий в нашем городе специалист: логопед, работающий с детьми с поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Кто же такой логопед в полном смысле слова? Чем он отличается от тех логопедов, которые помогают нашим детям в школах и детских поликлиниках? Как может логопед помочь ребенку с поражением нервной системы? Может ли логопед выполнять функции, которые, по нашему мнению, принадлежат врачу или массажисту?

Ответы на эти и другие вопросы ищите в нашем интервью.

Татьяна Петровна, обычно мы воспринимаем логопеда как человека, который занимается коррекцией нарушения речи…

– Если быть точнее, то человека, который исправляет такие нарушения речи, как неверное синтаксическое построение, маленький запас слов, дисграфию (при написании слов ребенок путает буквы, переставляет слоги), дислексию (частичное расстройство процесса овладения чтением: перестановка слов, неточность их употребления, нарушение звукопроизношения) и другие.

Насколько я понимаю, такие нарушения проявляются у ребенка не раньше, чем он начнет говорить.

– Да, такие дефекты выявляются с 3-4 лет. И зависят в первую очередь от внимания ребенка.

Но вы занимаетесь даже с самыми маленькими малышами. К тому же ваши клиенты чаще всего больны церебральным параличом.

– Да, я логопед, занимающийся с детьми, которые, за редким исключением, вообще не могут сосредоточить свое внимание на чем-либо. Некоторые специалисты утверждают, что заниматься с такими детьми можно только с трехлетнего возраста. Другие же врачи предлагают проводить весь основной курс лечения больных детей ДЦП до трех лет. Я же согласна с детским невропатологом, профессором, д. м. н. Ксенией Александровной Семеновой, которая считает, что для лечения таких больных детей природой отпущен примерно год с момента рождения. Это время, когда идет формирование основных двигательных навыков. Дальше уже следует процесс их совершенствования. Поэтому именно в течение первого года жизни ребенка важна не только ранняя диагностика этого заболевания, но и своевременное и полноценное лечение, включая ЛФК и лечебный массаж.

Думаю, мы все знаем, что детский церебральный паралич – очень страшное заболевание, которое проявляется уже в раннем детстве, но все же что это за заболевание?

– ДЦП – это патология, связанная с нарушением последовательности прохождения фаз онтогенетического развития. Еще в 1862 году была установлена причинная связь между осложнениями во время родов и нарушением умственного и физического развития детей после рождения. По мнению Ксении Александровны, ДЦП представляет собой объединение групп различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга и его повреждений на различных этапах онтогенеза, ведущих к неспособности сохранения нормальной позы и выполнения произвольных движений. Моторные нарушения при ДЦП часто сопровождаются дефектами чувствительности, изменениями когнитивных и коммуникативных функций, расстройствами перцепции, поведения, а также судорожными приступами. При этом факторы, вызывающие поражение головного мозга, при ДЦП очень многообразны.

Обычно с больными, в том числе и с больными ДЦП, работают врачи, а вы логопед. Что это за логопед, который работает с такими заболеваниями?

– Это логопед, который имеет особую специализацию. Она позволяет помогать деткам с поражением центральной нервной системы. Таких детей, к сожалению, у нас в городе с каждым годом становится все больше. Так, если раньше из 30 человек только 2-3 детишкам на месячной комиссии давали патологию ЦНС, то сейчас все наоборот: 2-3 ребенка, согласно диагнозам, «практически здоровы»! По данным Ксении Александровны, в течение 2002–2004 гг. было зарегистрировано 196 детей с ДЦП на 10 000 в возрасте от 0 до 15 лет. Среди подростков от 15 до 18 лет заболеваемость ДЦП в 1992 г. составила 4,0, в 1998 г. – 11,3, а в 2002 г. – 14,6. То есть за десять лет заболеваемость ДЦП увеличилась более чем в три раза. На начало XXI века в целом из всех детей-инвалидов в возрасте до 18 лет патология ЦНС составила 20,6 процента, и 56,3 процента из этого числа составили дети с ДЦП. А в настоящее время точных данных о количестве инвалидов с ДЦП и его последствиях в России вообще нет.

Как работают такие логопеды?

– Руками. У нас говорят, что такой массаж могут делать массажисты. На самом деле это совсем иной, именно логопедический массаж. Он не связан с общим типом массажа. Здесь идет воздействие на ЦНС, на биоактивные точки, на мелкую моторику ручек, на шейный отдел и так далее.

Как получилось, что вы стали именно таким логопедом?

– В молодости, получив диплом педагога-психолога, поехала на специализацию в Москву. Нас, таких как я, повели на экскурсию в психоневрологическую клинику. Там я впервые увидела, что советы, которые я даю о развитии мелкой моторики и тому подобного, не действенны в случаях с ДЦП! Только там я поняла, как нужно работать с детьми с поражением ЦНС. Это должно быть комплексное лечение с самого рождения! В клинике есть логопеды, которые работают с детишками от рождения до трех месяцев, от трех до шести месяцев и так далее. Уже при рождении они смотрят: если у ребенка есть какая-то неврологическая патология, то в 95 процентах случаев есть и сопутствующая патология, связанная с логопедией.

А родители могут обратить внимание на возможные проблемы со здоровьем ЦНС у ребенка?

– Да. Обычно в месяц ребеночка несут на комиссию. Первые голосовые реакции ребенка развиваются на основе таких рефлекторных актов, как сосание, глотание, жевание. Если ребенок не может сомкнуть губы, поднять язык, проглотить пищу, он будет не способен и к артикуляционным движениям, необходимым для речи. Для развития звукопроизношения важное значение имеет правильное дыхание. Если же ребенок поперхивается во время еды, его голос тихий и с хрипотцой, если у него очень сильный тонус и при выкладывании на животик он поджимает ручки и ножки, головой упирается в стол, его трудно разогнуть из-за сильного напряжения – это уже сигнал родителям. Если ребенок коленочки подгибает, когда вы хотите его поставить, если у него сильно сжаты кулачки и приведен большой пальчик – это симптом недозрелой лобной доли. Обычно такие детки много плачут, так как все мышцы их стянуты, и им больно. При выкладывании на спинку ребенок должен уметь фрагментарно удержать движение игрушки у него над головой (несколько секунд). Если же он не удерживает в поле своего внимания даже врача, который над ним склоняется, нужно встревожиться. Ну и то, что сразу видно, – это деформация головы и косоглазие. К сожалению, наши врачи не всегда говорят о том, что видят у ребенка лишний тонус, считая, что малыш со временем сам выйдет из этого состояния. Иногда назначают препараты. При этом далеко не все родители осознают причину такого назначения: нет профилактики и объяснения того, что происходит с ребенком. Лишь к году, когда начинает развиваться махровый детский ДСП или иная патология, связанная с нервно-психическим развитием, вот тогда родители начинают бить тревогу.

В каком возрасте приводят обычно детей к вам?

– К году. Когда им уже выставляют диагноз «детский церебральный паралич». А ведь если ребенка принесут в месячном возрасте, то к году практически на 90 процентов убирается вся эта патология. Так показывает практика. Но, к сожалению, специалистов, которые занимались бы с такими детьми, у нас в городе практически нет.

Если ребенка принесли к вам вовремя, достаточно ли получить у вас одну-две консультации, чтобы родители потом сами смогли работать со своим малышом?

– Конечно. Можно ведь дать совет, как, например, сделать массаж язычка или головы, как правильно заниматься с ребенком, как правильно с ним играть. Это своего рода культура воспитания. Я считаю, что в городе обязательно должны быть просветительские курсы для родителей по этим вопросам. И даваться они должны педиатром. Ведь даже здоровому ребенку необходимо делать специальные массажи, чтобы у него нормально шло нервно-психическое развитие. А наши родители совершенно безграмотны в этом отношении.

Приведите из своей практики примеры выздоровления ребятишек с нарушениями ЦНС.

– Примеров таких сколько угодно. Приходили ко мне и гидроцефалы, и микроцефалы, которым предлагали операцию, считая, что лечение без операции невозможно. Приносили детей, о которых говорили, что они будут глубокими инвалидами, и предлагали сдавать их в дома ребенка. Одна из таких девочек сейчас в школе учится на отлично. Есть, конечно, и такие детки – с тяжелой формой ДЦП, – которые идут во вспомогательные детские сады. Но еще раз повторяю: чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на выздоровление.

Скажите, пожалуйста, несколько слов о московской клинике, в которой вы получили данную специализацию.

– Это Детский психоневрологический центр имени Ксении Александровны Семеновой. Как отмечают многие специалисты, именно благодаря работам профессора Семеновой в России создана единая система профилактики, диагностики и восстановительного лечения детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы и церебральным параличом. В Детском неврологическом центре, носящем ее имя, логопеды, психологи, массажисты и врачи занимаются детьми от рождения и до 18 лет. Детки там получают полный комплекс лечения в течение всего дня. И там не предусматривается перерыв на отдых: если у родителей есть возможность на месяц поместить ребенка в клинику, то он весь месяц будет заниматься, если есть возможность на год поместить – он год будет заниматься. От болезни не отдыхать нужно, а лечиться! Но и в Москве успех зависит и от степени поражения коры головного мозга, и от того, в каком возрасте ребенок поступил в клинику.

P. S. В нашем городе начало свою работу новое Городское собрание. Возможно, кто-нибудь из депутатов заинтересуется этой темой и поможет логопедам и педиатрам детских поликлиник получить в Москве специализацию, связанную с лечением и профилактикой ДЦП?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Признаем честно: Челябинск опять катится к застою». Журналист — о том, чего мы ждем от нового мэра
Анонимное мнение
Мнение
«Село Архыз — это Тольятти 90-х»: путешественники оценили кавказский горный курорт. Стоит ли туда ехать
Анонимное мнение
Мнение
«Любая дискуссия будет под запретом»: челябинский общественник — о законе против пропаганды чайлдфри
Анонимное мнение
Мнение
Турки хотят посадить на пожизненное россиянку, которая бросила младенца в туалете. Почему так жестоко?
Анонимное мнение
Мнение
«Цена уже превысила 1000 рублей». Эксперт — о запрете на метанол для производства незамерзайки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления